Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
Оставим за рамками публикации исторический, антиобщественный, аморальный и асоциальный характер такого социального явления, как проституция*(1). Не будем и давать ему оценку, так как по данной проблематике было написано немалое количество фундаментальных научных работ по философии, социологии, медицине, психологии, криминологии, виктимологии и др.*(2).
Возьмем за основу исключительно неизбежность существования проституции, несмотря на всевозможные способы ее запрета в разные исторические периоды разных государств, независимо от их общественного строя*(3). Так, например, после революции 1917 г., в период беззакония, проституток относили к классовым врагам, приравнивая их к тунеядцам. Судили их не по закону, а по революционной совести судебных и иных соответствующих административных органов. В.И. Ленин призывал к массовому террору в виде расстрелов и концентрационных лагерей в отношении как царского офицерства, так и нетрудовых слоев населения - художников, священников, артистов и: проституток*(4). 30-е годы в СССР также характеризовались активной борьбой против проституток, выраженной в ликвидации паразитизма и тунеядства*(5). Вместе с тем проституция не исчезла, существовали тайные притоны*(6). Более того, как отмечают в своем исследовании И.А. Голосенко и С.И. Голод, ссылаясь на исторические материалы Е. Осокиной, "сеть "торгсиновских" магазинов, баров, ресторанов, созданная в начале 30-х годов для энергетической откачки валюты у иностранцев, имела в качестве своей составной части, особенно в портовых городах, проституцию, внесшую свой посильный вклад в сталинскую индустриализацию всей страны"*(7). Таким образом, проституция существовала и развивалась с разрешения государства.
Проблема такого социального явления, как проституция, безусловно, неоднозначная и противоречивая, но с точки зрения права, особенно если рассматривать ее сквозь призму обеспечения прав и свобод лиц, осуществляющих и потребляющих платные сексуальные услуги, занимательная. Рассмотрим проституцию исключительно с правовой точки зрения и не сквозь призму запретительных правовых и организационных мер, являющихся не слишком эффективными, а именно в части правовой легализации проституции.
Главный аргумент в пользу легализации - ее неизбежность прежде всего по следующим социально-экономическим причинам:
заработная плата ниже прожиточного минимума;
сильный и разветвленный преступный бизнес по вовлечению в проституцию несовершеннолетних;
попустительство органов внутренних дел развитию проституции (образование псевдо-"досуговых" компаний, извлечение прибыли из их работы, иными словами "крышевание").
Следует отметить, что на проституцию всегда существовал и существует спрос, поэтому представляется целесообразным в целях минимизации ее вредоносности и общественной опасности, обеспечения защиты прав лиц (женщин, мужчин)*(8), оказывающих и потребляющих платные сексуальные услуги в силу разных жизненных обстоятельств, предотвращения попрошайничества, вовлечения несовершеннолетних в проституцию и развития наркомании, минимизации распространения венерических заболеваний, СПИДа и т.д. создать правовые предпосылки для легализации проституции посредством осуществления за ней государственного контроля.
В настоящее время такой государственный контроль отсутствует, что ведет к превращению проституции в высокодоходный бизнес. Необходимо на государственном уровне установить эффективный механизм контроля за данным явлением.
Противники такой позиции могут обвинить автора статьи в безнравственности. Вместе с тем следует отметить, что в обществе существуют некие социальные явления, чаще всего негативные, с которыми государство неспособно справиться, лишь устанавливая запреты. Заставить на государственном уровне людей отказаться от алкоголя и табака, производства абортов невозможно, более того, каждый гражданин вправе самостоятельно распоряжаться собственными правами, свободами, здоровьем. Тотальные запреты на данные виды деятельности характерны для автократичных государств. Поэтому оптимальным решением для нормального цивилизованного государства является создание системы государственного контроля за различными видами деятельности, связанной с обеспечением здоровья граждан, защиты прав потребителей, посредством введения соответствующих государственных требований и ограничений, а в некоторых случаях установлением государственной монополии на них. Государство, например, может бороться и борется с незаконными абортами, некачественной водкой, иными спиртосодержащими алкогольными напитками, некачественными табачными изделиями. Известно, что алкоголь и табак негативно влияют на здоровье людей в отдельности и нации в целом. Как показывает исторический опыт разных стран, введение "сухих законов" не способствовало искоренению алкоголизма, как раз наоборот, формировался подпольный "черный" рынок сбыта алкогольной продукции, не всегда являющейся качественной. Из-за некачественных продуктов, продуктов, произведенных в антисанитарных условиях, с нарушениям соответствующих требований и ГОСТов, погибали люди.
Государство посредством, в частности, режима лицензирования, сертификации, аккредитации, введения акцизных марок и т.д. осуществляет контроль за конкретными видами деятельности, например за оборотом качественной алкогольной и табачной продукции (федеральные законы от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курении табака", от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Тем самым обеспечивается качество производимой продукции, работ и услуг. На основании введения правовых ограничений - запрет на распитие алкогольной продукции и курения табака в общественных местах, запрет продажи данной продукции несовершеннолетним, продажа порнографической продукции в специально отведенных для этого местах - государство устанавливает юридическую ответственность за несоблюдение законных требований и оснований.
В юридической литературе, посвященной изучению проституции, существует два научных направления: аболиционизм и регламентизм. Главными доводами противников регламентации проституции, именуемых аболиционистами, являлось то, что узаконение разврата рассматривалось не столько как купля-продажа тела, сколько как совершение этого факта с ведения администрации*(9). Более того, аболиционисты полагали, что регламентация деятельности проституток ведет к умалению их прав (в случае незаконной деятельности они подвергались аресту, принудительному медицинскому освидетельствованию и т.д.). Так, женщины в дореволюционной России не имели паспорта. Документом, удостоверяющим их личность, являлся вид на жительство. Если женщина решила заняться проституцией, то она должна была дать подписку о согласии подчиниться особым полицейским предписаниям, существенно ограничивающим ее гражданские права. Например, такие женщины вносились в полицейские учетные списки и вместо вида на жительства получали "желтый билет", своего рода медицинскую карточку, без которой невозможно было поменять жилье, найти работу и т.д.
Таким образом, появилась своего рода каста платных женщин. В принудительном порядке женщины подвергались медицинскому освидетельствованию два раза в неделю, в случае заболеваний лечились за государственный счет. Известная феминистка того времени М.И. Покровская называла такую регламентацию деятельности проституток "их гражданской смертью"*(10). Аболиционисты также полагали, что укрепление семьи, повышение уровня экономических условий, культуры сексуального воспитания людей, начиная с детского возраста, способствует ликвидации проституции. К сожалению, данное утверждение не гарантирует абсолютное искоренение проституции из общества.
Регламентисты полагали, что необходимо упорядочить государственный контроль за проституцией, узаконить ее. Таким образом, идеи о легализации оказания платных услуг не новы.
Опыт современных цивилизованных государств также показывает, что необходимо на законодательном уровне регулировать вопросы оказания платных сексуальных услуг. Так, например, Голландия в 2000 г. исключила из Уголовного кодекса запрет на организацию и содержание публичных домов. В Германии принят Закон "О регулировании правовых отношений в области проституции", вступивший в силу с 1 января 2002 г. В Израиле существует Закон о наказаниях, который разделяет проституцию на две категории. Первая - это систематическое вступление человека в половые контакты с различными партнерами за плату. Вторая предполагает вступление человека в единичные половые контакты за плату. Следует отметить, что по российскому законодательству (ст. 6.11 КоАП РФ) проституция определяется как систематические сексуальные контакты, именуемыми в законе термином "занятие". В отечественной юридической литературе и комментариях к УК РФ и КоАП РФ в части проституции достаточно подробно изучены и истолкованы нормы соответствующих статей. Поэтому на оценочном факторе данного явления с точки зрения действующего законодательства останавливаться не будем.
Каков же возможный механизм легализации проституции в настоящее время?
Во-первых, необходимо установить правовой статус лиц, оказывающих платные сексуальные услуги. Если мы говорим о деятельности, целью которой является систематическое извлечение прибыли, то соответственно имеем в виду предпринимательскую деятельность, к которой и относятся "сексуальные платные услуги" (Гражданский кодекс РФ). Субъектом любой предпринимательской деятельности могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, правосубъектность которых наступает с момента их государственной регистрации. Специальная правосубъектность наступает с момента получения лицензии на соответствующий вид деятельности (ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Во-вторых, вводя правовые режимы лицензирования и регистрации, государство не только контролирует и требует соблюдения лицензиатом соответствующего качества работ, услуг и товаров, но и облагает деятельность в установленном законодательством порядке налогами. Таким образом, легализация оказания платных сексуальных услуг выводит эту деятельность из теневого оборота.
В-третьих, представляется целесообразным на законодательном уровне (согласно ст. 55 Конституции РФ) закрепить право заниматься данным видом деятельности исключительно юридическим лицам, предварительно получившим лицензию на оказание платных сексуальных услуг (узаконение публичных домов). В свою очередь, юридические лица заключают трудовые договоры с женщинами и мужчинами, желающими таким способом применить свои способности и навыки, что отвечает требованиям ст. 34 Конституции РФ*(11). Из трудовых отношений согласно нормам Трудового кодекса РФ следует реализация таких социальных прав, как получение работником зарплаты, предусмотренных трудовым законодательством социальных льгот, премий. Функционирование трудового договора предоставляет проституткам законное право на возмещение и оплату многих расходов, таких как нетрудоспособность по болезни или состоянию здоровья, законный отпуск и т.д.
В-четвертых, необходимо установить соответствующие лицензионные требования: учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации соискателя лицензии, свидетельство о его постановке на учет в налоговом органе, наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании соответствующих помещений, организационно-технических условий, материального оснащения и т.д., соблюдение работниками обязательного возрастного ценза - не менее 21 года, обязательное медицинское освидетельствование работников при приеме на работу, последующие плановые медицинские проверки и т.д. Более детальное регулирование деятельности, связанной с оказанием платных сексуальных услуг, в части лицензирования будет регламентироваться на уровне постановлений Правительства РФ.
Закрепляя на законодательном уровне данный вид деятельности, необходимо:
регламентировать пределы государственного контроля за оказанием платных сексуальных услуг, внеся соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
ужесточить административную и уголовную ответственность за незаконное оказание платных сексуальных услуг как для самих предпринимателей и лиц, осуществляющих данный вид деятельности самостоятельно, так и для органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль за указанным видом деятельности (в частности, органов внутренних дел);
четко обозначить субъектный состав за незаконное оказание платных сексуальных услуг;
установить в качестве лицензионного требования оказания платных сексуальных услуг медицинское освидетельствование (несколько раз в месяц).
Следует отметить, что в свое время уполномоченный по правам человека в Саратовской области А. Ландо разработал законопроект о легализации проституции в Российской Федерации, но до Государственной Думы проект так и не дошел, потому что представлять соответствующие интересы не взялся ни один депутат. В настоящее время на обсуждении в Государственной Думе находится законопроект, прошедший второе чтение, "О регулировании платных сексуальных услуг", разработчиком которого является депутат Государственной Думы А. Вульф. Проект достаточно слабый, но сам факт обсуждения данного вопроса на заседании Государственной Думы уже является многообещающим.
Отметим некоторые недостатки данного проекта.
Нечетко и некорректно сформулирована его цель. Определение платных услуг сексуального характера сформулировано слишком широко.
Законопроект вводит понятия "потребитель" и "исполнитель" платных сексуальных услуг, однако их определения нуждаются в редакционной доработке. Так, "потребителя" проект определяет как физическое лицо, тогда как "исполнителя"- просто как лицо. Неясны его характер и статус - это физическое или юридическое лицо, а также непонятно, где субъект, оказывающий платные сексуальные услуги, осуществляет свою деятельность по трудовому договору.
В законопроекте не указан порядок государственной регистрации платных услуг. Возможно, было бы правильнее говорить о лицензировании указанной деятельности.
Е.И. Спектор,
научный сотрудник отдела административного законодательства
Института законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве РФ, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", N 6, июнь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 1 Международной конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами от 21 марта 1950 г. проституция представляет собой удовлетворение похоти одного лица другим за плату.
*(2) Елистратов А.И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией: Публичные лекции. - М.: Издание Московского общества борьбы с детской смертностью, 1911; О прикреплении женщины к проституции. Врачебно-полицейский надзор. - Казань: Тип. Им. ун-та, 1903; Сабанин А.Х. Проституция: Историко-профилактический этюд. - СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1905; Вислоуха А.К. К вопросу о регламентации проституции городским самоуправлением // Журнал Общества русских врачей. - 1904. - N 4; Ананиан Л.Л. Социально-правовые исследования проституции. Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. - М., 1996. - Вып. 9; Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). - СПб.: Петрополис, 1998; Бубон К.В. Уголовная ответственность за организацию и содержание притонов для занятия проституцией // Юридический мир. - 1999.- N 5, 6; Уханова Н. Ответственность за вовлечение в занятие проституцией, организацию или содержание притонов для занятий проституцией // Уголовное право. - 2002. - N 4; Селезнев М.А. Проституция как антисоциальное явление: Учебно-методическое пособие. - М., 2002; Ландо А., Маркелова Е. Статус юридических лиц, оказывающих и предоставляющих коммерческие сексуальные услуги // Российская юстиция. - 2001. - N 5.
*(3) Общеизвестно, что истоки проституции своими корнями уходят далеко в Древний Рим. Большинство проституток было рабынями, они должны были носить особую одежду и не вносились в списки населения, им также было запрещено выходить замуж за граждан Рима.
*(4) Каплан С.И., Политов Л.Г., Готлиб С.С. Материалы к библиографии проституции (на русском языке) // Социальная гигиена. М. - Л.: Красная Пресня, 1925. - С. 174.
*(5) Ласс Д.И. По пути ликвидации проституции // М.: НК СО, 1931; Люблинский П. Повысить качество борьбы с паразитизмом и тунеядством // Социальное обеспечение. - 1934. - N 1.
*(6) Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Проституция в Петербурге (40-е гг. 19 в. - 40-е г. 20 в.). - М.: Прогресс-Академия, 1994.
*(7) Голосенко И.А. и Голод С.И Указ. соч. - С. 87.
*(8) В настоящее время на законодательном уровне формально под субъекты проституции подпадают как женщина, так и мужчина (см. ст. 6.11, 6.12 главы 6 Кодекса об административных правонарушениях РФ; ст. 240, 241, 151, п. "е" ч. 2 ст. 152 Уголовного кодекса РФ). Вместе с тем правоприменительная практика исходит из того, что субъектом проституции является исключительно женщина, вступающая в половую связь с мужчиной за материальное вознаграждение. Автор полагает, что субъектом проституции должны являться оба пола, так как критерии морали и нравственности одинаковы для обоих полов, особенно в половой сфере.
*(9) Каплан С.И., Политов Л.Г., Готлиб С.С. Указ. соч. - С. 90.
*(10) Покровская М.И. Борьба с проституцией. - СПб.: Электропечатня, 1900. - С. 28.
*(11) Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации
Автор
Е.И. Спектор - научный сотрудник отдела административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук
"Законодательство и экономика", 2004, N 6