Заморский друг
Фирм, которые работают с иностранцами, все больше. А законодательство по этому вопросу до сих пор напоминает швейцарский сыр. Но разобраться во всех хитросплетениях Налогового кодекса все-таки можно. Этим и занимались юристы компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" на семинаре, который недавно прошел в столице.
И никакой свободы договора...
В начале семинара партнер компании Андрей Никонов пояснил, что к фирмам, которые работают с иностранцами, фискалы применяют особые методы контроля. В частности, те, которые заложены в статье 40 Налогового кодекса.
Эта статья позволяет чиновникам проконтролировать цены товаров, переквалифицировать договор или признать сделку притворной, то есть ненужной. В качестве примера Андрей Никонов привел случай из своей профессиональной практики.
Российская компания выплачивала дивиденды иностранной фирме. Чтобы уйти от налогов, организации заключили договор о том, что якобы зарубежная компания управляет российской. В суде чиновники МНС смогли признать эту сделку недействительной лишь потому, что фирмы не подтвердили выполнение каких-либо действий по этому контракту. Таких неприятностей можно избежать, если правильно оформить всю первичную документацию: акты о выполненных работах, накладные, счета-фактуры.
Не исключено, что инспекторы воспользуются правом оценить соразмерность стоимости товара. К примеру, фирма закупила продукцию, а чиновники посчитают, что компания несколько переплатила. Особенно если она предпочитает западные товары отечественным. Ведь цены на импорт гораздо выше, чем на нашу продукцию. И тут в качестве крайней меры инспекторы могут вообще исключить часть затрат.
Чтобы избежать этих и других неприятностей, нужно детализировать договоры. Прежде всего, надо включать в них графу "цель соглашения". Тогда уже вряд ли чиновники смогут сослаться на "ненужность" сделки. А вот закупку того или иного товара нужно обосновать маркетинговой политикой. Этим документом можно подкрепить и другие выплаты, которые "не любят" инспекторы.
К примеру, фискалы почти всегда исключают из расходов премии, которые фирмы выплачивают дистрибьюторам сверх их вознаграждения. Однако в маркетинговой политике можно сделать запись о том, что подобные премии необходимы для стимуляции продаж. Такая запись дает шанс отстоять свою правоту в суде и налоговой инспекции.
Кстати, в маркетинговой политике можно закрепить все, что угодно. В том числе и предоставление скидок. Этот документ не нужно сдавать в налоговую инспекцию, однако его должен утверждать руководитель компании.
Свято место
Старший юрист компании Елена Овчарова поведала о том, как можно законными способами минимизировать НДС при работе с иностранцами. Один из самых действенных вариантов - доказать, что товары, работы или услуги реализованы не на территории России. Ведь в статье 146 Налогового кодекса сказано, что обязанность по уплате НДС возникает, только если реализация была в нашей стране. Чтобы подтвердить право на такую льготу, нужно заранее позаботиться обо всех подтверждающих документах и правильно составить контракт.
Напомним, что место реализации определяют по месту нахождения покупателя. Поэтому, если иностранная фирма не имеет представительства или какого-либо имущества в нашей стране, это нужно записать в договоре. А если офис у иностранцев все-таки есть, то придется доказать, что реализация была за границей.
В первом случае достаточно записи в контракте, а для пущей уверенности можно взять у заморских контрагентов копии их учредительных документов. Во втором случае фирме придется предъявить всю первичную и сопутствующую документацию к контракту: акты приемки услуг, товаров, счета, выписки из банка и др. Кстати, не лишним будет и письмо из иностранной фирмы с подтверждением того, что услуги действительно были оказаны за границей.
Не платить НДС можно и тогда, когда напрямую законодательством это запрещено. К примеру, местом реализации консультационных услуг всегда признается территория России. Так записано в статье 148 Налогового кодекса. Но Елена Овчарова посоветовала собравшимся связать консультации с другими услугами. К примеру, установка оборудования и консультации по его эксплуатации.
На практике бывает, что иностранные покупатели, мягко говоря, лукавят. Например, имея представительство в России, заявляют о том, что в нашей стране никакой деятельности не ведут. Чтобы защитить свою фирму от подобного форс-мажора, в договор необходимо включить условие о взыскании штрафа, если покупатель сообщил ложную информацию.
Интуристы
С иностранными работниками проблем не меньше. Одна из главных - единый социальный налог. Дело в том, что, когда заграничный специалист заключает трудовое соглашение с отечественной компанией, надо платить ЕСН.
Однако, если работник формально числится в иностранной фирме, но трудится в России, уплаты ЕСН можно избежать. Здесь важно не заключать с ним напрямую никаких договоров. Все соглашения должны быть только между компаниями.
Не менее актуален и квартирный вопрос. Ведь фирмы, как правило, предоставляют жилье иностранцам, которые приезжают к нам на работу. Иначе они просто отказываются трудиться. Но тут возникают две проблемы.
Во-первых, фирме необходимо отнести арендную плату на расходы, а во-вторых, иностранец не должен платить налог на доходы. Ведь фискалы считают, что, если компания снимает квартиру для сотрудника - это его доход.
Но опять же, если сотрудник направлен на работу иностранной компанией, в его трудовом соглашении достаточно сделать запись о том, что жилье предоставляет российская сторона. А договор с арендодателем будет заключать не иностранец, а российская фирма. В таком случае обе проблемы можно решить.
Конец схемам
Прощаясь со слушателями, ведущие семинара не без сожаления заметили, что отечественная Фемида повернулась спиной к налогоплательщикам. Изменилась политическая конъюнктура, и то, что можно было легко доказать в суде лет пять назад, сейчас доказать почти невозможно.
В ближайшие несколько лет большинство незаконных и полузаконных схем минимизации налогов уйдут в прошлое. И связано это с несколькими причинами.
Во-первых, меняется налоговое законодательство - в нем остается все меньше лазеек. Во-вторых, налоговики как никогда взялись за работу по выявлению "серых" способов минимизации. И даже за этот небольшой срок они накопили немалый багаж арбитражной практики.
Правда, фирмы должны и могут заниматься налоговым планированием. При условии, что минимизация налогов будет не единственной его целью.
Г. Швец
"Московский бухгалтер", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007