Доходы от реализации услуг
Гостиничный бизнес - это разветвленная сеть услуг, предоставляемых клиентам. В составе гостиниц, как правило, есть бары и рестораны, тренажерные залы, экскурсионные бюро, прачечная и химчистка, камера хранения, аптечные киоски, киоски по продаже газет и журналов и др. Кроме того, гости могут заказать дополнительные услуги в номер, например прокат различной техники (если в номерах нет телевизоров или холодильников, их можно взять на прокат, так же как и факс, компьютер и пр.). Естественно, при столь разноплановом наборе предоставляемых услуг вести бухгалтерский, а особенно налоговый учет в гостиницах достаточно сложно. Поэтому гостиничный комплекс - это в основном целый ряд юридических лиц, каждое из которых осуществляет определенный вид деятельности (например, торговля, общественное питание, химчистка и т.д.). При этом значительно проще правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет. Если же весь комплекс предоставляемых услуг оказывает одно юридическое лицо, то для упрощения учета целесообразно вести раздельный учет по каждому виду деятельности. Такого требования нет ни в главе 25 "Налог на прибыль организации", ни в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Поэтому, если по всем осуществляемым видам деятельности применяется одинаковый порядок налогообложения (т.е., например, какие-то из них не переведены на уплату единого налога), то раздельный учет вести желательно, но необязательно. Все зависит от того, каким образом удобнее организовать учет, чтобы производимые затраты можно было обосновать как экономически оправданные. Однако нужно помнить, что непосредственно к организации бухгалтерского учета по разным видам деятельности предъявляются разные требования. Так, достаточно специфичны требования к бухгалтерскому учету в общественном питании. Поэтому, несмотря на видимые дополнительные сложности ведения раздельного учета, все же рекомендуем его организовать.
Требования, предъявляемые к гостиницам, по предоставлению информации
для потребителей
К организации непосредственно гостиничного бизнеса предъявляются специальные требования. Так, в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.97 г. N 490 (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 2.10.99 г. N 1104, от 15.09.2000 г. N 693) (далее - Правила предоставления гостиничных услуг), гостиницы обязаны довести до сведения потребителя свое фирменное наименование (наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанная информация размещается на вывеске.
В помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте в обязательном порядке должна быть размещена информация об услугах, обеспечивающая возможность их правильного выбора:
Правила предоставления гостиничных услуг;
сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;
свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории, если категория присваивалась;
сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший его, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, зарегистрировавший ее);
сведения о номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем лицензию, если данный вид деятельности подлежит лицензированию;
извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;
цена номеров (мест в номере);
перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);
перечень и цена дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;
сведения о форме и порядке оплаты услуг;
предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;
перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
порядок проживания в гостинице;
сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.;
сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется;
сведения о вышестоящей организации.
Исполнитель обязан обеспечить наличие в каждом номере информации о порядке проживания в гостинице, правил противопожарной безопасности и правил пользования электробытовыми приборами. Эта информация должна доводиться до сведения потребителей на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Сертификация гостиничных услуг
Гостиницы могут пройти добровольную сертификацию своих услуг. Она проводится на основании постановления Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 26.09.01 г. N 82 "О создании и государственной регистрации Системы добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию". На основании п.п. 2 п. 1 ст. 264 главы 25 НК РФ расходы, произведенные гостиницей за прохождение сертификации, в полном объеме можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Учет предоставляемых гостиницами льгот
Гостиницы обязаны обеспечить предоставление льгот при оказании услуг тем категориям граждан, которые имеют право на такие льготы на основании законов и иных нормативных правовых актов. В настоящее время эти льготы не закреплены федеральным законодательством. Однако они могут предусматриваться в региональных или местных нормативных актах. Если предоставляются льготы по оплате гостиничных услуг определенным категориям граждан (например, ветеранам Великой Отечественной войны), то в учете отражается доход в полном объеме, т.е. без учета льгот.
Пример. В городе, около которого проходили тяжелые бои во время Великой Отечественной войны, местными органами власти предоставлены льготы при размещении участников ВОВ в гостинице, в размере 40% установленного тарифа. Тариф на размещение одного человека в двухместном номере - 590 руб. (в том числе НДС). В учете гостиницы предоставление льгот будет отражено следующими записями:
Дебет 50 "Касса", Кредит 90-1 "Выручка" - 354,00 руб. - отражена реализация гостиничных услуг по размещению гостей по установленному тарифу;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по льготам с населением за счет средств бюджета", Кредит 90-1 "Выручка" - 236,00 руб. - отражена льгота, предоставляемая участнику ВОВ местными органами власти;
Дебет 90-3 "Налог на добавленную стоимость", Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - 90,00 руб. - начислен НДС;
Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 86, субсчет "Расчеты по льготам населению" - 236,00 руб. - оплачена задолженность по льготному размещению участника ВОВ из средств бюджета;
Дебет 86, субсчет "Расчеты по льготам населению", Кредит 76, субсчет "Расчеты по льготам с населением за счет средств бюджета" - 236,00 руб. - средства финансирования направлены на соответствующие цели.
Штрафные санкции, выплачиваемые гостиницами потребителям своих услуг
Если были нарушены сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, исполнитель (гостиница) уплачивает потребителю за каждый час (день, если срок определен в днях) просрочки неустойку (пени) в размере 3% суточной цены номера (места в номере) или цены отдельной услуги, если ее можно определить. Иными словами, если с потребителем услуг был заключен договор на его размещение, но по каким-то причинам, не зависящим от потребителя, размещение не производится, ему должна быть выплачена данная неустойка. Следует обратить внимание на то, что 3% уплачивается от суточной цены номера даже в том случае, если в гостинице определена почасовая оплата услуг (п. 22 Правил предоставления гостиничных услуг (в ред. от 15.09.2000 г. N 693).
Точно так же за нарушение сроков начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% суточной цены забронированных мест. Если исполнитель нарушил сроки начала оказания услуг по договору на бронирование мест в гостинице, потребитель по своему выбору вправе:
назначить исполнителю новый срок;
потребовать уменьшения цены за оказанные услуги;
расторгнуть договор об оказании услуги.
Данные санкции для гостиницы являются внереализационными расходами и учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль (п.п. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Оформление документов
В гостиничном бизнесе используются специально разработанные формы документов, которые необходимо оформлять при размещении гостей. Так, исполнитель обязан заключить с потребителем (гостем) договор на предоставление услуг во всех случаях, кроме тех, когда отсутствует возможность предоставления услуг (например, нет свободных номеров). Договор на предоставление услуг заключается при предъявлении потребителем паспорта или военного билета, удостоверения личности, иного документа, оформленного в установленном порядке и подтверждающего личность потребителя.
При оформлении проживания в гостинице исполнитель выдает квитанцию (талон) или иной документ, подтверждающий факт заключения договора на оказание услуг, который должен содержать:
наименование исполнителя (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
фамилию, имя, отчество потребителя;
сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
цену номера (места в номере);
другие необходимые данные по усмотрению исполнителя.
Исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее. Кроме того, исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Запрещается обусловливать выполнение одних услуг обязательным оказанием других услуг.
Исполнитель может установить предельный срок проживания в гостинице, однако он должен быть одинаковым для всех потребителей.
Порядок определения доходов
Как уже указывалось, гостиницы могут иметь доходы от размещения гостей, организации общественного питания, торговли, оказания бытовых услуг и пр. Такие доходы в соответствии с главой 25 НК РФ являются доходами от реализации (ст. 249 НК РФ). Кроме того, существует особая услуга - бронирование. В Правилах предоставления гостиничных услуг указано, что организация (индивидуальный предприниматель) (далее - исполнитель) вправе заключать договор на бронирование мест в гостинице путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что заявка исходит от потребителя. Таким образом, бронирование номера (места в номере) - это одна из предоставляемых услуг, и, следовательно, это доход от обычных видов деятельности. Кроме того, данная услуга на общих основаниях подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В случае опоздания потребителя с него взимается кроме платы за бронирование также плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В случае отказа потребителя оплатить бронь его размещение в гостинице производится в порядке общей очереди. Таким образом, доход от бронирования не может быть включен в выручку гостиницы до факта его фактической оплаты. Это подтверждается также тем, что услуга считается оказанной по факту подписания акта приемки-сдачи. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ датой получения дохода при методе начисления признается дата реализации. Реализацией же услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу. Учитывая, что лицо, в пользу которого производилось бронирование номера, может отказаться от данной услуги либо приехать в момент, когда бронь уже аннулирована, услуга не может считаться оказанной. Что касается определения доходов и расходов при кассовом методе, то в данном случае датой получения дохода является день поступления средств. Следовательно, при любой налоговой учетной политике датой определения дохода по оказанию услуг по бронированию номеров фактически является дата передачи потребителю квитанции по форме N 7-Г "Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету".
Еще один сложный момент при определении дохода гостиницы состоит в том, что исполнителем может быть установлена посуточная или почасовая оплата проживания, и потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме услугу после ее принятия. Однако с согласия потребителя услуга может быть оплачена им при заключении договора в полном объеме или путем выдачи аванса.
Зачастую фактом оказания услуги по проживанию в гостинице считается момент прекращения договора с клиентом (т.е. его выезд из гостиницы). Это обосновывается тем, что только при выезде гостя ему должны оформляться расчетные документы (счет за проживание, квитанции или кассовый чек об оплате и т.п.). Однако следует учесть, что количественным показателем величины услуг, как правило, является календарный день проживания гостя в номере гостиницы. При этом клиент может произвести оплату услуг предварительно. Соответственно в таком случае и расчетные документы ему будут выписаны в момент оплаты, а не при выезде. Поэтому более достоверный вариант определения факта оказания гостиничных услуг - оказание услуги за каждые полные сутки проживания клиента в гостинице.
Таким образом, при налоговой учетной политике по начислению услуга будет считаться оказанной по факту того, как потребитель ею уже воспользовался. Если установлена почасовая оплата номеров, для определения дохода необходимо составить ведомость по проживающим по состоянию на 24 часа последнего дня отчетного периода.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг плата за проживание в гостинице взимается в соответствии с единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному времени. При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается. Если в гостинице установлена оплата за сутки, доход будет рассчитываться по состоянию 12 часов последнего дня отчетного периода.
При определении дохода необходимо учитывать, что в случае задержки выезда потребителя плата за проживание взимается в следующем порядке:
не более 6 часов после расчетного часа - почасовая оплата;
от 6 до 12 часов после расчетного часа - плата за половину суток;
от 12 до 24 часов после расчетного часа - плата за полные сутки (если нет почасовой оплаты). При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки независимо от расчетного часа.
В то же время исполнитель с учетом местных особенностей вправе изменить единый расчетный час. Такое изменение должно быть оформлено соответствующими распорядительными документами. При изменении времени расчетного часа изменится и "контрольное" время суток для определения дохода.
В случае использования кассового метода при определении дохода учитываются все поступления денежных средств в момент их поступления независимо от того, оплачена услуга авансом или нет.
Учитывая возможность разного трактования момента оказания услуг гостиницами, во избежание разногласий с проверяющими органами по моменту определения дохода рекомендуем отражать в учетной политике помимо метода признания дохода (метод начисления или кассовый метод) и вариант определения даты фактического оказания услуг клиентам (гостям): за каждый полный прожитый в гостинице календарный день или в момент выезда гостей из гостиницы.
Кроме того, клиент в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещает ущерб в случае утраты или повреждения имущества гостиницы. Сумма возмещения ущерба является внереализационным доходом гостиницы (п. 3 ст. 250 НК РФ). Одновременно с этим возмещение ущерба (либо возмещение клиентом стоимости ремонта имущества) облагается НДС.
Пример. Проживающим была разбита ваза. Был составлен акт о порче имущества по форме N 9-Г. Стоимость причиненного ущерба оплачена клиентом. Балансовая стоимость вазы (без учета НДС) - 580 руб. В бухгалтерском учете данная операция отражается следующими записями:
Дебет 50 "Касса", Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" - 684,40 руб. - оплачена стоимость нанесенного ущерба;
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС" - 104,40 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет.
Учитывая, что стоимость вазы в момент отпуска ее со склада и установки в номер уже была учтена в расходах гостиницы, дополнительные записи по ее списанию не нужны. Если стоимость имущества не учитывалась в расходах, в учете будет дополнительная запись:
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", Кредит 10 "Материалы" - 580,00 руб. - списана стоимость разбитой вазы.
Применение контрольно-кассовой техники
Согласно Федеральному закону от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В то же время организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Таким образом, гостиницы вправе не применять кассовые аппараты при оказании определенных услуг. Но так как по целому ряду предоставляемых услуг и различной торговле нет установленных бланков строгой отчетности, применение кассовых аппаратов в гостиницах практически неизбежно.
Одновременно с бланками строгой отчетности может применяться кассовый аппарат (например, гостю выдается счет по установленной форме и в момент оплаты - кассовый чек на оплаченную сумму гостиничных услуг, т.е. по указанному счету), в то же время нельзя применять только кассовый аппарат без выписывания необходимых бланков. Таким образом, гостиница может одновременно применять и бланки строгой отчетности, и кассовый аппарат, может не использовать кассовый аппарат по наличным денежным средствам, принимаемым на основании бланков строгой отчетности, но не может применять только кассовый аппарат.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Гостиничными услугами пользуются в основном физические лица и только иногда - представители юридических лиц, выехавшие в командировку. Как и при оказании любых других услуг, физическое лицо является представителем организации только при наличии доверенности от данной организации. При обслуживании юридических лиц помимо стандартных документов, выдаваемых гостиницей, выписываются также счета-фактуры, а при оплате услуг гостиницы в безналичном порядке заполняется бланк строгой отчетности N 7-Г "Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету". Данный бланк оформляется дежурным администратором или портье в двух экземплярах. Окончательный итог подводится после выезда проживающих. Бланк служит основанием для оплаты счета, предъявляемого предприятию, организации.
Бланки строгой отчетности, которые могут применять гостиницы, приведены в приказе Минфина России от 13.12.93 г. N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Специально для гостиничного бизнеса утверждено 13 бланков: N 1-Г "Анкета", 2-Г "Журнал регистрации иностранных граждан", 3-Г "Счет", 3-Гм "Счет", 4-Г "Карта гостя", 5-Г "Кассовый отчет", 7-Г "Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету", 8-Г "Квитанция о возврате денег", 9-Г "Акт о порче имущества гостиницы", 10-Г "Заявка на бронирование мест", 11-Г "Автостоянка", 12-Г "Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг", 13-Г "Квитанция на прием вещей в камеру хранения".
Общественное питание, организуемое в гостиницах
В соответствии с письмом Роскомторга от 15.07.96 г. N 1-806/32-9 "О действующей нормативной документации для предприятий общественного питания" все предприятия общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности должны руководствоваться единой нормативной и технологической документацией. Данное требование особенно важно в части калькулирования себестоимости изделий (блюд), реализуемых через раздачи, посредством составления калькуляционных карточек (форма N ОП-1).
Калькуляционные карточки необходимо вести каждому предприятию общепита (в том числе и принадлежащей гостинице), так как именно в них рассчитываются продажные цены на каждое блюдо или изделие ресторана, бара и др. На основании этих карточек заполняются данные практически всех документов, связанных с реализацией услуг общественного питания.
Карточки содержат следующие реквизиты: наименование предприятия общепита, номер карточки, наименование блюда, номер по сборнику рецептур, наименование и количество продуктов, входящих в состав блюд по нормам на 100 порций или на одно блюдо. Продажные цены рассчитываются в карточках отдельно на каждое блюдо или изделие кухни.
Первичные документы, связанные с учетом выручки от реализации услуг общественного питания и товаров, являются унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 25.12.98 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
Калькуляционные карточки составляются на основании сборников рецептур блюд, которыми должны руководствоваться все организации общепита. В этих сборниках указывается расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых блюд, приводится технология их изготовления. В каждом рецепте сборников даны нормы вложения сырья по массе в граммах и нормы выхода готовых изделий с указанием массы отдельных компонентов (полуфабрикатов, мяса и т.д.) и массы всего блюда в целом.
Если рестораном изготавливаются блюда по нетрадиционным технологиям или осваиваются новые торгово-технические процессы, необходимо разработать стандарты предприятия. При выпуске новых и фирменных блюд и изделий, вырабатываемых и реализуемых только на данном предприятии (так называемые фирменные блюда ресторанов), необходимо разработать технико-технологические карты. Письмом Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС России от 23.10.97 г. N 21-310 "О нормативной документации" доведены Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий (СТП) и Временный порядок разработки и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия.
Если производятся изделия (блюда), изготовленные на кухне гостиничного предприятия общепита, передаются в розничную торговую сеть (бары, буфеты, магазины при гостиницах и т.п.), выдача готовой продукции (или полуфабрикатов) из кладовой (экспедиции) предприятия общепита оформляется Дневным заборным листом (форма N ОП-6) с передачей данных изделий от одного материально ответственного лица (заведующего производством) другому (сотруднику принимающего подразделения). Если в течение дня отпуск готовых изделий по дневным заборным листам производился несколько раз (или разным подразделениям), составляется Опись дневных заборных листов (накладных) (форма N ОП-7).
Для отражения данных об отпуске (реализации) изделий кухни в целом по структуре общепита гостиницы (например, через раздачу и через розничную сеть) могут использоваться несколько видов документов: Акт о реализации и отпуске изделий кухни (форма N ОП-10), Акт о продаже и отпуске изделий кухни (форма N ОП-11) или Акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (форма N ОП-12).
Перечисленные документы являются основаниями для заполнения Ведомости учета движения продуктов и тары на кухне (товарного отчета) (форма N ОП-14) в разрезе материально ответственных лиц и прилагаются к ней при сдаче одного экземпляра товарного отчета в бухгалтерию. Данный документ является основным для определения себестоимости реализованной продукции общепита (Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга России от 10.07.96 г. N 1-794/32-5, применяемые также в организациях общепита).
Данная ведомость составляется в двух экземплярах ежедневно в стоимостном выражении заведующим производством. Первый экземпляр со всеми приложенными документами сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, остающемся у заведующего производством.
Основным документом для определения себестоимости реализованных товаров в системе розничной торговли гостиниц является Товарный отчет (форма N ТОРГ-29).
Руководители организаций имеют право определять в подчиненных им организациях периодичность представления товарной отчетности сроком от одного до десяти дней. Основанием для заполнения товарного отчета являются приходные и расходные документы (накладные, товарно-транспортные накладные, акты закупки у частных лиц и т.п.). Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера. Причем товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе в течение года, нумеруются с начала их работы на данном предприятии.
Все первичные документы, на основании которых составлен товарный отчет, в обязательном порядке подкладываются к данному отчету.
Товарный отчет также составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом (менеджером, продавцом и т.п.) с указанием номера, даты документов на поступление и выбытие товаров и тары. Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составлялся отчет, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.
Оформление наличной оплаты предоставляемых клиентам услуг
Как уже отмечалось, гостиницы обязаны оформлять для оплаты проживания и других сопутствующих услуг бланки строгой отчетности. Так, счет по форме N 3-Г или 3-Гм заполняется при оформлении оплаты за бронь, проживание, а также за дополнительные платные услуги при отсутствии специальных талонов. Он выписывается в трех экземплярах: первый выдается проживающему, второй экземпляр вместе с "Кассовым отчетом" (форма N 5-Г) ежедневно сдается в бухгалтерию, третий хранится до выезда гостя в расчетной части гостиницы в контрольной картотеке. При механизированном способе ведения расчетов счет заполняется в двух экземплярах. В нем фиксируется оплата за весь период проживания. Оба экземпляра хранятся в контрольной картотеке до выезда гостя. Счета являются бланками строгой отчетности.
Кроме того, если гостиницы предоставляют услуги автостоянки, то оформляется квитанция по форме N 11-Г. Она составляется на автостоянках гостиничного комплекса при приеме и выдаче автотранспорта, выписывается в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию, второй выдается на руки плательщику. Квитанция является бланком строгой отчетности.
При оказании гостиницей дополнительных услуг расчеты по ним могут проводиться на основании Квитанции на предоставление дополнительных платных услуг по форме N 12-Г. Она выписывается на дополнительные услуги, предоставляемые гостиницей (заказ билетов в аэропорт, оплата услуг переводчика, предоставление чая, кофе по желанию проживающего) и составляется в двух экземплярах: первый представляется в бухгалтерию, второй - плательщику. Это бланк строгой отчетности.
Если клиент повреждает имущество гостиницы, необходимо составить Акт о порче имущества по форме N 9-Г. Он составляется работниками гостиницы в трех экземплярах: первый передается в бухгалтерию, второй - материально ответственному лицу, в подотчете которого находится имущество гостиницы, третий выдается на руки плательщику.
Документы, которые необходимо выдавать клиентам
В соответствии с НК РФ наличие счета-фактуры (а также документов, подтверждающих фактическую уплату суммы НДС, указанной в счете-фактуре) является обязательным условием для обоснования права на вычет налога. Учитывая это, гостиницы должны выдавать своим гостям не только бланк строгой отчетности - счет по форме N 3-Г или 3-ГМ (в расчетных документах в обязательном порядке сумма НДС должна быть выделена отдельной строкой, в том числе НДС - Х, ХХ), при применении ККТ - кассовый чек, а также корешок ПКО (с выделением НДС) и счет-фактуру. Такой комплект выдается в случае наличной оплаты услуг и при наличии командировочного удостоверения у проживающего. В то же время в п. 42 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 г. N БГ-3-03/447 (в ред. от 26.12.03 г.) указано, что при оплате за наличный расчет подотчетными лицами услуг гостиниц (относящихся к расходам на наем жилого помещения) в период служебной командировки основанием для вычета суммы налога, уплаченной по таким услугам, является бланк строгой отчетности с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога или при отсутствии бланка строгой отчетности - счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога (в том числе кассовые чеки с выделенной в них отдельной строкой суммой налога).
В бланках строгой отчетности, подтверждающих фактическую уплату суммы налога по услугам гостиниц, выделение отдельной строкой соответствующей суммы налога является обязательным условием для обоснования права на вычет. Таким образом, даже при отсутствии счета-фактуры по услугам гостиниц можно принять уплаченный НДС к вычету. Однако Методические рекомендации не являются нормативным документом, и в случае спорной ситуации ссылка на этот документ может не привести к должному результату. Поэтому целесообразно выписывать счета-фактуры в указанном выше порядке.
Если речь идет о физических лицах, то выдавать счет-фактуру и корешок ПКО не нужно. При безналичной оплате услуг гостиницы выдаются счет по форме N 7-Г "Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету" и счет-фактура.
С. Бакина,
генеральный директор ООО "ПроАудит"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, 30, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71