Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 января 2004 г. N КА-А40/11174-03-П
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.09.2003 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 03.12.2003 г. ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - МАП России) о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства по делу N 1 22/516-02 от 21.11.2002 г.
Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона, принято компетентным органом и не нарушает права и интересы ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
При этом суды сослались на ст. 19.5 КоАП РФ; п. 1 ст. 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности...", ст. 15 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", ч. 2 ст. 69 АПК РФ.
В кассационной жалобе ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права: ст. 15 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ"; п. 3 Постановления Правительства РФ N 793; ст. 19.5 КоАП РФ; ст. 69; п. 2 ст. 289 АПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя МАП России, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, о чем указано в представленном отзыве, суд кассационной инстанции находит, что решение от 23.09.2003 г. и постановление от 03.12.2003 по делу N А40-49929/02-94-351 Арбитражного суда г.Москвы подлежат отмене по основаниям нарушения судом норм материального права (п. 2 ст. 288 АПК РФ).
Решением и Предписанием от 4 июня 2002 года МАП России признало в дейстиях ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" нарушение п. 1 ст. 5 Закона РСФСР от 22 марта 1991 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". По мнению МАП России, ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" создавало препятствия доступу ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" на Федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ) путем отказа в заключении с ним договора на поставку электроэнергии (мощности) и оказания связанных с этим услуг.
Предписанием от 14 июня 2002 года МАП России обязало ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" прекратить нарушение п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции путем заключения договора.
ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" не исполнило Предписание от 14 июня 2002 года, в связи с чем на ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" был наложен штраф в размере 200000 рублей, оформленный МАП России Постановлением о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства по делу N 1 22/516-02 от 21 ноября 2002 года.
Отказывая ЗАО ЦДР "ФОРЭМ" в требовании о признании постановления МАП России о наложении штрафа незаконным, суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что штраф на заявителя наложен на основании решения и предписания МАП России от 14.06.2002, которые признаны судом законными и обоснованными.
Суды пришли к выводу о том, что ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" является субъектом ФОРЭМ согласно постановлению ФЭК России N 74/12 от 14.12.2001 г. в связи с чем ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" обязано было заключить с ним договор на покупку электроэнергии на ФОРЭМ.
Данные выводы суда не соответствуют закону и противоречат материалам дела.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ) настоящий Закон определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Согласно статьи 15 названного Закона порядок государственного регулирования и применения тарифов устанавливается Правительством РФ по представлению Федеральной энергетической комиссии РФ (ФЭК России). Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставляемую электрическую энергию устанавливаются этой комиссией, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (с изменениями и дополнениями) утвержден Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливается ФЭК России. Комиссии разрешено вносить дополнения и изменения в указанный Перечень с последующим ежегодным утверждением их Правительством РФ.
Постановлением ФЭК России от 14 декабря 2001 года N 74/12 ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" включено в Перечень.
Однако включение ФЭК России ЗАО "Красный Октябрь" в Перечень не утверждено Правительством РФ, что не отрицает МАП России.
Так как Правительство не утвердило включение ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" в Перечень, последнее не может иметь статус субъекта ФОРЭМ.
Необходимым условием заключения договора является получение организацией в установленном законом порядке статуса участника оптового рынка.
Если организация не является участником ФОРЭМ, нормы Закона о конкуренции не применимы к регулированию отношений по заключению договора.
При таких обстоятельствах решение и предписание МАП России от 14.06.2002 г., которыми ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" было признано нарушившим п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции, в связи с чем было предписано в срок до 22.07.2002 г. заключить с ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" договор на покупку электроэнергии на ФОРЭМ не соответствуют Закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
Постановление о наложении штрафа, законность которого оспаривает ЗАО "ЦДР ФОРЭМ", принято МАП России на основании ст 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение юридическим лицом в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа влечет наложение административного штрафа.
Согласно п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен был установить имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности.
В связи с этим, если принятые МАП России Решение и Предписание в части, касающейся ЗАО "ЦДР ФОРЭМ", являются незаконными, то на ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" не может быть наложен штраф за неисполнение Предписания.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне установлены фактические обстоятельства по делу, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить судебные акты и вынести новое решение о признании постановления МАП России о наложении штрафа незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, ст. 287, ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 23.09.2003 и постановление апелляционной инстанции от 03.12.2003 г. по делу N А40-49929/02-94-351 Арбитражного суда г.Москвы отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 21.11.02 по делу N 1 22/516-02 о наложении на ЗАО ЦДР "ФОРЭМ" штрафа за нарушение антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2004 г. N КА-А40/11174-03-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании