Алкогольные напитки во время переговоров: можно поспорить...
Как известно, многие деловые вопросы решаются за обедом или ужином, что нередко способствует достижению единства взглядов на рассматриваемую проблему.
На таких мероприятиях всегда имеется приглашающая сторона (причем далеко не всегда наиболее заинтересованная). Обсуждение проблем бизнеса за столом сопровождается употреблением напитков (как правило, не безалкогольных). Выражение "хорошо сидим" означает не удобство стульев или кресел, а плавно льющуюся задушевную беседу с деловым партнером "под водочку".
Приглашая коллег по бизнесу "перекусить за рюмкой хорошего коньяка", организации, как правило, не мелочатся и предлагают "бизнес-изысканный обед", поскольку уверены, что деньги не будут потрачены зря. Но что по этому поводу думают налоговые органы?
Как известно, мнение МНС России относительно правомерности отнесения затрат к расходам однозначно: согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода.
Именно поэтому вопрос о правомерности отнесения затрат на приобретение алкогольных напитков при организации деловых встреч к расходам для целей налогообложения всегда был одним из самых спорных.
Поясним ситуацию. В п. 2 ст. 264 НК РФ приводится закрытый перечень расходов, которые можно отнести к представительским. Эти расходы можно подразделить на две группы:
1) расходы, связанные с приемом (обслуживанием) участников (представителей других организаций), прибывших на переговоры в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества;
2) расходы, связанные с приемом (обслуживанием) членов руководящего органа организации, прибывших на его заседание.
Среди таких расходов НК РФ отдельно выделяет расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для вышеуказанных лиц и официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, а также расходы на буфетное обслуживание во время переговоров.
Заметим, что организация ежедневного обеда или ужина в ресторане не является эквивалентом буфетного обслуживания. В буфетное обслуживание включается, как правило, предложение участникам во время кратковременных перерывов на переговорах чая, кофе, минеральной воды и т.д. Следовательно, обсуждение деловых проблем без отрыва от активной работы над свиной отбивной, запиваемой красным бордо, - это не буфетное обслуживание, а официальный прием.
В связи с этим возникает вопрос: если в составе представительских расходов принимается стоимость продуктов и всевозможных блюд, связанных с проведением официального приема деловых партнеров (ужин, обеды в ресторанах и т.д.), то почему нельзя учесть и стоимость алкогольных напитков, предназначенных для такого мероприятия?
При ответе на этот вопрос читателям журнала следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 25.07.2002 N 116-ФЗ) (далее - Закон N 171-ФЗ) к алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды:
этиловый питьевой спирт - это ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, разведенный умягченной водой до 95% объема готовой продукции;
спиртные напитки - это алкогольная продукция, которая производится с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и не относится к вину или пиву;
вино - это алкогольная продукция, произведенная из виноматериалов, с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, не более 22% объема готовой продукции;
коньячные изделия - это коньяки (бренди), являющиеся разновидностью спиртных напитков.
Свою официальную позицию по этому вопросу налоговое ведомство до настоящего времени не высказало, однако "особенности национальных традиций" проведения деловых переговоров порождают у налоговиков различные толкования. И при этом представителями МНС России используется новый способ доведения до налогоплательщиков своего мнения - при помощи интервью, пресс-конференций, "круглых столов", семинаров и прочих мероприятий, не предусматривающих документального подтверждения высказанного.
Например, в письме УМНС России по г. Санкт-Петербург от 07.03.2003 N 02-05/4803 (вопрос 4) подчеркивается, что затраты на алкогольную продукцию при проведении официального приема представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, не относятся к представительским расходам, поскольку они не предусмотрены исчерпывающим перечнем таких расходов, и, следовательно, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Аналогичное мнение налоговые органы высказали и в письме УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000 "О порядке признания затрат на представительские расходы для целей налогообложения прибыли".
В других разъяснениях представителей налоговых органов высказывается мнение, что стоимость и качество алкогольных напитков (элитный алкоголь или массовая продукция) не имеют значения: важно их количество, которое не должно мешать проведению переговоров. Так, например, в одной из публикаций утверждается следующее: у налоговых органов могут возникнуть возражения по принятию таких расходов в налоговом учете, если количество приобретаемых спиртных напитков не способствует проведению переговоров.
Получается, что в каждом конкретном случае налоговый инспектор на свое усмотрение может потребовать от проверяемой организации соблюдения каких-то несуществующих ограничений в количестве выпитых алкогольных напитков (бутылка, две, ..., ящик... на троих, четверых, пятерых... участников).
Как видно из вышеприведенных норм, НК РФ не содержит прямого запрета на отражение расходов, связанных с приобретением алкогольных напитков, в составе представительских расходов. Более того, никаких требований по количеству, качеству и стоимости алкогольных напитков налоговое законодательство также не предъявляет.
Это - обычаи делового оборота, сложившиеся веками. И вот тому подтверждение.
В воспоминаниях В.А. Теляковского, директора Императорских театров, сказано: "Нелидову я дал такой приказ. Взять Шаляпина, угостить его завтраком в "Славянском базаре", вина не жалеть и с завтрака привезти прямо ко мне. Я уже его без контракта не выпущу - будет это 10, 12, 15 тысяч, все равно. Он должен быть у нас, пока не спросил 30 тысяч - а будет время, спросит, и как!!! Вероятно, в Петербурге за это выругают, но что делать - чувствую, что, взяв его, сделаю большое дело не только в смысле сборов, но и поднятия общего уровня оперного театра".
Существуют два признака экономически оправданных затрат, обусловленных целями получения доходов:
- принцип рациональности;
- обычаи делового оборота.
Это установлено в разделе 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.
Однако данный документ не дает конкретного определения ни понятию "обычаи делового оборота", ни принципу рациональности. Нет содержания этих терминов и в НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Обратимся к гражданскому законодательству.
Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, обычай делового оборота определяется правилом поведения:
- которое сложилось, то есть устойчиво и достаточно определенно в своем содержании;
- которое широко применяется;
- которое не предусмотрено законодательством;
- которое используется в какой-либо области предпринимательской деятельности.
В рассматриваемой ситуации обычай делового оборота представляет собой правило (традицию) проведения приемов деловых партнеров, сопровождающихся употреблением национального напитка (водки), дегустацией коллекционных вин или именного коньяка, во время которых решается судьба той или иной сделки. Такое правило не может применяться единообразно (в каком-то определенном количестве на каждого участника) всеми организациями в любой сфере бизнеса, иначе это будет уже не обычай.
В то же время к использованию алкогольных напитков для становления и развития партнерских деловых отношений как к обычаю делового оборота организации должны подходить осмотрительно, с учетом принципа разумной достаточности. На практике это означает, что если два генеральных директора подписание договора "отметили" двумя коробками коньяка, то вряд ли организация сможет обосновать подобные "представительские" затраты для целей исчисления налога на прибыль.
При признании затрат на приобретение "представительских" алкогольных напитков в качестве расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимо, чтобы такие затраты, так же как и любые другие, удовлетворяли требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. При этом организация вправе самостоятельно определить порядок документального оформления и подтверждения расходов по организации деловых встреч. В перечень документов можно включить:
- приказ, устанавливающий перечень лиц, ответственных за использование средств, и нормативы (предельные размеры) по каждому виду представительских расходов;
- приказ о подготовке к переговорам, в котором должны быть даны указания по направлению приглашения на деловую встречу контрагентов с обозначением цели прибытия представителей партнеров (действующих или потенциальных);
- поквартальную смету представительских расходов;
- программу проведения каждой деловой встречи, включающую не только регламент встречи, но и перечень обсуждаемых вопросов;
- смету расходов на проведение каждой деловой встречи;
- отчет о каждом деловом приеме;
- акт об отнесении затрат к представительским (по каждой деловой встрече).
Организации целесообразно разработать и утвердить в ежеквартальной смете представительских расходов в качестве отдельных статей затрат суммы, направляемые на буфетное и ресторанное обслуживание при проведении деловых переговоров исходя из утвержденных организацией норм таких расходов (в сутки на одного участника). В конкретной смете расходов на проведение каждой деловой встречи необходимо подробно предусмотреть (исходя из запланированного количества участников переговоров) все возможные статьи затрат: холодные закуски, горячие закуски, салаты, супы, основные блюда, десерт, спиртные напитки, вино, пиво, безалкогольные напитки, соки, чай, кофе и т.д.
О целесообразности такого подхода свидетельствует мнение налоговых органов, изложенное в письме УМНС России по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000, согласно которому для подтверждения правомерности признания в качестве представительских расходов затрат по приобретению продуктов питания в магазинах и готовых блюд в ресторанах организация должна представить программу проведения официального приема с указанием вида официального мероприятия (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), даты мероприятия, места проведения, меню, перечня товаров и услуг, используемых для проведения приема, состава и количества официальных лиц организации - налогоплательщика и представителей других организаций.
Поскольку формы таких документов не приведены в альбомах Госкомстата России, организация вправе разработать их самостоятельно (с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и утвердить в приложении к приказу по учетной политике.
При признании в налоговом учете так называемых представительских алкогольных напитков необходимо помнить, что затраты на их приобретение вместе с другими представительскими расходами в течение отчетного (налогового) периода должны признаваться организацией в составе прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Пример.
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" организовала официальный прием потенциального делового партнера - ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол" с целью заключения договора о совместной деятельности.
Для контроля за затратами по приему делегации были составлены смета и отчет о деловом приеме партнера. Фактически произведенные расходы подтверждены счетами и чеками ККМ из ресторанов.
Поскольку ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" обеспечила выполнение требований п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 264 НК РФ, затраты на проведение делового приема в сумме 28 158 руб. (7050 руб. + 21 108 руб.) могут быть признаны в качестве представительских расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (в рассматриваемом примере предельная величина таких расходов не превышает 4% от расходов на оплату труда за этот отчетный период).
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш"
Приказ N 2
г. Москва 03 января 2004 года
Об утверждении сметы представительских расходов на 2004 год
Приказываю:
1. Представительские расходы в 2004 году осуществлять в пределах 4% от фонда оплаты труда работников.
2. Утвердить прилагаемую смету представительских расходов на 2004 год.
Генеральный директор Н.И. Ильинский
Приложение
Утверждаю:
Генеральный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш"
Н.И. Ильинский
3 января 2004 года
Смета представительских расходов на 2004 год
(руб.)
Виды представительских расходов | 2004 год | ||||
Всего | I кв. | II кв. |
III кв. |
IV кв. |
|
Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного ана- логичного мероприятия) |
145000 | 30000 | 40000 | 30000 | 45000 |
Транспортное обслуживание во время пе- реговоров |
10500 | 2500 | 3000 | 2000 | 3000 |
Буфетное обслуживание во время перего- воров |
10000 | 2000 | 2000 | 3000 | 3000 |
Оплата услуг переводчиков, не состоя- щих в штате организации во время про- ведения представительских мероприятий |
35000 | - | 15000 | - | 20000 |
Итого | 200500 | 34500 | 60000 | 35000 | 71000 |
Исполнительный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" С.В. Дятлов
Главный бухгалтер
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" Е.А. Глянцева
Приказ N 15
г. Москва 01 марта 2004 года
О подготовке к переговорам с представителями
ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол"
Приказываю:
1. Назначить проведение деловых переговоров на 15 и 16 марта 2004 года. Ответственный за оповещение участников - коммерческий директор А.А. Колядинский.
2. Обеспечить ресторанное обслуживание во время проведения деловых переговоров и заключительного приема. Ответственный - исполнительный директор С.В. Дятлов.
3. Разработать программу проведения деловых переговоров. Ответственный - исполнительный директор С.В. Дятлов.
4. Составить смету и выдать необходимые для организации деловых переговоров наличные денежные средства в пределах сметы подотчетным лицам, ответственным за организацию мероприятия. Ответственные - исполнительный директор С.В. Дятлов, главный бухгалтер Е.А. Глянцева.
5. Назначить комиссию по проверке правомерности отнесения затрат, связанных с деловым приемом делегации, к представительским расходам в составе: председатель комиссии - коммерческий директор А.А. Колядинский, члены комиссии - менеджер И.А. Морозова, бухгалтер Р.Г. Андреева.
Генеральный директор Н.И. Ильинский
Утверждаю:
Генеральный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш"
Н.И. Ильинский
3 марта 2004 года
Программа проведения деловых переговоров с представителями
ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол"
Формат мероприятия - деловая встреча руководителей рыбопромысловых компаний для обсуждения возможностей совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок). На встрече планируется подписание договора простого товарищества.
Список докладчиков:
А.А. Колядинский - коммерческий директор ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш";
В.Н. Боженков - заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол".
15 марта 2004 года
Тема дня:
"Проведение двусторонних переговоров о возможностях организации совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок)"
Прибытие представителей - с 9.00 до 9.30.
Открытие деловой встречи - 9.30.
Регламент:
9.30 - 12.30 - переговоры;
12.30 - 14.00 - обед в ресторане "Классика";
14.30 - 18.00 - переговоры.
Рассматриваемые вопросы:
1) маркетинг партнерских отношений в области промысла, переработки улова и реализации водных биоресурсов. Докладчик - А.А. Колядинский, коммерческий директор ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш";
2) оценка эффективности коммерческого проекта по организации совместной деятельности в Японском, Охотском и Беринговом морях. Докладчик - В.Н. Боженков, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол".
16 марта 2004 года
Тема дня:
"Проведение двусторонних переговоров о возможностях организации совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок)"
Прибытие представителей - с 10.00 до 10.30.
Открытие деловой встречи - 10.30.
Регламент:
10.30 - 13.30 - переговоры;
14.00 - 15.30 - обед в ресторане "Классика";
16.00 - 19.00 - переговоры;
20.00 - 24.00 - заключительный прием в ресторане "Модерн".
Рассматриваемые вопросы:
1) результаты реализации целевой программы "Краб" по изучению среды мест обитания краба в целях определения разумной доли добычи, которая не скажется на его воспроизводстве. Докладчик - А.А. Колядинский, коммерческий директор ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш";
2) оценка документации, подтверждающей права участников на их вклады в совместную деятельность: право пользования специализированными судами, принадлежащими ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш", согласно бербоутчартерным договорам; право пользования квотами на вылов креветок и крабов, приобретенными ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол" на аукционе. Докладчик - В.Н. Боженков, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол";
3) обсуждение спорных и формулирование согласованных позиций проекта договора;
4) подписание итогового документа - договора простого товарищества.
Исполнительный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" С.В. Дятлов
Утверждаю:
Генеральный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш"
Н.И. Ильинский
3 марта 2004 года
Смета
о деловом приеме делегации ЗАО "Рыбопромысловая компания
"Сол" для заключения договора о совместной деятельности
по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных
биоресурсов (крабов и креветок)
(дата проведения 15-16 марта 2004 года)
Дата составления - 03 марта 2004 года.
Место проведения: 15 марта - обед в ресторане "Классика";
16 марта - обед в ресторане "Классика";
вечерний прием в ресторане "Модерн".
Состав участников переговоров:
- от ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" - два участника;
- от ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол" - два участника.
15 марта 2004 года
Наименование блюд и напитков | Единица измерения |
Кол-во | Цена за единицу (руб.) |
Всего (руб.) |
Обед | ||||
Горячие закуски Жареный сыр Моцарелла (190/70 г) |
порция |
4 |
205 |
820 |
Супы Французский луковый суп. Тарелка (350 г) |
порция |
4 |
150 |
600 |
Салаты Салат Цезарь (без курицы) (210/40 г) |
порция |
4 |
150 |
600 |
Основные блюда Отбивные из ягненка (120/200/45/50 г) |
порция |
4 |
490 |
1960 |
Десерты Салат из свежих фруктов (290/35 г) |
порция |
4 |
250 |
1000 |
Напитки Вода с газом Перье (0,33 л) Вино красное Чили Santa Ines Cabernet (0,75 л) |
бутылка бутылка |
8 2 |
105 615 |
840 1230 |
Первый день - всего | X | X | X | 7050 |
16 марта 2004 года
Наименование блюд и напитков | Единица измере- ния |
Кол-во | Цена за единицу (руб.) |
Всего (руб.) |
Обед | ||||
Горячие закуски Фаршированный картофель (165/70 г) |
порция |
4 |
210 |
840 |
Супы Грибной суп. Тарелка (300 г) |
порция |
4 |
150 |
600 |
Салаты Салат с креветками (300/40 г) |
порция |
4 |
495 |
1980 |
Основные блюда Свиные ребрышки (530/100/90/35 г) |
порция |
4 |
410 |
1640 |
Десерты Мороженое три шарика (180 г) |
порция |
4 |
130 |
520 |
Напитки Вода с газом Перье (0,33 л) Вино белое Chablis AOC (0,75 л) |
бутылка бутылка |
8 2 |
105 1120 |
840 2240 |
Обед - всего | X | X | X | 8660 |
Заключительный прием Холодные закуски Рулет из лососины (150 г) |
порция |
4 |
310 |
1240 |
Салаты Салат "Белоснежка" (250 г) |
порция |
4 |
200 |
800 |
Горячие закуски Язык в масле (125 г) |
порция |
4 |
250 |
1000 |
Основные блюда Ягненок, запеченный со специями (350/150 г) |
порция |
4 |
520 |
2080 |
Десерты Слоеный пирог с тыквой и грец- кими орехами (150 г) |
порция |
4 |
160 |
640 |
Напитки Вино красное Франция Medoc AOC (0,75 л) Коньяк Хеннесси VSOP (0,7 л) Вода с газом Перье (0,33 л) |
бутылка бутылка бутылка |
1 1 8 |
1088 4760 105 |
1088 4760 840 |
Заключительный прием - всего Второй день - итого |
X X |
X X |
X X |
12448 21 108 |
Исполнительный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" С.В. Дятлов
Утверждаю:
Генеральный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш"
Н.И. Ильинский
17 марта 2004 года
Отчет
о проведении деловых переговоров с представителями
ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол" с 15 по 16 марта 2004 года
Дата составления - 17 марта 2004 года.
Место проведения: здание Представительского центра ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш".
Состав участников переговоров:
- от ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш":
генеральный директор Н.И. Ильинский;
коммерческий директор А.А. Колядинский;
- от ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол":
генеральный директор Д.В. Савкин;
заместитель генерального директора по коммерческим вопросам В.Н. Боженков.
Деловая встреча проходила в течение двух дней: 15 и 16 марта 2004 года в соответствии с утвержденной программой (Программа мероприятия и развернутые тезисы докладов участников прилагаются).
Результатом проведения встречи является подписание итогового документа - договора простого товарищества, предметом которого является организация совместной деятельности по осуществлению промысла, переработке улова и реализации водных биоресурсов (крабов и креветок) при эксплуатации двух специализированных судов ловушечного и тралового лова с морозильными комплексами производительностью не менее 20 тонн в сутки (текст заключенного договора прилагается).
Вкладом ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" является право пользования принадлежащими ей согласно бербоутчартерным договорам специализированными судами.
Вкладом ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол" является право пользования квотами на вылов креветок и крабов, приобретенными организацией на аукционе.
Ведение общих дел в рамках простого товарищества поручено ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш".
В пределах утвержденной сметы состоялись запланированные посещения ресторанов участниками встречи:
15 марта - обед в ресторане "Классика";
16 марта - обед в ресторане "Классика", заключительный прием в ресторане "Модерн".
Исполнительный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" С.В. Дятлов
Утверждаю:
Генеральный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш"
Н.И. Ильинский
17 марта 2004 года
Акт
об отнесении затрат, связанных с проведением деловых переговоров
с представителями ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол",
к представительским расходам
Дата составления - 17 марта 2004 года.
Место проведения: здание Представительского центра ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш".
Дата проведения: 15 и 16 марта 2004 года.
Состав участников переговоров - 4 участника:
- от ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш":
генеральный директор Н.И. Ильинский;
коммерческий директор А.А. Колядинский;
- от ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол":
генеральный директор Д.В. Савкин;
заместитель генерального директора по коммерческим вопросам В.Н. Боженков.
Признать затраты на запланированное посещение участниками деловой встречи ресторанов "Классика" (15 марта, 16 марта) и "Модерн" (16 марта) в сумме 28 158 руб., не превысившей утвержденную смету, в качестве представительских расходов на основании Отчета и Сметы о деловом приеме делегации ЗАО "Рыбопромысловая компания "Сол", а также Программы проведения деловых переговоров.
Исполнительный директор
ООО "Рыбопромысловая компания "Фиш" С.В. Дятлов
Читателям журнала необходимо обратить внимание еще на одно очень важное положение.
Напомним, что в бухгалтерском учете представительские расходы, связанные с проведением делового приема, учитываются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", а для торговых организаций - по дебету счета 44 "Расходы на продажу":
Д-т 26, 44 К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражена сумма расходов на ресторанное обслуживание на основании соответствующих документов.
Аналогичным образом отражаются затраты на организацию делового приема в офисе организации.
Если переговоры ведутся с представителями контрагента с целью заключения договора на приобретение внеоборотных активов, затраты по приему делегации должны быть отнесены на увеличение стоимости внеоборотных активов в качестве иных расходов, связанных с их приобретением (п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).
При таком отражении в бухгалтерском учете затрат на приобретение алкогольных напитков, будь то обслуживание в ресторане или прием в офисе, никаких проблем с налоговой инспекцией не возникнет: такие затраты входят в общую сумму, указанную в счете ресторана, или в общую сумму контрольной ленты ККТ, содержащей расшифровку видов продуктов и алкогольных напитков.
Однако, как показывает практика, многие организации при организации делового приема в офисе учитывают стоимость закупленных для этих целей алкогольных напитков в качестве материально-производственных запасов по дебету счета 10 "Материалы". Подобных ситуаций лучше избегать. И вот почему.
Пунктом 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрено лицензирование закупки, хранения и экспорта этилового спирта и алкогольной продукции.
МНС России в письмах от 06.12.2002 N БК-6-07/1889@ "О лицензировании", от 02.08.2002 N СА-6-07/1171@ "О реализации предприятием остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ "О хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности", от 25.02.1999 N ВБ-6-31/136 неоднократно подчеркивало, что закупка и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции рассматриваются как самостоятельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Причем ранее согласно ст. 8 Федерального закона от 08.07.1999 N 143-ФЗ "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", закупка и хранение юридическим лицом (организацией) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством РФ, а также хранение и перевозка юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем алкогольной и спиртосодержащей продукции без установленных транспортных документов, сертификата соответствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенной в установленном порядке копии такого сертификата либо без справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, или ее копии (на импортную алкогольную продукцию) влекло наложение административного штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке или без таковой.
В связи с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 74-О вышеприведенный документ утратил свою силу с 1 июля 2002 года.
В настоящее время согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 N 195-ФЗ административный штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом п. 3 ст. 3.5 КоАП РФ (а именно, 50 МРОТ - на должностных лиц, 1000 МРОТ - на юридических лиц), но не может превышать для должностных лиц 200 МРОТ, а для юридических лиц - 5000 МРОТ.
Таким образом, предпринимательские и налоговые интересы организации будут лучше защищены, если алкогольная продукция, приобретаемая для целей представительских расходов, не будет признаваться в составе материально-производственных запасов.
Е.В. Орлова,
начальник департамента аудита ООО "Компания ПремиумКонсалт"
"Налоговый вестник", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1