Упрощенная система налогообложения
Расходы на оплату услуг Интернет
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату услуг связи. На основании пункта 2 статьи 346.16 НК РФ такие расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 264 НК РФ. Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг) относятся расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
Следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В связи с этим оплату услуг за пользование сетью Интернет организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе включить в состав расходов, уменьшающих доходы. При этом следует иметь в виду, что такие расходы должны соответствовать критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, т.е. быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными.
Расходы на оплату услуг за пользование интернетом включаются в состав расходов уменьшающих доходы, только после погашения организацией задолженности перед организацией провайдером. Основанием для принятия к учету расходов является выписка банка с приложенным платежным поручением.
Что касается расходов по подключению к сети Интернет, то они не могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы, поскольку такие расходы не поименованы в перечне расходов, учитываемых для целей налогообложения, содержащемся в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ, и не относятся к расходам на оплату услуг связи на основании Федерального закона "О связи". (Аналогичная позиция нашла отражение в письме Управления МНС по г. Москве от 23 сентября 2003 г. N 21-09/52278).
Расходы на приобретение работ
и услуг производственного характера
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ на уменьшение налоговой базы по единому налогу относятся материальные расходы.
Некоторые представители налоговых органов полагают, что речь в данном случае идет только о расходах на приобретение сырья и материалов. Однако из содержания главы 26.2 НК РФ это не следует. Более того, на основании пункта 2 статьи 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль статьей 254 НК РФ, которая определяет состав материальных расходов.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и исчисляющая единый налог исходя из доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, стоимость работ и услуг производственного назначения.
Такой вывод содержится в письмах Управления МНС РФ по г. Москве от 16 января 2004 г. N 21-14/02785 "О разъяснении отдельных положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" (на основании письма МНС РФ от 19 декабря 2003 г. N 22-2-14/2547), далее - письмо УМНС РФ по г. Москве от 16 января 2004 г.) и от 8 октября 2003 г. N 21-09/55998.
В письме УМНС по г. Москве от 19 декабря 2003 г., в частности, разъясняется, что для организации, основным видом деятельности которой является оказание консультационных услуг, услугами производственного характера являются, в том числе консультационные услуги сторонних организаций по договорам субподряда (субконтракта), используемые в рамках этой деятельности.
Расходы на реконструкцию основных средств и затраты по незавершенному производству
На основании письма МНС РФ от 26 января 2004 г. N 22-1-14/111 Управление МНС РФ по г. Москве в письме от 5 февраля 2004 г. N 21-14/07183 разъяснило порядок учета расходов на реконструкцию основных средств и затрат по незавершенному производству (сальдо по счету 20 "Основное производство") при переходе на упрощенную систему налогообложения.
В письме отмечено, что поскольку обозначенные расходы не входят в перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (пункт 1 статьи 346.16 НК РФ), налогоплательщики не вправе отнести их на уменьшение доходов.
О применении упрощенной системы налогообложения
иностранными организациями
Пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ установлено, что налогоплательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В главе 26.2 НК РФ не содержится каких-либо специальных ограничений на применение упрощенной системы налогообложения иностранными организациями, созданными на территории Российской Федерации. Поэтому такие организации вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на общих основаниях при соблюдении ими всех установленных главой 26.2 НК РФ условий (см. пункт 1 письма УМНС РФ по г. Москве от 16 января 2004 г.).
Порядок исчисления и выплаты пособий
по временной нетрудоспособности
В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения вправе применять один из двух установленных этим законом вариантов выплаты пособий по временной нетрудоспособности работающим у них гражданам.
При первом варианте выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется за счет двух источников:
- за счет средств Фонда социального страхования, поступающих от единого налога, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (с 1 октября 2003 г. - 600 рублей в месяц);
- за счет средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда. Пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя, включается ими в состав расходов, уменьшающих доходы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (если объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), или уменьшает сумму единого налога в соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 НК РФ (если объект налогообложения - доходы).
При этом варианте выплаты пособия работодатели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как это и предусмотрено главой 26.2 НК РФ, не уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования РФ.
При втором варианте работодатели уплачивают в Фонд социального страхования РФ взносы по ставке 3 процента от налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ, и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования РФ.
Поскольку пособие выплачивается полностью за счет средств Фонда социального страхования, Минфин РФ в письме от 4 марта 2003 г. N 04-02-05/3/15 обращает внимание на то, что в данном случае действуют общие правила выплаты пособия за счет средств Фонда социального страхования, установленные законодательством. В частности, согласно статье 15 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 166-ФЗ) максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц, выплачиваемого за счет средств Фонда, не может превышать 11 700 руб. То есть нормы статьи 2 Закон N 190-ФЗ относительно возмещения Фондом части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, в данной случае не применяются.
Ю.Н. Самохвалова
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru