В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий порядок перерасчета размера базовой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с изменением степени ограничения способности к трудовой деятельности, дополнить подпунктом 3, предусматривающим перерасчет размера пенсии при достижении пенсионером возраста 80 лет со дня исполнения ему указанного возраста.
Одновременно предлагается дополнить статью 20 пунктом 6, в соответствии с которым проведение перерасчета накопительной части трудовой пенсии по старости в случае достижения пенсионером 80 лет производится без предоставления пенсионером соответствующего заявления.
Вместе с тем, как следует из пояснительной записки к законопроекту, основной идеей, заложенной в рассматриваемом законопроекте, является проведение перерасчета базовой части трудовой пенсии по старости в случае достижения пенсионером 80 лет без предварительного обращения с письменным заявлением в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря, 2001 г. N 173-ФЗ правила обращения за пенсией, ее назначения и перерасчета размера пенсии устанавливаются. в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" указанные правила утверждены нормативным правовым актом Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации.
Так, согласно Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств.
Действующее пенсионное законодательство устанавливает общий порядок перерасчета размера трудовой пенсии в зависимости от наступления обстоятельств, дающих право на его увеличение, в том числе в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет.
Таким образом, проблема, поставленная в законопроекте, о перерасчете пенсии при наличии рассматриваемых обстоятельств решена в рамках действующего законодательства и не требует внесения изменений в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Положение абзаца третьего статьи 1 законопроекта сформулировано некорректно, так как данный вопрос не является предметом регулирования пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. Порядок перерасчета размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет определяется пунктом 1 статьи 20 данного Федерального закона и осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное обстоятельство.
Предлагаемый законопроектом перерасчет размера указанной пенсии со дня исполнения пенсионеру возраста 80 лет повлечет за собой выделение дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку финансирование базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, законопроектом предусматривается исключение из пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ положения о том, что начисленные суммы трудовой пенсии, причитающиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся неполученными в связи с его смертью, не включаются в состав наследства.
Положения пункта 3 статьи 23 указанного Федерального закона не противоречат статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суммы трудовой пенсии, не полученные пенсионером при жизни в силу определенных условий, выводятся за пределы наследственного имущества и передаются по специальному назначению для поддержки нетрудоспособных членов семьи, указанных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и совместно проживавших с пенсионером на день его смерти. При отсутствии указанных лиц и истечении шести месяцев со дня смерти пенсионера указанные суммы пенсии выплачиваются на общих основаниях в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
С учетом изложенного проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А.Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 апреля 2004 г. N 2640п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Московской областной Думой"
Текст письма официально опубликован не был