Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 января 2004 г. N КА-А40/11410-03
(извлечение)
ЗАО Индустриально-финансовая корпорация "Спец Пром Инвест" (далее ЗАО ИФК "Спец Пром Инвест") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда города Москвы (далее административная комиссия) от 12.03.03 по делу N 637/14790/к1-03 о привлечении общества на основании ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и Закона г. Москвы от 03.07.02 N 38 к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания Государственной городской инспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда в городе Москве.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.03 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 29.10.03 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО ИФК "Спец Пром Инвест" просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на отсутствие вины общества в неисполнении в установленный срок предписания контролирующего органа.
В судебном заседании представитель ЗАО ИФК "Спец Пром Инвест" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель административной комиссии возражал против доводов кассационной жалобы как необоснованных.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что все принятые по делу судебные акты подлежат отмене.
Как установил суд, обжалуемым постановлением административной комиссии ЗАО ИФК "Спец Пром Инвест" привлечено на основании ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и ч.1 ст. 12 Закона г. Москвы от 03.07.02 N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы" к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания Государственной городской инспекции по контролю за использованием объектов нежилого фонда в городе Москве о получении в порядке установленном законом разрешительной документации на произведенную перепланировку.
Признавая незаконным указанное постановление, суд первой инстанции исходил из того, что постановление принято неуполномоченным органом, так как согласно ст. 23.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности за нарушение, предусмотренное ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, осуществляет только суд.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из ошибочности вывода суда первой инстанции о вынесении постановления неуполномоченным органом. При этом суд обоснованно указал, что общество привлечено к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 12 Закона г. Москвы от 03.07.02 N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы", который прямо возлагает функции органа, принимающего постановление по делу об административной ответственности, на административную комиссию (ч. 2 ст. 5 Закона).
Однако несмотря на отсутствие в решении суда первой инстанции законных оснований для отмены постановления административной комиссии, суд апелляционной инстанции при принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований общества не принял во внимание требования ст. 4.5 КоАП РФ.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (срок давности привлечения к ответственности).
В то же время, из предписания, за несвоевременное исполнение которого общество привлечено к ответственности, следует, что оно должно было быть исполнено до 06.04.02.
Таким образом нарушение установленного срока исполнения предписания, составляющее объективную сторону правонарушения по ч.1 ст. 12 Закона г. Москвы от 03.07.02 N 38 "О государственном контроле за учетом и использованием объектов нежилого фонда города Москвы", было совершено ЗАО ИФК "Спец Пром Инвест" 07.04.02 и с этого момента начинает течь срок давности привлечения лица к административной ответственности.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 12.03.03, то есть за пределами установленного КоАП РФ срока данности привлечения к ответственности.
Указанное обстоятельство является в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ безусловным основанием отмены постановления по делу административном правонарушении.
В связи с этим ни решение суда первой инстанции, основанное на неправильном применении норм материального права, ни постановление апелляционной инстанции как принятое без учета требований ст. 4.5 КоАП РФ не могут считаться законными и подлежат отмене.
Учитывая, что фактические обстоятельства установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением процессуального закона, арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение и постановление по основанию неправильного применения арбитражными судами норм материального права, находит возможным принять новое решение об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление от 29 октября 2003 года и решение от 21 августа 2003 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11891/03-121-151 отменить.
Признать незаконным и полностью отменить постановление Административной комиссии по рассмотрению правонарушений в сфере учета и использования объектов нежилого фонда г. Москвы от 12.03.03 г. по делу N 637/14790/к1-03 о привлечении к административной ответственности по п.1 ст. 12 Закона города Москвы N 38 от 03.07.02 г. ЗАО Индустриально-финансовая корпорация "Спец Пром Инвест".
Возвратить ЗАО Индустриально-финансовая корпорация "Спец Пром Инвест" из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2004 г. N КА-А40/11410-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании