Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 января 2004 г. N КА-А40/11325-03
(извлечение)
Решением от 08.09.2003 удовлетворено заявленное требование закрытого акционерного общества "Комстар" к УМНС РФ по г. Москве о признании незаконным решения Управления от 26.06.03 N 19-09/16 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующее ст. ст.2, 4, 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п.8 ст.15 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.96 N 127-ФЗ подп."я" п.2.15 Положения "О составе затрат по производству и реализации...".
Законность и обоснованность решения проверяется в порядке ст.284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку судом нарушен подп."я" п.2.15 Положения "О составе затрат по производству и реализации продукции...", п.8 ст.15 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку выводы суда не опровергнуты доводами кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы кассационной жалобы и представителя общества, поддержавшего доводы отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Комстар" заключен договор от 16.0.99. с Научно-техническим управлением охраны труда Государственного комитета РФ по телекоммуникациям (Госкомтелеком РФ) о перечислении средств во Внебюджетных специальный фонд НИОКР Госкомтелекома РФ (л.д. 120, т.2).
Указанный договор заключен на основании постановления Правительства РФ су 12.04.94 г. N 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых фондов НИОКР" и во исполнение письма Минсвязи РФ от 14.02.96 г. N 951 "О перечислении средств во внебюджетный специальный фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (Спецфонд НИОКР)".
В соответствии с п. 1.2 договора ЗАО "Комстар" обязалось перечислять денежные средства в Спецфонд НИОКР Госкомтелекома РФ ежеквартально, до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца, в размере 1,5% от себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг).
В 2000, 2001 гг. в рамках исполнения договора ЗАО "Комстар" перечисляло денежные средства на финансирование Спецфонда НИОКР в соответствии с письменными указаниями Госкомтелекома РФ на расчетный счет НТУ Коскомтелеком РФ и на расчетный счет ОАО НТП "Интеллект Телеком". Общая сумма перечисленных ЗАО "Комстар" денежных средств за 2000 г. составила 8420724 руб., 2001 г. - 8662500 руб., из них на счет ОАО НТП "Интеллект Телеком" в 2000 г. - 6231333 руб., в 2001 г. - 6410250 руб.
Факт перечисления денежных средств подтверждается представленными заявителем платежными поручениями и ответчиком не оспаривается.
Отчисления на расчетный счет ОАО НТП "Интеллект Телеком" произведены заявителем в 2000 г. по п/п N 1118 от 06.04.2000 г. на основании письма Госкомтелекома РФ от 15.03.2000 г. N НТУ ОТ-1/53 (т.2, л.д. 122-123, 125), п/п 2140 от 20.06.2000 г. на основании письма Минсвязи РФ (ранее - Госкомтелеком) от 14.06.2000 г. N НТУ-1/96 (т.2, л.д. 126-127, 129), п/п 3759 от 27.10.2000 г. на основании письма Минсвязи РФ от 17.10.2000 г. N НТУ-1/57 (т.2, л.д. 130-131, 133), п/п N 4051 от 20.11.2000 г. на основании письма Минсвязи РФ от 10.11.2000 г. N НТУ ОТ-1/59 (т.2, л.д. 134-135, 137), п/п N 537 от 16.02.01 г. на основании письма Минсвязи РФ от 09.02.01 г. N НТУ-1/67 (т.2, л.д. 138-139, 141), п/п N 1609 от 04.05.01 г. на основании письма Минсвязи РФ от 16.03.01 г. N НТУ-1/71 (т.2, л.д. - 142-143, 145), п/п N 2542 от 16.07.01 г. на основании письма Минсвязи РФ от 04.07.01 г. N НТУ-1/77 (л.д. 146-147, 149, т.2), п/п N 3875 от 18.10.01 г. на основании письма Минсвязи РФ от 16.10.01 г. N НТУ-1/82 (т.2, л.д. 150-151, 153).
В соответствии с п. 8 ст. 15 Закона РФ "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.96 г. N 127-ФЗ в федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, а также в органах государственной власти субъектов РФ могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок.
Абзацем 2 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций определяется Правительством РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 2 пункта 8 статьи 15 Закона РФ "О науке и государственной научно-технической политике"
Такой Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций... утвержден постановлением Правительства РФ от 12.04.94 г. N 315 (действовало до постановления N 1156) и постановлением Правительства РФ от 13.10.99 N 1156.
Согласно п. 2 Порядка внебюджетные фонды формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов). Суммы отчисленных средств в размере до 1,5 процента себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями (хозяйствующими субъектами) в себестоимость продукции (работ, услуг).
При этом, абзацем 2 п. 2 Порядка..., утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. N 15 установлено, что в том случае, когда средства, предназначенные для отчисления во внебюджетный фонд федерального органа исполнительной власти или коммерческой организации в соответствии с настоящим Порядком, не перечислены в указанный внебюджетный фонд, налогооблагаемая прибыль организации (хозяйствующего субъекта) увеличивается на сумму этих средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого постановления следует читать как "от 13.10.99 г. N 1156"
Пунктом 3 Порядка установлено, что внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти формируются за счет добровольных отчислений, осуществляемых на договорной основе организациями (хозяйствующими субъектами), находящимися в их ведении, сумм, начисленных в соответствии с п. 2 Порядка, а также отчислений коммерческих организаций.
Подпунктом "я" п. 2 Положения о составе затрат предусмотрено включение в себестоимость иных видов затрат в соответствии с установленным законодательством порядком.
Поскольку ЗАО "Комстар" спорные отчисления в Спецфонд НИОКР производились в рамках исполнения договора по указанию Госкомтелекома РФ и Минсвязи РФ, путем перечисления денежных средств на счет ОАО НТП "Интеллект Телеком" суд считает что с учетом положений ФЗ от 23.08.96 г. N 127-ФЗ, Порядка... и на основании п. 2"Положения о составе затрат..., спорные затраты ЗАО "Комстар", перечисленные ОАО НТП "Интеллект Телеком" по указанию Госкомтелекома и Минсвязи РФ являются затратами на финансирование Спецфонда НИОКР и подлежат включению в себестоимость.
Минсвязи РФ письмом от 20.05.03 г. N П5-03-17-423 подтвердило, что денежные средства, поступившие от ЗАО "Комстар" в соответствии с договором от 16.08.99 и указанными выше письмами Госкомтелекома РФ и Минсвязи РФ перечислялись для использования внебюджетным специальным фондом НИОКР и являются взносами во внебюджетный специальный фонд НИОКР Государственного комитета РФ по телекоммуникациям.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о том, что ОАО НТП "Ителлект Телеком" не поименовано в Реестре внебюджетных фондов НИОКР и поэтому отнесение указанных сумм на затраты необоснованно, не является основанием для отмены решения суда, поскольку денежные суммы по распорядительным письмам Гостелекома РФ и Минсвязи перечислялись на финансирование Спецфонда НИОКР.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции о необоснованности вывода налогового органа о неправомерном включении ЗАО "Комстар" в 2000, 2001 гг. в состав внереализационных расходов отрицательной курсовой разницы, возникшей при перерасчете кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности: в 2000 году в размере 29024599 руб., в 2001 году - в размере 24993210 руб., основан на материалах дела.
Наличие реальной кредиторской задолженности по Кредитному соглашению N 3403/495 от 20.04.94, заключенному ЗАО "Комстар" с Внешнеэкономбанком, налоговым органом проверялось, не оспаривается и подтверждается представленными заявителем Соглашением, справкой о полученных кредитах, письмом Внешнеэкономбанка от 21.07.03 N 791/070006 о размере резервной суммы и графике поступлении средств (т.З).
В соответствии со ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Порядок оформления внереализационных доходов и расходов и порядок формирования себестоимости в проверяемом периоде определялся на основании п.6 ст.2 Закона и п.п. 14, 15 Положения "О составе затрат...".
Согласно п. 15 Положения "О составе затрат..." в состав внереализационных расходов включаются отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
Законодательством о налогах и сборах понятие "курсовые разницы в иностранной валюте" не определено.
Согласно п.1 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в актах налогового законодательства, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие "курсовые разницы в иностранной валюте" определяется нормами законодательства о бухгалтерском учете, в частности, п.3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000.
Согласно указанному пункту ПБУ под курсовой разницей понимается разница между рублевой оценкой соответствующего актива или обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, исчисленной по курсу ЦБ РФ, на дату исполнения обязательств по оплате или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, и рублевой оценкой этих актива и обязательства, исчисленной по курсу ЦБ РФ на дату принятия их к бухгалтерскому учету в отчетном периоде или отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за предыдущий отчетный период.
В соответствии с п. 11 указанного ПБУ в бухгалтерском учете и отчетности отражается курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, отраженной в иностранной валюте, если курс ЦБ РФ на дату исполнения обязательств по оплате отличается от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз.
В силу ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятии и организаций" сумма налога определяется налогоплательщиком на основании бухгалтерского учета и отчетности.
Согласно приложению N 4 Инструкции МНС РФ от 15.06.2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организации" внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета (по начислению).
Таким образом, в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации, курсовые разницы возникают не только при погашении кредиторской задолженности, но и при ее переоценке на дату составления отчетности. При этом операцией в иностранной валюте является перерасчет показателей бухгалтерского учета, осуществляемый во исполнение обязательных требований нормативных актов, о бухгалтерском учете.
При таких обстоятельствах, ЗАО "Комстар" с учетом приказов об учетной политике на 2000, 2001 гг. (т.3., л.д. 3-18), проведя перерасчет показателей бухгалтерского учета по кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, в рубли на дату составления бухгалтерской отчетности, обоснованно включило отрицательную курсовую разницу в состав внереализационных расходов в соответствии с п. 15 Положения "О составе затрат...".
По этой причине доводы кассационной жалобы по данному вопросу не являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 08.09.2003 по делу N А40-27895/03-80-299 Арбитражного суда г. Москвы - оставить без изменения, кассационную жалобу УМНС РФ по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 января 2004 г. N КА-А40/11325-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании