Не так страшен суд, как его малюют
Суд - дело малоприятное. Тем более когда интересы фирмы приходится отстаивать человеку, не имеющему юридического образования и соответствующего опыта. Часто случается, что такая "почетная" обязанность выпадает главному бухгалтеру как человеку наиболее компетентному в финансовых вопросах. Не отказывайтесь - это в ваших интересах.
"Все начиналось хорошо, груз в целости и сохранности дошел до контрагента, и мы получили подтверждение о доставке, - рассказывает Елизавета Лапшина, главный бухгалтер московской фирмы "Авадо-Групп". - Получатель же, оплатив часть товара, притих. Прошло два месяца, а оставшаяся сумма так и не была перечислена. Ситуация банальная до слез, но в этот раз накипело - ждать их милости мы не стали. Первым делом отправили претензию, потребовав от партнера погасить долг и оплатить пени. Результата никакого. Тогда ко мне подошел директор, и после недолгого совещания было принято решение судиться".
"Авадо-Групп" - компания небогатая и позволить себе нанимать стороннего юриста из-за такого дела не может. Решили обойтись собственными силами. Роль представителя от компании в арбитраже поручили главбуху, хотя она и не имела опыта судебных тяжб. Вечером Лиза позвонила мне домой и с волнением рассказала о возложенной на нее миссии. Чтобы как-то ее успокоить, я пообещал принести мартовский номер "Расчета" за этот год, в котором описаны правила хождения по судебным инстанциям.
Сборы на войну
Прежде чем идти в суд, Лизе надо было получить доверенность на право представлять интересы компании в арбитраже. Я ее предупредил, что доверенность должна быть подписана директором и заверена печатью компании, чьи интересы она собирается защищать. При этом судья может потребовать и копию приказа о назначении бухгалтера, поскольку представителями могут быть только лица, состоящие в штате, либо адвокаты.
"Рыбу" искового заявления мы скопировали с сайта московского арбитражного суда, а потом до ночи описывали все детали дела. Порвав в сердцах вариантов десять заявлений, мы наконец-то составили такой, который устроил нас обоих.
- Какие планы у тебя на завтра? - поинтересовался я.
- Завтра к девяти утра еду в арбитражный суд на Новой Басманной, буду сдавать документы. Кстати, нам повезло, что контрагент находится в Москве. Иначе, говорят, пришлось бы обращаться по месту его регистрации.
- В договорах лучше указывать суд, где все возможные споры с партнером разрешать будете. Например, Арбитражный суд г. Москвы. Тогда неважно, где зарегистрирован партнер, - только в этот суд надо обращаться.
В суд я пошел вместе с Елизаветой. Мы потолкались полчаса в очереди, сдали документы и узнали много полезного. Например, выяснилось, что исковое заявление вместе с прилагающимися к нему документами можно было отправить по почте заказным письмом. Текст искового заявления должен быть машинописным, объемом желательно не более двух страниц формата А4. Предмет иска надо точно сформулировать, так как судьи рассматривают заявления по определенным видам споров. Как нам объяснили знатоки, которые прошли не один судебный процесс, все эти приемы должны ускорить регистрацию заявления.
Но вскоре выяснилось, что не все так просто, как нам показалось. Документы у нас приняли, но оставили без движения. Такой "диагноз" суд выносит, когда не хватает какого-то документа или в бумагах есть неточности. Оказалось, что у нас отсутствует выписка из лицевого счета о перечислении госпошлины в федеральный бюджет.
"Ничего, всего-то придется запросить в банке копию платежного поручения на перечисление этой самой пошлины, - успокаивала себя Лиза по дороге в офис. - Плюс надо сделать копию выписки из лицевого счета, заверить и то и другое печатью банка и подписью его ответственного лица. Это не самое страшное, будет хуже, если мы не найдем своих партнеров по тому адресу, что указан в документах".
По закону копии искового заявления и прилагаемых к нему документов надо отправить заказным письмом потенциальному ответчику. Но адрес, указанный в договоре, может не совпадать с реальным.
Лиза как в воду глядела, именно так все и произошло: покупателей не нашли по указанному им адресу и письмо вернулось на фирму. Выручила знакомый адвокат. Она подсказала, что существует несколько крупных информационных центров, которые занимаются "пробивкой" реальных адресов фирм. Визитки таких компаний истцам могут дать сами судьи. Нам же их телефон подсказала адвокат. Мы тут же обратились в информационный центр, и через два дня заветный адрес был у нас в руках.
Ответчик наконец-то получил все бумаги. Кстати, квитанцию об отправке заказного письма нужно представить в суд вместе с остальными документами, что мы и проделали во второй раз.
После того как все хлопоты по подаче искового заявления закончились и его наконец-то зарегистрировали, мы с Лизой отметили это дело хорошим капучино. Сидя в кофейне, мы пытались представить предстоящий суд. Вспоминали жаркие баталии адвокатов в западных фильмах и знаменитого литературного защитника Перри Мейсона, который благодаря своим потрясающим ораторским способностям выигрывал практически все дела. Но на деле все оказалось иначе.
Подготовка к битве...
Рассмотрению дела в суде предшествуют две процедуры - собеседование и предварительное слушание, которые при разборе небольших споров, как правило, сливаются в одну. По закону присутствие на этих мероприятиях истца и ответчика вовсе не обязательно, судья может принять решение и без них. Но мы решили не халтурить и отправились в суд.
На собеседовании арбитры проясняют обстоятельства дела, а также рассказывают сторонам об их правах и обязанностях. При необходимости на собеседовании можно представить дополнительные доказательства.
Заходя в солидное семиэтажное здание суда, Лиза сильно волновалась. "Сейчас мне начнут задавать каверзные вопросы, я растеряюсь и все забуду", - говорила она мне. Но грозный арбитр на поверку оказался милой доброжелательной женщиной средних лет. Обстановка при беседе была неформальной. Сидя в небольшом кабинете, мы обсудили все нюансы дела. Судья спросила, на что жалуемся, и Лиза, как пациент доктору, в произвольной форме передала ей суть ситуации. Потом нас попросили предъявить копии документов, которые доказывают нашу правоту (на собеседовании и предварительном слушании копий вполне достаточно). К слову сказать, представитель ответчика не явился.
Во время всей беседы судья внимательно изучала исковое заявление и приложенные документы. А потом, после нескольких уточняющих вопросов, предложила сразу же провести и предварительное слушание. Это оказалось по сути то же собеседование. Лизу попросили назвать номер договора с контрагентом, реквизиты накладных и прочих документов. Вот, собственно, и все.
Выйдя на улицу, Елизавета долго удивлялась вслух: "Я-то думала: сейчас такое будет, придется с ответчиком ругаться, все доказывать! Честное слово, не ожидала, что в суде можно так мило пообщаться".
Конечно, не всегда все проходит именно так. Все зависит от сложности дела и от того, насколько ответчик признает свою вину. Его неявка на собеседование и предварительное слушание - хороший признак для истца, да и сами судьи делают для себя соответствующие выводы.
Бой?
В среднем от предварительных слушаний до суда проходит 3-4 недели. В нашем случае время "Ч" наступило через 17 дней в 9.00. Елизавета с раннего утра готовилась к суду - через каждые десять минут проверяла в своем портфеле наличие оригиналов документов (договора, накладных, платежек и выписок, заверенных банком) и перечитывала 153-ю и 154-ю статьи Арбитражного кодекса. Они рассказывают о том, как проходят заседания арбитражного суда.
"Должна же я хоть немного представлять, что меня ждет? - оправдывалась она. - В конце концов, я бухгалтер, пускай и главный, а не юрист, которого специально этому учили! Ничего, на войне как на войне - я им всем покажу!"
Но что-то показывать, собственно, было и некому: ответчик опять не явился. Для таких споров это и неважно, главное, чтобы он знал, где и когда будет слушаться дело. Судья, которая на собеседовании была в простом костюме, теперь предстала перед нами в черной мантии.
Открыв заседание, она вновь попросила "раскрыть доказательства", хотя по идее это было и не нужно - все имелось в исковом заявлении и приложенных документах. Некоторые моменты пришлось разъяснить, например детали расчета пеней, но главбух отлично ориентировалась в своих делах и сделала это без труда. Потом последовал десятиминутный перерыв для принятия решения. Оно было в нашу пользу. По решению ответчик должен был возместить "Авадо-Групп" судебные издержки и оплатить недостающие суммы за поставленный товар вместе с пенями.
Победу мы праздновали в той же кофейне, где отмечали успешную подачу искового заявления. В качестве почетной гостьи пригласили подругу Лизы - адвоката.
"Рассматривая подобные споры, судье несложно принять правильное решение, - прокомментировала она судебный процесс. - Ясные позиции сторон сводят арбитражный процесс к рассмотрению имеющихся бумаг. Тем более ответчик не явился. Так зачем судье тратить свое время на лишние раздумья?"
Окрыленная победой, Лиза заявила, что подаст исковое заявление на налоговую, которая постоянно тянет с возмещением НДС. "Не надо думать, что к самым легким тяжбам не надо хорошо готовиться, - тут же предостерегла ее адвокат. - Особенно если ты решила судиться с налоговой. Люди, защищающие интересы ИМНС, не вылезают из судов, они знают все тонкости этого дела, лично знакомы со многими арбитрами, от них не получится так легко отделаться. Не стоит также рассчитывать на живую экспрессию слова. Сегодня она тебе помогла, но это скорее исключение, чем правило. Говорить надо четко, аргументированно, используя юридические термины. Помни: судьи в первую очередь юристы, они хорошо понимают только свой сленг".
Знакомая Лизы рассказала, что однажды она присутствовала на процессе, где главбух защищал интересы своей фирмы. Его дело было правым, а речь зажигательной и эмоциональной. Но судьи едва скрывали улыбку, им такое поведение казалось несерьезным. В итоге бухгалтер проиграл молодому юристу из налоговой инспекции, выступление которого было в рамках сугубо юридических терминов.
После боя кулаками машут
Через пять дней после суда Лиза получила официальное решение. Его также отправили проигравшей стороне. А потом начались полтора месяца томительных ожиданий апелляций ответчика. Таковых не последовало, и решение суда вступило в силу. Об этом свидетельствовал исполнительный лист, который нам наконец-то выдали на руки. Кроме того, копия этого документа была направлена в службу судебных приставов, благо находится она в том же здании на Новой Басманной, что и суд.
Приставы приняли постановление о возбуждении исполнительного производства. В нем было написано, что, если ответчик в течение пяти дней добровольно не погасит все долги перед "Авадо-Групп", его оштрафуют. Если же он и дальше будет тянуть с исполнением судебного решения, его привлекут к уголовной ответственности. Контрагент не стал испытывать терпение приставов и перечислил спорные суммы на расчетный счет "Авадо-Групп".
- Ну что, какие впечатления от всего процесса? - спросил я Елизавету, когда все закончилось.
- Все оказалось проще, чем я думала. Особенно понравился суд - 30 минут и готово. Наиболее мучительным оказалось ожидание исполнительного листа, но тут уж ничего не попишешь. А желающим судиться самостоятельно советую внимательно читать законы и ничего не бояться, все должно получиться!
Арбитражный процесс, конечно, штука занимательная, но, к сожалению, он не всегда проходит так гладко, как это было у нас. Бывают ситуации намного сложнее и запутаннее. Но если на вас все же возложили тяжелую обязанность защиты интересов родной фирмы в суде, не спешите сопротивляться этому всеми силами. В конце концов, опыт никогда не бывает лишним. Тем более дополнительный пункт "Имею успешный опыт участия в арбитражном процессе" добавит солидности любому резюме бухгалтера. А главное - помните слова из одной песни: "...все, что нас не убивает, делает еще сильнее".
Как в судах взятки берут
Не секрет, что в судах можно договориться о положительном решении заранее. Но с вами скорее всего никто разговаривать не будет. Все делают через посредников, благо последних в судебной и присудебной "тусовке" более чем достаточно.
Схема дачи взятки обычно выглядит следующим образом. Родственники или хорошие знакомые судей работают в частных юридических конторах. Представители этих фирм постоянно находятся в судах и открыто предлагают свои услуги. Вы заключаете с ними договор на оказание услуг и оплачиваете необходимую сумму. Формально эти деньги судья не получает, поэтому перед законом он чист. А вы имеете решение в свою пользу. Все счастливы.
Расценки на эти услуги в первую очередь зависят от стоимости дела и высоты судебной инстанции. В среднем решение в вашу пользу обойдется в 10-20 процентов от цены иска.
А. Дроздов
"Расчет", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru