Каков порядок размещения рекламы на автотранспорте, которым организация владеет на основании договора лизинга? Если реклама содержит изображение товарного знака, должна ли организация, владеющая этим автотранспортом, предпринять какие-то дополнительные действия, если правами на этот товарный знак она не обладает?
Ответ на поставленный вопрос зависит от того, кто является рекламодателем. В дальнейшем будет предполагаться, что рекламодатель и владелец транспортного средства совпадают в одном лице. Согласно ст. 15 Закона о рекламе распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства. В то же время случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах могут быть установлены уполномоченными государственными органами. В настоящее время таким органом является Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ.
В соответствии с указанной нормой Закона о рекламе был издан Приказ МВД РФ от 07.07.98 N 410 "Об утверждении инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах". Данная Инструкция предъявляет ряд технических требований к рекламе, размещаемой на транспортных средствах (места размещения рекламы, требования к ее оформлению, случаи, когда размещение рекламы запрещено или ограничено, и др.). В части же правовых оснований для размещения рекламы Инструкция воспроизводит положения ст. 15 Закона о рекламе, не устанавливая каких-либо дополнительных требований.
Следует отметить, что исходя из буквального толкования ст. 14-15 Закона о рекламе реклама на транспортных средствах не является наружной, поскольку под ней понимается реклама, размещаемая "в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения". В силу этого соблюдения требований, предусмотренных ст. 14 Закона о рекламе для размещения наружной рекламы размещению рекламы на транспортных средствах применяться не должны. В то же время ранее действовавшими нормативными актами г. Москвы (постановлениями Правительства Москвы от 18.05.99 N 442 и от 14.09.99 N 867; в настоящее время не действуют) реклама на транспортных средствах была необоснованно отнесена к наружной рекламе, с распространением на ее размещение требований ст. 14 Закона о рекламе. Однако действующие в настоящее время нормативные акты г. Москвы, регулирующие порядок размещения наружной рекламы (постановление Правительства Москвы от 22.01.2002 N 41-ПП), более не относят к ней рекламу на транспорте.
В связи с этим представляется, что исходя из буквального толкования ст. 14-15 Закона о рекламе для размещения рекламы на транспортном средстве достаточно договора рекламодателя с собственником этого транспортного средства либо с лицом, обладающим вещными правами на него. Таким лицом в рассматриваемой ситуации является лизингодатель, который в силу ст. 607, 608 и 665 ГК РФ сохраняет за собой право собственности на переданное лизингополучателю имущество.
К последствиям несоблюдения данных требований относится, во-первых, невозможность соблюдения требования п. 15.9 Приказа МВД РФ от 15.03.99 N 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств", которым на владельца транспортного средства возложена обязанность предоставить договор рекламодателя с собственником транспортного средства, на которое нанесена реклама. Это повлечет невозможность прохождения государственного технического осмотра этого транспортного средства, после чего управление им может повлечь наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда (50 руб.) в соответствии со ст. 12.1 КоАП РФ.
Во-вторых, несоблюдение требований к размещению рекламы на транспортном средстве может повлечь наложение административного штрафа на организацию с одновременным наложением штрафа на ее должностных лиц на основании ст. 14.3 КоАП РФ.
Что же касается ответа на второй из поставленных вопросов, то в силу п. 1 ст. 22 Закона РФ от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" под использованием товарного знака признается в том числе и применение товарного знака в рекламе. Согласно п. 1 ст. 4 Закона о товарных знаках права на использование товарного знака и на запрещение его использования входят в состав исключительного права правообладателя на товарный знак.
В соответствии со ст. 26-27 Закона о товарных знаках право на использование товарного знака может быть предоставлено правообладателем другому юридическому лицу на основании лицензионного договора. При этом такой договор подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в Роспатенте РФ). В отсутствие такой регистрации лицензионный договор является недействительным.
Следовательно, для того чтобы организация, размещающая рекламу на транспортном средстве (рекламодатель), могла использовать в этой рекламе изображение товарного знака, права на который принадлежат другому лицу (правообладателю), между правообладателем и рекламодателем должен быть заключен лицензионный договор с соблюдением требования о регистрации его в Роспатенте.
Несоблюдение рекламодателем данных требований может повлечь за собой наложение административного штрафа, с одновременным наложением штрафа на ее должностных лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, на основании ст. 14.10 КоАП РФ.
Как видим, в случае если организация, владеющая автотранспортом по договору лизинга, одновременно выступает рекламодателем, для размещения рекламы на нем ей необходимо заключить договор о размещении рекламы с собственником транспортного средства и лицензионный договор с правообладателем товарного знака. В случае если владелец транспортного средства рекламодателем не является, ему необходимо обеспечить заключение этих договоров рекламодателем и получить копии этих документов для избежания привлечения его к административной ответственности.
И. Алещев,
эксперт "эж-ЮРИСТ"
17 июня 2004 г.
"эж-ЮРИСТ", N 24, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru