В списке расходов не значатся
Фирмы, которые работают по упрощенной системе, могут учесть далеко не все расходы, которые списывают обычные компании. Правда, есть и хорошая новость: перечень затрат постепенно расширяется.
Построить - не значит приобрести
Перечень расходов, которые могут учесть фирмы при расчете единого налога, установлен в статье 346.16 Налогового кодекса. К сожалению, этот список закрыт. Именно по этой причине вокруг расходов идут постоянные споры. Один из них связан с затратами на приобретение основных средств.
Налоговики считают, что слово "приобрести" означает "купить". Если фирма построила основное средство (хозяйственным или подрядным способом), учесть затраты на строительство при расчете единого налога нельзя. "Такие расходы не поименованы в Налоговом кодексе, - поясняет Анатолий Мельниченко, начальник Управления налогообложения малого бизнеса МНС. - Именно это не позволяет фирмам уменьшить свои доходы на стоимость построенного объекта". Точно так же считают и в Минфине (письмо от 19 апреля 2004 г. N 04-02-05/2/15).
Камнем преткновения стало понятие "приобретение". В толковом словаре Ожегова слово "приобрести" означает "стать владельцем, обладателем чего-нибудь, получить что-нибудь". Таким образом, если, построив основное средство, фирма становится его владельцем, она приобретает это имущество.
Точно такой же вывод можно сделать, прочитав пункт 8 ПБУ 6/01 (приказ Минфина от 30 марта 2001 г. N 26н). В нем сказано, что "первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление".
К сожалению, эти доводы чиновники игнорируют и твердо стоят на своем. Арбитражная практика пока не сложилась. Остается лишь уповать, что, когда фирмы, вложившие деньги в строительство, обратятся в суд, победит здравый смысл. Тем более что позиция чиновников ставит в неравные условия те компании, которые покупают основные средства, и те, которые их строят. Такой ситуации Налоговый кодекс не допускает (п. 1 ст. 3 НК). Кроме того, все неясности налогового законодательства толкуются в пользу фирмы (п. 7 ст. 3 НК). Ситуация с неоднозначным толкованием понятия "приобретение" - именно такой случай.
Расходы на транспорт - ваши проблемы
Налоговики считают, что не значатся в списке и расходы торговых фирм на доставку приобретаемых товаров (письмо МНС от 7 мая 2004 г. N 22-1-14/853). Исключение чиновники сделали только для тех компаний, у которых транспортные затраты включены в стоимость товара.
Казалось бы, фирмы, перешедшие на упрощенную систему, вправе уменьшить свои доходы на материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК). Они перечислены в статье 254 кодекса. В том числе это затраты "на приобретение услуг производственного характера". К ним кодекс относит транспортные услуги сторонних организаций.
Налоговики утверждают обратное: учесть можно все расходы, перечисленные в статье 254, кроме затрат торговых фирм на доставку товаров. Якобы в статье 254 указаны транспортные расходы только для производственных компаний. Для торговых фирм они установлены в статье 320, которая к упрощенке не имеет никакого отношения.
На наш взгляд, аргументы чиновников "притянуты за уши". В главе 26.2 Налогового кодекса, которая посвящена упрощенной системе налогообложения, не содержится никаких оговорок по поводу материальных (в том числе и транспортных) расходов. В крайнем случае на суде вы всегда можете сослаться на письмо московских налоговиков от 25 апреля 2003 г. N 21-07/22963. В этом официальном документе они разрешают учесть затраты на доставку покупных товаров при расчете единого налога, не делая никаких ограничений для торговых фирм.
Спецодежда не положена?
Охранники, шоферы, продавцы, повара, официанты, менеджеры и т.д. довольно часто получают фирменное "обмундирование", так называемую спецодежду. Затраты на спецодежду в составе расходов упрощенцев прямо не поименованы. Несмотря на это налоговики к ним лояльны и позволяют учесть при расчете единого налога как материальные расходы. С таким подходом полностью согласны и в Минфине (письмо от 9 июня 2004 г. N 03-02-05/2/34). Правда, доброта чиновников весьма ограниченна: они утверждают, что списывать на расходы можно только спецодежду, обязательное применение которой предусмотрено законодательством. В противном случае расходы фирмы на спецодежду чиновники считают не обоснованными, и учесть при расчете единого налога не разрешают.
Согласно статье 212 Трудового кодекса, спецодежда полагается только сотрудникам, которые работают во вредных или опасных условиях труда, при особой температуре, а также на работах, связанных с загрязнениями, причем выдают спецодежду по установленным нормам.
В подтверждение своей позиции минфиновцы ссылаются на постановление Минтруда от 18 декабря 1998 г. N 51, которым утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой. Непосредственно же сами нормы бесплатной выдачи спецодежды указаны в постановлениях Минтруда от 29 декабря 1997 г. N 68, от 30 декабря 1997 г. N 69 и от 31 декабря 1997 г. N 70.
Правда, совершенно непонятно, какое отношение имеют все эти постановления к налоговому учету. Почему чиновники решили, что расходы обоснованы лишь в том случае, если предусмотрены законодательством? Статья 252 Налогового кодекса такого требования не содержит. В ней лишь сказано, что в расходы можно списать только экономически обоснованные затраты.
Не содержит никаких ограничений и статья 254, в которой значатся затраты на спецодежду как материальные расходы фирмы (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). Это позволяет нам считать разъяснения чиновников их личными домыслами. Если фирма использует спецодежду для своей производственной деятельности и обоснует ее необходимость, что сделать в большинстве случаев совсем нетрудно, расходы на нее можно учесть при расчете единого налога.
К сожалению, статья 254 кодекса позволяет списать только спецодежду, которая, согласно главе 25, не является амортизируемым имуществом. Это означает, что учесть в качестве материального расхода упрощенцы могут только вещи, которые стоят не более 10 000 рублей и используются не более одного года. Что же делать со спецодеждой, которая не впишется в эти ограничения? Можно ли ее списать?
На наш взгляд, вполне. Дело в том, что статья 346.16 кодекса позволяет учесть в составе расходов упрощенцев затраты на приобретение основных средств и нематериальных активов.
Спецодежда, естественно, нематериальным активом не является. Однако причислить ее к основному средству можно. В пункте 5 ПБУ 6/01 сказано, что к основным средствам в том числе относятся "производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности". Спецодежда вполне подходит под определение "производственная или хозяйственная принадлежность".
Затраты, о которых позабыли
Законодатели, по всей видимости, составляли список расходов упрощенцев невнимательно. Они забыли указать в нем такие популярные траты, как консультационные и юридические услуги, а также расходы на коммунальные платежи.
Разрешили учесть при расчете единого налога лишь расходы на аудиторские услуги. Однако юридические, налоговые и бухгалтерские консультации таковыми не являются. Закон об аудиторской деятельности от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ относит их к сопутствующим аудиту услугам. Поэтому проверяющие зачастую исключают подобные затраты из расходов упрощенцев.
Как ни странно, столичные налоговики разрешили фирмам уменьшать доходы на стоимость консультационных услуг (письмо УМНС по г. Москве от 16 января 2004 г. N 21-14/02785). Аргументируя свое мнение, налоговики ссылаются на статью 254 Налогового кодекса и письмо МНС от 19 декабря 2003 г. N 22-2-14/2547@. При этом они утверждают, что консультационные и прочие услуги не что иное, как услуги производственного характера, оказываемые сторонними организациями.
К сожалению, в правовых базах нет письма, которое приводят в качестве аргумента московские налоговики. В МНС же продолжают утверждать, что консультационные расходы упрощенцы списать не могут.
По словам Анатолия Мельниченко, такая ситуация продлится недолго. С 1 января следующего года в Налоговом кодексе ожидаются изменения, одним из которых будет расширение перечня затрат упрощенцев на юридические и консультационные расходы.
Предполагается, что в список затрат включат и расходы на коммунальные платежи, которые тоже не дают покоя ни фирмам, ни проверяющим. Хотя Анатолий Мельниченко считает, что учитывать коммунальные траты вы можете и сейчас, опираясь на все ту же статью 254. Он уверяет, что необходимые разъяснения уже направили в регионы.
Расход, с которым согласны
Затраты на техобслуживание кассовых аппаратов тоже не предусмотрены в упрощенной системе. Однако эти расходы вы можете с чистой совестью учесть при расчете единого налога. Налоговики совершенно не сомневаются, что обслуживание кассового аппарата необходимо для деятельности фирмы.
Например, московские чиновники по этому поводу даже выпустили официальное письмо от 26 апреля 2004 г. N 21-08, 21-09/28428. В нем они отнесли расходы на обслуживание ККМ к материальным (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК). При этом они напомнили, что без кассового аппарата ни фирма, ни предприниматель работать не могут.
Пример
ООО "Пассив" применяет упрощенную систему налогообложения. Бухгалтер фирмы рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами.
В начале года "Пассив" заключил договор на обслуживание кассовой техники с ООО "Сервис". Согласно договору, стоимость услуг за II квартал 2004 года составляет 12 000 руб. (включая НДС - 2000 руб.). "Пассив" перечислил деньги в июне.
По итогам II квартала доход "Пассива" составил 80 000 руб. Расходы, которые он может учесть при расчете единого налога в этом периоде, равны 18 000 руб. (без учета обслуживания ККМ).
Бухгалтер "Пассива" рассчитал налоговую базу за II квартал 2004 г.:
80 000 руб. - 18 000 руб. - 12 000 руб. = 50 000 руб.
Единый налог за II квартал 2004 года равен:
50 000 руб. x 15% = 7500 руб.
Бухгалтер "Пассива" стоимость услуги по обслуживанию кассовой техники отразит в Книге учета доходов и расходов следующим образом:
I. Доходы и расходы
Регистрация | Сумма (руб.) | |||||
N п/п | дата и но- мер пер- вичного документа |
содержание опе- рации |
доходы, всего |
в том числе до- ходы, учитывае- мые при расчете единого налога |
расхо- ды, всего (руб.) |
в том чис- ле расходы, уитываемые при расчете единого на- лога |
43 | Платежное поручение N 45 от |
Оплачены услуги 000 "Сервис" по обслуживанию ККМ |
12000 | 2000 | ||
Итого за II квартал | 80000 | 80000 | 30000 | 30000 |
"Расчет", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru