Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 сентября 2003 г. N КА-А41/7105-03
(извлечение)
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Люберецкому району (далее УПФ РФ по Люберецкому району) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ООО "Медико-биологический центр" штрафа в размере 5000 рублей за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФ РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 марта 2003 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 09 июня 2003 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец просит об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на нарушения арбитражным судом при его принятии ст.ст. 2, 5, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ. По мнению УПФ РФ по Люберецкому району, вывод об отсутствии у органов ПФ РФ полномочий привлекать страхователей к ответственности за нарушение требований Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сделан судом без учета ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика в суд не явились.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из обстоятельств дела, УПФ РФ Люберецкому району обратилось в арбитражный суд за взысканием с ООО "Медико-биологический центр" в судебном порядке штрафа, наложенного на основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" за нарушение ответчиком срока регистрации в качестве страхователя в органе ПФ РФ.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что законодательство Российской Федерации не предусматривает наделение органов ПФ РФ правом налагать штрафы на плательщиков взносов в ПФ РФ, поскольку законодательство о пенсионном обеспечении и законодательство о налогах и сборах, регулирующие спорные правоотношения (с Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), не содержат указания на право страховщика применять к плательщикам страховых взносов штрафные санкции.
Однако вывод судов об отсутствии у органов ПФ РФ права налагать штрафы на страхователей ошибочен.
Основы правового положения субъектов обязательного социального страхования определены в Федеральном законе "Об основах обязательного социального страхования" (ст. 1 закона).
В качестве одного из правомочий страховщика, которым является и ПФ РФ, ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" указывает его право налагать на страхователей штрафы.
Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" составляет согласно ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство об обязательном пенсионной страховании.
В связи с этим регулирование правоотношений, связанных с контролем уплаты страховых взносов, осуществляется в силу ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" на основании налогового законодательства и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом ст. 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования".
Как установил суд, ООО "Медико-биологический центр" подало заявление о регистрации в качестве страхователя ПФ РФ с нарушением установленного ст. 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" месячного срока для исполнения этой обязанности.
Ответственность за указанное нарушение в размере 5000 рублей установлена ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в связи с чем наложение на ООО "Медико-биологический центр" взыскиваемого штрафа является правомерным.
Учитывая изложенное, а также то, что фактические обстоятельства установлены арбитражным судом с соблюдением процессуального закона, арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение от 25 марта 2003 года и постановление от 09 июня 2003 года по основанию неправильного применения норм материального права, находит возможным принять новое решение об удовлетворении иска.
В связи с принятием судебного акта не в пользу ответчика с него на основании ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию судебные расходы - государственная пошлина, которая на основании п.1 ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" составляет 5% от суммы имущественного требования (5000 рублей) за рассмотрение дела в первой инстанции - 250 рублей, а за рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанциях на основании п. 9 ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" - половину от размера, государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы - 125 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 25 марта 2003 года и постановление 09 июня 2003 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-1086/03 отменить.
Взыскать с ООО "Медико-Биологический центр" в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Люберецкому району 5000 руб. штрафа и в доход федерального бюджета 375 рублей государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 сентября 2003 г. N КА-А41/7105-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании