Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 января 2004 г. N КА-А40/11329-03
(извлечение)
Предприниматель Остроумова Людмила Александровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Инспекции МНС РФ N 31 по ЗАО города Москвы (далее - Инспекция) и Управления МНС РФ по городу Москве (далее - Управление), выразившихся в отказе в применении в 2003 году упрощенной системы налогообложения, предусмотренной ФЗ N 222-ФЗ от 29.12.95 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и обязании выдать ей патент на право применения в 2003 году упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 22.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.11.03, заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу, что на предпринимателя Остроумову Л.А. распространяется тот режим налогообложения, который был предусмотрен на момент ее государственной регистрации, поскольку последующее налоговое законодательство ухудшает ее положение как налогоплательщика; в отношении предпринимателя действует презумпция сохранения благоприятных условий в области налогообложения, как для субъекта малого предпринимательства (ч. 1 ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.95 N 88-ФЗ).
Управление с судебными актами не согласилось и обжаловало их в кассационном порядке. В кассационной жалобе налоговый орган указывает, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная законом N 222-ФЗ на территории Российской Федерации не применяется, поскольку закон утратил силу; изменение налогового законодательства в связи с применением Главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, в связи с чем суд необоснованно применил ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель Управления жалобу поддержал, повторил изложенные в ней доводы и просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать.
Представитель Инспекции в судебном заседании жалобу поддержал, просил ее удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Заявитель отзыв не представил, в выступлении в заседании суда с выводами кассационной жалобы не согласился, считая, что судом правильно применены упомянутые нормы федеральных законов.
Рассмотрев дело в порядке статей 284 и 286 АПК РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Московского округа не находит оснований для пересмотра судебных актов по следующим основаниям.
Остроумова Людмила Александровна 18.08.99 зарегистрирована Московской регистрационной палатой в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, о чем ей выдано соответствующее свидетельство N 16/11300-1 (л.д. 14).
Согласно патенту N АМ 44917848 предприниматель применяла упрощенную систему налогообложения в 2002 году.
29 ноября 2002 года предприниматель обратилась в Инспекцию с заявлением о выдаче патента на применение упрощенной системы налогообложения в 2003 году.
Инспекция, а впоследствии Управление письмом от 17.01.03 N 27-Нн/3573 сообщили, что Федеральный закон от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" утрачивает силу с 01.01.03, спорные правоотношения с этого времени регулируются главой 26.2 НК РФ, которая не предусматривает выдачу патента.
Считая отказ в переводе на упрощенную систему налогообложения и выдаче патента незаконным, предприниматель обратилась с заявлением в суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу, что изменение режима налогообложения существенно ухудшает положение предпринимателя как налогоплательщика, в связи с чем противоречит ст. 9 ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и, следовательно, положения главы 26.2 НК к предпринимателю в течение 4 лет с момента государственной регистрации применяться не могут.
Данный вывод соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
Федеральным законом N 88-ФЗ от 14.06.95 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предоставлена гарантия стабильности условий хозяйствования субъектам малого предпринимательства. Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 этого Закона в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Предпринимательскую деятельность Остроумова Л.А. начала осуществлять в 1999 году и на момент введения в действие Федерального закона "О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации по налогам и сборам" от 24.07.02 N 104-ФЗ и введения в действие главы 26.2 НК РФ, которыми изменены условия налогообложения индивидуальных предпринимателей, четыре года не истекли.
Довод Управления о том, что предусмотренная главой 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения не только не ухудшает положение налогоплательщиков, применявших до 01.01.03 упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, но в ряде случаев создает для них более благоприятные условия в области налогообложения также не принимается судом кассационной инстанции, так как противоречит обстоятельствам дела.
Как установил суд первой и апелляционной инстанции, изменение порядка налогообложения, вызванное принятием Федерального закона от 24.07.02 N 104-ФЗ и последующим введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ухудшает положение предпринимателя как налогоплательщика, в связи с существенным увеличением размера платежей, а также возложением новых обязанностей в области налогообложения, предусмотренных статьями 346.21, 346.23, 346.24 НК РФ, в связи с чем данные положения закона к предпринимателю применяться не могут.
Суд кассационной инстанции не находит оснований, установленных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра законных и обоснованных судебных актов.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по госпошлине по кассационной жалобе следует отнести на ее заявителя, который освобожден от ее уплаты в силу части 3 статьи 5 Закона "О государственной пошлине".
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 176, 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил:
решение от 22.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 17.11.03 по делу N А40-14935/03-90-197 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу УМНС РФ по г.Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 января 2004 г. N КА-А40/11329-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании