Следует ли из ст. 8 Закона об оценочной деятельности, что при отчуждении движимого имущества унитарным предприятием оценка не обязательна? Нет ли противоречия между Законом и ГК, где не предусматривается распоряжения имуществом, закрепленным в оперативном управлении, без согласия собственника?
Указанная в вопросе норма, включенная в ст. 8 ФЗ от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" (далее - Закон об оценке), исключает из сферы ст. 8 Закона об оценке (устанавливающей случаи обязательности оценки) отношения, возникающие при распоряжении унитарными предприятиями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, когда для такого распоряжения не требуется согласия собственника.
Практическое значение этой нормы заключается в том, что при ее отсутствии обязательной оценке подлежали бы предметы любых сделок, заключаемых унитарными предприятиями, - по таким установленным в ст. 8 Закона об оценке основаниям, как "продажа или иное отчуждение объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям" и "переуступка долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям".
Пределы и порядок распоряжения унитарными предприятиями закрепленным за ними имуществом установлены в ст. 295-297 ГК РФ и в ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о ГУП) и различаются в зависимости от вида вещного права, на котором имущество предоставлено предприятию.
Унитарное предприятие, которому имущество предоставлено на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться недвижимым имуществом лишь с согласия собственника, а движимым - самостоятельно, если дополнительные условия распоряжения им не установлены законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона о ГУП). В частности, такие условия установлены в п. 3 ст. 18 Закона о ГУП (предприятие может распоряжаться любым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять основной вид деятельности) и в ст. 23 Закона о ГУП (подлежат согласованию с собственником сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества стоимостью больше 10% уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч МРОТ).
Казенное же предприятие, которому имущество предоставлено на праве оперативного управления, вправе распоряжаться как движимым, так и недвижимым имуществом лишь с согласия собственника (п. 1 ст. 297 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона о ГУП). В то же время из этого общего правила как в ГК РФ, так и в Законе о ГУП установлено изъятие - казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию. Данная формулировка позволяет заключить, что сделки по распоряжению любым имуществом, являющимся произведенной предприятием продукцией, казенное предприятие вправе совершать самостоятельно, без согласия собственника.
Следует отметить, что при распоряжении любым имуществом (а следовательно, и готовой продукцией) казенного предприятия действует ограничение п. 2 ст. 19 Закона о ГУП, полностью аналогичное установленному в п. 3 ст. 18 Закона о ГУП для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Равным образом на казенные предприятия распространяется и норма ст. 23 Закона о ГУП о согласовании крупных сделок.
Полагаем, на поставленные вопросы следует дать следующие ответы. Поскольку для распоряжения движимым имуществом унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не нуждается в согласии собственника, на его отчуждение требование об обязательной оценке объекта сделки не распространяется. Для казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления, согласие собственника не требуется лишь для сделок по реализации производимой ими продукции; следовательно, лишь на такие сделки не распространяется требование об обязательной оценке. Противоречий в рассматриваемых нормах Закона об оценке и ГК РФ, таким образом, не усматривается.
И. Балабуев,
эксперт "эж-ЮРИСТ"
17 июня 2004 г.
"эж-ЮРИСТ", N 24, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru