Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2004 N 13202/03
Многие организации в период действия налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы применяли последний абзац пп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1). Согласно данной норме при исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы исключаются расходы организаций, рассчитанные исходя из норм, устанавливаемых местными Советами народных депутатов, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, которые находятся на балансе организаций или финансируются ими в порядке долевого участия. Аналогичная норма содержалась в ст. 5 Закона г. Москвы от 16.03.94 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы". Однако применение указанной нормы имело ряд нюансов, одним из которых являлся следующий.
Пунктом 5 ст. 21 Закона N 2118-1 расходы по уплате налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы относятся на финансовые результаты деятельности предприятий.
Налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка организации. Одним из выявленных нарушений явилось неправомерное отнесение на финансовый результат в составе внереализационных расходов суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в большем размере, чем фактически этот налог уплачен в бюджет, что повлекло уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. За указанное нарушение налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности.
Организация обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения инспекции недействительным. Решением суда первой инстанции от 23.12.2002 по делу N А40-42967/02-98-482 в удовлетворении заявления отказано.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 14.07.2003 изменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования организации.
Суд отметил, что при применении льготы, установленной упомянутым выше Законом г. Москвы от 16.03.94 N 5-25, расходы, произведенные на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, подлежат вычету непосредственно из суммы данного налога, что свидетельствует об оплате налога в объеме произведенных расходов и о том, что эту сумму следует рассматривать не как начисленную, а как оплаченную.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 23.09.2003 оставил постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2004 N 13202/03 постановления суда апелляционной и кассационной инстанций в части включения в состав внереализационных расходов налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы были отменены, а решение суда первой инстанции в данной части оставлено в силе.
При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации исходил из того, что действовавшим в проверяемый период законодательством предусмотрено отнесение на финансовый результат в составе внереализационных расходов при формировании налогооблагаемой прибыли расходов по уплате налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Льгота г. Москвы по этому налогу предоставляет право налогоплательщику, которым произведены расходы на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, уменьшать на сумму таких расходов налог, подлежащий перечислению в бюджет.
Расходы по содержанию жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы не являются расходами по уплате этого вида налога в бюджет и не уменьшают внереализационные расходы при определении финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
Советник налоговой службы |
С.Б. Журин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве N СП-2 "Льгота по налогу на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы"
Текст письма опубликован в газете "Московский налоговый курьер", N 13, июль 2004 г.