Каким образом при применении метода начисления и при отсутствии первичных документов на отпуск газа населению без счетчиков газораспределительные организации должны определять величину дохода от реализации для целей налогообложения прибыли: на основании норм расхода газа, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 N 719, или только исходя из данных об объемах приобретения газа?
Статьей 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 2.9 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго России от 14.10.1996, учет количества газа, реализуемого населению, производится по приборам учета газа или на основании норм расхода газа (на приготовление пищи, горячей воды и отопления, при наличии систем местного отопления). Нормы расхода газа на одного человека и единицу отапливаемой площади, а также нормы расхода газа на содержание скота в личном подсобном хозяйстве разрабатываются и определяются газораспределительными организациями (далее - ГРО) в установленном порядке.
Пунктом 2.10 вышеуказанных Правил учета газа установлено, что право утверждать нормы расхода газа предоставляется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.2003 N 719 "О порядке установления норм потребления сетевого газа, используемого населением для отопления жилых помещений от газовых приборов" (далее - Постановление N 719).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с подпунктом 3.1.3 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету газа в газораспределительных организациях (РД 153-39.0-071-01), введенных приказом Минэнерго России от 04.04.2001 N 100 (далее - Методические рекомендации), хозяйственные операции, связанные с подачей газа населению, не имеющему приборов учета газа, оформляются актом подачи-отбора газа формы N 4-ГР (далее - Акт отбора газа).
Таким образом, Акт отбора газа может являться внутренним первичным документом ГРО, подтверждающим объем поданного газа.
Согласно Методическим рекомендациям данные об объемах потребленного газа приводятся в Акте отбора газа по двум графам - "По норме" и "Фактически".
При этом фактически потребленные объемы газа определяются в соответствии с действующими нормативными документами, а при их отсутствии - согласно Порядку, утверждаемому руководителем ГРО.
В связи с вышеизложенным доходы ГРО от реализации газа населению, не имеющему приборов учета газа, для целей налогообложения прибыли должны определяться исходя из фактически отпущенных указанной категории потребителей объемов газа, определяемых в соответствии с Порядком, утвержденным руководителем ГРО.
Для целей налогообложения прибыли могут быть учтены технологические потери газа, обусловленные технологическими особенностями процесса его сетевой транспортировки до потребителей, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены.
При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Таким образом, объемы газа, отпущенные ГРО вышеуказанной категории потребителей, но не оплаченные потребителями на отчетную дату, в частности в силу того, что количество фактически потребленного газа превышает количество газа, учитываемого по нормам расхода газа, утвержденным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 719, должны отражаться у организаций в составе дебиторской задолженности наряду с не оплаченными потребителями объемами газа, учитываемыми по нормам.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 265 НК РФ в случае признания дебиторской задолженности по вышеуказанным объемам газа безнадежным долгом (п. 2 ст. 266 Кодекса) она может быть включена в налоговую базу по налогу на прибыль в составе убытков, приравниваемых к внереализационным расходам.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 мая 2004 г.
"Налоговый вестник", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1