Особенности судебного процесса по делам о банкротстве
Дела о банкротстве как дела особого производства
В теории процесса традиционно выделяют три вида гражданского судопроизводства - исковое, административное, особое*(1). Отнесение дела к тому или иному виду судопроизводства обусловлено его материально-правовой природой. Каждый вид судопроизводства характеризуется самостоятельными средствами и способами защиты прав и интересов, а также вытекающими из этого особенностями и процедурами.
Исковое производство характеризуется наличием спора о гражданском праве, в котором участвует две стороны - истец и ответчик. Отношения между ними урегулированы гражданским правом на началах равенства. Защищается, соответственно, нарушенное субъективное гражданское право. Средством правовой защиты является иск, предметом производства - спор о гражданском праве, способом правовой защиты - разрешение дела по существу (признание права, присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков и т.д.).
В основе производства, возникающем из административных и иных публичных правоотношений, лежит спор о праве административного характера. Защита права производится путем признания недействительным акта государственного или иного органа. Это - спор о недействительности уже принятого акта, а не по существу отношений между сторонами. Средством правовой защиты является заявление.
В делах особого производства охраняется исключительно охраняемый законом интерес. Если в ходе процесса выясняется, что существует спор о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения (п. 4 ст. 221 АПК). То есть охраняется интерес, а не субъективное право. Средством правовой защиты является заявление. Заявитель по делу особого производства обращается не с материально-правовым притязанием к ответчику, как в исковом производстве, или к государственному или иному органу, как в административном производстве, а с требованием об установлении существования определенного юридического факта. В его установлении у заявителя имеется интерес. Оно необходимо для последующего осуществления заявителем своих субъективных прав, вытекающих из установленного факта.
Дела о несостоятельности относятся к делам особого производства. В них нет спора о праве. Условием возбуждения дела является невозможность получить от должника причитающиеся платежи при наличии предусмотренных признаков банкротства. Защита интересов заявителей осуществляется путем установления юридического факта - признания должника банкротом.
Реализация субъективных прав кредиторов зависит от установления факта несостоятельности. В случае признания должника банкротом открывается конкурсное производство, в ходе которого требования кредиторов удовлетворяются особым образом. При отказе в признании должника банкротом требования кредиторов удовлетворяются в рамках исполнительного производства в общем порядке.
Отнесение дел о несостоятельности к делам особого производства подтверждается и практикой Конституционного Суда. В частности, в Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П*(2) указано, что в делах о несостоятельности (банкротстве) арбитражные суды устанавливают юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по платежам своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам конкурсного производства. В случаях же признания должника платежеспособным эти требования удовлетворяются в исковом порядке.
В то же время в рамках дела о несостоятельности суд рассматривает как гражданско-правовые споры (например, споры в связи с установлением размера требований кредиторов в соответствии со ст. 71 Закона о банкротстве*(3)), так и административно-правовые (например, обжалование действий арбитражных управляющих в соответствии со ст. 60 Закона о банкротстве). Подобная ситуация не изменяет цели процесса о несостоятельности - установления юридического факта неплатежеспособности. В связи с указанным обстоятельством можно говорить о подчинении указанных споров логике дела о банкротстве. Можно согласиться с мнением, что рассмотрение гражданско-правовых и административно-правовых споров в рамках дел о несостоятельности обусловлено исключительно практическими удобствами и не меняет природы этих дел как дел особого производства*(4).
В соответствии с АПК РФ дела о несостоятельности выделены в отдельную категорию дел (ст. 33). В гл. 28 АПК предусмотрены общие положения о рассмотрении дел о банкротстве (ст. ст. 223-225). В ст. 223 АПК установлено, что дела о несостоятельности рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными специальными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). Аналогичная норма предусмотрена и в ст. 32 Закона о банкротстве, согласно которой дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Подведомственность и подсудность дел о банкротстве
В Российской Федерации существует три вида судов, рассматривающих споры с участием юридических лиц: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды.
Применительно к делам о банкротстве установлена исключительная их подведомственность арбитражному суду. При этом дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда. Нормы, определяющие исключительную подведомственность дел о банкротстве, содержатся как в АПК (ст. 233 Кодекса), так и в Законе о банкротстве (ст. 33). В соответствии с разъяснениями ВАС РФ дело о банкротстве подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в том числе и когда заявитель является иностранной организацией, организацией с иностранными инвестициями, а также физическим лицом, в том числе иностранным гражданином (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве), утв. Письмом ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. N С1-7/ОП-237*(5)).
Подсудность дел о банкротстве определена ст. 224 АПК и ст. 33 Закона о банкротстве: указанные дела рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства должника - гражданина. Подсудность дел о несостоятельности не может быть изменена соглашением сторон.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица,
участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
Участники арбитражного процесса делятся на лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса. К лицам, участвующим в деле, относятся: стороны; заявители и заинтересованные лица - по делам особого производства, по делам о несостоятельности (банкротстве) и в иных предусмотренных АПК РФ случаях; третьи лица; прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В определении участников процесса по делу о банкротстве имеется своя специфика, которая носит, прежде всего, терминологический характер. В соответствии со ст. ст. 34, 35 Закона о банкротстве различаются лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.
К лицам, участвующим в деле о банкротстве относятся:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- кредиторы (конкурсные кредиторы, уполномоченные органы);
- федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- лицо, предоставившее обеспечение при проведении финансового оздоровления.
В соответствии с ранее действовавшим Законом о банкротстве*(6) к лицам, участвующим в деле был отнесен прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению. С изменением позиции законодателя относительно участия прокурора в процессе и соответствующей коррекцией норм АПК (см. ст. 52 Кодекса) прокурор был исключен из состава лиц, участвующих в деле о банкротстве.
К лицам, участвующим в деле о банкротстве, относятся также ликвидатор (ликвидационная комиссия) (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве) и собственник имущества должника - унитарного предприятия или участник (учредитель) (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве). При банкротстве кредитных организаций к лицам, участвующим в деле, относится Центральный Банк Российской Федерации в случае возбуждения дела о банкротстве по его заявлению (ст. 37 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"*(7) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 марта 2002 г.).
Лица, участвующие в деле о банкротстве, имеют права, предусмотренные ст. 41 АПК и специальными нормами Закона о банкротстве (например, об арбитражных управляющих).
К лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве, относятся:
- представитель работников должника;
- представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;
- представитель учредителей (участников) должника;
- представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
- иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве (к этим лицам относятся, например, свидетели, эксперты, переводчики, представители, помощник судьи, секретарь судебного заседания);
- Центральный Банк Российской Федерации, если заявление о банкротстве кредитной организации направлено в суд не им, а иным лицом (ст. 38 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций");
- орган по надзору за страховой деятельностью при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации (п. 1 ст. 183 Закона о банкротстве). В настоящее время таким органом является Федеральная служба страхового надзора, созданная в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(8) (ранее функции страхового надзора осуществлял Минфин РФ в соответствии с подп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273*(9)).
Полномочия лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, определяются нормами АПК и Закона о банкротстве. Например, полномочия представителя работников должника определены ст. 2, п. 1 ст. 12, п. 11 ст. 16 Закона о банкротстве.
Особенности представительства в делах о банкротстве
В соответствии с АПК представителями организаций в арбитражном суде могут выступать руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты (п. 5 ст. 59 АПК). В Законе о банкротстве содержится иной подход к определению представителей организаций: представителем может быть любое лицо, имеющее надлежащим образом оформленную доверенность (ст. 36 Закона о банкротстве). В процессе о банкротстве применению подлежит норма Закона о банкротстве как норма специального закона.
Особенности судебного производства в деле о банкротстве
Применительно к делу о банкротстве могут быть выделены следующие стадии процесса:
1. Возбуждение дела о банкротстве.
2. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству.
3. Судебное разбирательство дела о банкротстве.
4. Обжалование и пересмотр судебных актов по делу о банкротстве (апелляционное обжалование, кассационное обжалование, пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам).
5. Исполнение судебных актов.
Особенности возбуждения дела о банкротстве
Первая стадия процесса банкротства - это возбуждение дела о банкротстве.
Она начинается с подачи заявления о признании должника банкротом.
Указанное заявление является единственным основанием для возбуждения дела о банкротстве. В соответствии со ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченный орган. Суд по собственной инициативе не может инициировать дело о банкротстве.
В соответствии с п. 14 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"*(10) функции по представлению интересов Российской Федерации перед кредиторами в процедурах банкротства переданы Федеральной налоговой службе (ФНС). ФНС представляет интересы Российской Федерации, вытекающие как из требований об уплате обязательных платежей, так и требований по денежным обязательствам (ранее, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих"*(11), уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, являлась Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), упраздненная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 N 314).
Нормативными актами субъектов Российской Федерации устанавливаются уполномоченные органы по требованиям субъектов Российской Федерации по денежным обязательствам (см., например, постановление Правительства Москвы от 28 октября 2003 г. N 910-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве)"*(12)).
Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. В частности, ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве), собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника (п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве). При банкротстве кредитных организаций правом на обращение обладает Центральный Банк РФ (ст. 35 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").
Заявление о признании должника банкротом - самостоятельное средство правовой защиты интереса заявителя и его нельзя путать с исковым заявлением, выступающим средством правовой защиты в делах искового производства. В качестве самостоятельного документа заявление о признании должника банкротом особо выделено в п. 4 ст. 4 АПК.
В связи с неисполнением должником денежных обязательств с заявлением о признании банкротом вправе обращаться должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. В связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей в суд вправе обращаться должник и уполномоченный орган.
В Законе о банкротстве выделяются особенности заявлений в зависимости от подающего их субъекта. Различаются заявления должника (ст. ст. 37, 38 Закона о банкротстве), конкурсного кредитора (ст. 39, 40 Закона о банкротстве), уполномоченного органа (ст. 41 Закона о банкротстве).
После поступления заявления в суд судья единолично принимает одно из следующих решений:
- о принятии заявления;
- об отказе в принятии;
- о возврате заявления.
Принятие заявления осуществляется в течение пяти дней со дня его поступления в суд и оформляется определением суда.
Заявление принимается при наличии внешних признаков банкротства, установленных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве: по сумме (требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а к должнику-гражданину не менее 10 000 руб.) и по сроку (указанные требования не погашены в течение трех месяцев).
Применительно к отдельным категориям должников внешние признаки банкротства могут быть иными. Так, заявление о признании банкротом естественной монополии топливно-энергетического комплекса принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 000 МРОТ и указанные требования не погашены в течение шести месяцев (ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса"*(13)).
При принятии заявления судья определяет саморегулируемую организацию, из состава которой назначается арбитражный управляющий, а также назначает дату судебного заседания, на котором должны быть рассмотрены обоснования требований заявителя к должнику для решения вопроса о введении наблюдения.
В случае, если дело возбуждается по заявлению должника, с даты принятия заявления к производству у должника - юридического лица автоматически вводится наблюдение. В данном случае о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления.
На стадии возбуждения дела о банкротстве решаются вопросы принятия мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом. Возможность принятия обеспечительных мер на данной стадии является еще одной из особенностей процесса по делу о банкротстве (в соответствии с общими нормами АПК решение о принятии обеспечительных мер принимается судом в рамках следующей стадии производства по делу - подготовке дела к судебному разбирательству (пп. 4 п. 1 ст. 135 АПК)).
В действующую редакцию АПК не вошли нормы старого Кодекса, предусматривающие возможность отказа от принятия поданного в суд заявления. Исключение этих норм из АПК было обусловлено тем, что, по сути, отказ в принятии заявления означает отказ в предоставлении судебной защиты, что противоречит ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому возможность судебной защиты его прав и свобод. При соответствии заявления предъявляемым законом требованиям, дело должно быть возбуждено и принято к рассмотрению. При этом у суда сохраняется возможность прекращения производства по возбужденному делу при наличии соответствующих оснований, предусмотренных ст. 150 АПК.
Несмотря на исключение этих норм из АПК, в Законе о банкротстве аналогичные нормы сохранились. В соответствии со ст. 43 Закона о банкротстве судья отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом при отсутствии внешних признаков банкротства и в случае подачи заявления о признании должника банкротом, в отношении которого арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства. Иных оснований для отказа в принятии заявления не имеется.
Отказ в принятии заявления оформляется соответствующим определением суда*(14).
Предусмотренные ст. 44 Закона о банкротстве основания для возвращения заявления соответствуют установленным АПК основаниям для оставления заявления без движения (ст. 128 Кодекса). В свою очередь Закон о банкротстве не предусматривает оставление заявления без движения как самостоятельное процессуальное действие. Представляется, что помимо ст. 44 Закона о банкротстве подлежат применению нормы ст. 129 АПК, устанавливающие общие основания для возвращения заявления. Иными словами, возвращение заявления в соответствии с нормами Закона о банкротстве охватывает такие предусмотренные АПК действия, как оставление заявления без движения (ст. 128 Кодекса) и возвращение заявления (ст. 129 Кодекса).
Особенности подготовки дела о банкротстве к
судебному разбирательству
Подготовка дела к судебному разбирательству - вторая стадия производства по делу о банкротстве
Правовое регулирование данной стадии осуществляется на основании ст.ст. 133-137 АПК с особенностями, установленными ст. 50 Закона о банкротстве.
О подготовке дела судья единолично выносит соответствующее определение в соответствии со ст. 133 АПК.
При подготовке дела о банкротстве судья должен совершить следующие действия: провести судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику; рассмотреть заявления, жалобы и ходатайства лиц, участвующих в деле о банкротстве; установить обоснованность требований кредиторов в порядке, определенном ст. 71 Закона о банкротстве. Кроме того, судья по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также принять меры для примирения сторон.
В соответствии со ст. 134 АПК подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена проведением предварительного судебного заседания в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд. Однако в делах о банкротстве предварительное заседание не проводится.
Порядок рассмотрения обоснованности
требований заявителя к должнику
После того, как суд принял заявление, у должника возникает право на предоставление отзыва должника, в котором он вправе указать все имеющиеся у него возражения относительно требований заявителя. Должник может реализовать свое право на предоставление отзыва в течение 10 дней со дня получения определения о принятии заявления конкурсного кредитора (уполномоченного органа) о признании должника банкротом. Отсутствие отзыва должника не препятствует дальнейшему рассмотрению дела о банкротстве.
После принятия заявления о банкротстве судья назначает дату рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание, которое проводится судьей единолично, должно быть назначено не ранее пятнадцати и не позднее тридцати дней с даты вынесения определения о принятии заявления.
По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
Определение о введении наблюдения выносится в случае, если у должника имеются внешние признаки банкротства. Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения выносится в случае, если арбитражный суд признал требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, необоснованным или установил отсутствие у должника внешних признаков банкротства, при условии, что имеется заявление иного кредитора.
Арбитражный суд выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с таким заявлением, удовлетворено, или требование такого кредитора признано необоснованным, либо установлено отсутствие у должника внешних признаков банкротства.
В соответствии со ст. 137 АПК стадия подготовки дела к судебному разбирательству заканчивается вынесением определения о назначении дела к судебному разбирательству. В деле о банкротстве назначение судебного разбирательства производится определением о введении наблюдения (п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве).
Особенности судебного разбирательства в деле о банкротстве
Судебное разбирательство - следующая, третья стадия процесса. Задача судебного разбирательства - рассмотрение дела по существу.
Рассмотрение дела о банкротстве осуществляется коллегиально тремя профессиональными судьями. Участие арбитражных заседателей не допускается.
Законом о банкротстве установлен максимальный срок рассмотрения дела о банкротстве - семь месяцев с даты поступления заявления в суд.
В рамках судебного разбирательства допускается совершение судом таких процессуальных действий, как приостановление дела, оставление заявления без рассмотрения и прекращение производства по делу. Общие основания для совершения указанных действий определяются нормами АПК РФ, а специальные - нормами Закона о банкротстве.
Судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу. При этом суд принимает один из следующих актов:
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
- решение об отказе в признании должника банкротом;
- определение о введении финансового оздоровления;
- определение о введении внешнего управления;
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
- определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
- определение об утверждении мирового соглашения.
Все указанные судебные акты подлежат немедленному исполнению.
В соответствии с п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве одновременно с вынесением определения о введении наблюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на его имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Данное правило устанавливает дополнительные правовые последствия вынесения судебного акта в отношении граждан. В то же время приведенная норма вступает в противоречие с п. 2 ст. 27 Закона о банкротстве, согласно которому при рассмотрении дел о банкротстве граждан процедура наблюдения не применяется. Представляется, что в приведенном п. 1 ст. 207 Закона о банкротстве имеет место опечатка. Вместо "наблюдения" законодатель, очевидно, имел в виду "конкурсное производство". Подтверждением этому может служить норма старого Закона о банкротстве, согласно которой арест является последствием введения в отношении гражданина именно конкурсного производства (ст. 157 Закона о банкротстве 1998 г.).
Закон о банкротстве предусматривает обязательную публикацию сведений о судебных актах, вынесенных судом. Опубликованию подлежат сведения о вынесении определения о введении наблюдения, о введении финансового оздоровления, введении внешнего управления, прекращении производства по делу о банкротстве, об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего, о принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, постановления об отмене или изменении указанных актов. Эта информация публикуется в официальном издании, определенном Правительством РФ, а до этого, в соответствии с переходными положениями Закона о банкротстве, - в "Российской газете".
Особенности обжалования судебных актов по делам о банкротстве
В соответствии со старой редакцией Закона о банкротстве (1998 г.) право на обжалование судебных актов в деле о банкротстве было ограничено. Обжалованию подлежали судебные решения и только те определения, для которых такая возможность предусматривалась АПК или самим Законом о банкротстве. Для целого ряда определений обжалование было невозможно. Например, для определений об установлении требований кредиторов, жалобы кредиторов, заявления арбитражных управляющих (полный перечень не подлежавших обжалованию определений содержится п. 22 Письма ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43*(15)).
Данное обстоятельство стало предметом рассмотрения Конституционного Суда. В его Постановлении от 12 марта 2001 г. N 4-П*(16) было указано на то, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт умаляет и ограничивает право каждого на судебную защиту. В связи с этим Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ нормы Закона о банкротстве, препятствующие обжалованию определений суда.
Позиция Конституционного Суда нашла отражение в новой редакции Закона о банкротстве, существенно расширившей возможность обжалования судебных актов в деле о банкротстве.
Судебные акты в делах о банкротстве обжалуются в различном порядке. Источниками правового регулирования процедур обжалования являются общие нормы АПК, п. 3 ст. 223 АПК, а также ст. 61 Закона о банкротстве.
Судебные акты в делах о банкротстве в целях определения порядка обжалования делятся на три вида.
Первый вид судебных актов - это акты, принимаемые по результатам рассмотрения дел о банкротстве по существу. Указанные акты перечислены в п. 1 ст. 52 Закона о банкротстве. К ним относятся: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение об отказе в признании должника банкротом; определение о введении финансового оздоровления; определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения; определение об утверждении мирового соглашения. Эти акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК в апелляционной, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Второй вид - это определения, выносимые судом отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу и обжалование которых предусмотрено АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства. К числу судебных актов данного вида относятся определения, выносимые судом на стадии подготовки дела к судебному разбирательству по результатам рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб лиц, участвующих в деле, определения об установлении размера требований кредиторов, определения о возвращении заявления и ряд других. Данные акты обжалуются на основании п. 3 ст. 223 АПК в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения. При этом, как указано в п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"*(17), "данная норма не препятствует дальнейшему пересмотру указанных определений в кассационном и надзорном порядках, а также по вновь открывшимся обстоятельствам".
Представляется, что толкование Высшим Арбитражным Судом РФ Закона является спорным. Из буквального смысла п. 3 ст. 223 АПК вытекает, что целью законодателя являлось ограничение процедур обжалования только рамками апелляционной инстанции. В таком контексте имеются основания утверждать, что ВАС РФ превысил свои полномочия, скорректировав АПК и фактически установив норму права.
Третий вид судебных актов - это иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию. К числу таких актов относится, например, определение об отказе в принятии заявления о банкротстве. Они могут быть обжалованы в соответствии с п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве только в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня их вынесения. Постановление суда апелляционной инстанции является окончательным. В таком же порядке обжалуется ряд определений, в отношении которых Законом о банкротстве прямо предусмотрено применение подобной процедуры обжалования, например, определение о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов (п. 5 ст. 15 Закона о банкротстве), определение о продлении срока внешнего управления (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве), определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона о банкротстве).
Особенности пятой, заключительной стадии - исполнения судебных актов в деле о банкротстве - определяются спецификой содержания конкретных процедур банкротства. Подробное рассмотрение особенностей исполнения судебных актов в деле о банкротстве целесообразно проводить с учетом анализа указанных процедур.
А.В. Попов,
кандидат юрид. наук,
доцент Государственного университета -
Высшей школы экономики
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гражданский процесс. Учебник под ред. Мусина В.А., Чечиной Н.А., Чечота Д.М. М., 1999. С.11.
*(2) "Собрание законодательства РФ". 2001. N 12. Ст. 1138.
*(3) Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // "Собрание законодательства РФ". 2002. N 43. Ст.4190.
*(4) Попондопуло В.Ф. Конкурсное право. М., 2001. С.76.
*(5) "Вестник ВАС РФ". 1995. N 7.
*(6) Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // "Собрание законодательства РФ". 1998. N 2. Ст.222.
*(7) "Собрание законодательства РФ". 1999. N 9. Ст.1097.
*(8) "Собрание законодательства РФ". 2004. N 11. Ст.945.
*(9) "Собрание законодательства РФ". 1998. N 11. Ст.1288.
*(10) "Собрание законодательства РФ". 2004. N 11. Ст.945.
*(11) "Собрание законодательства РФ". 2003. N 7. Ст.659.
*(12) "Вестник Мэра и Правительства Москвы". 2003. N 66.
*(13) "Собрание законодательства РФ". 1999. N 25. Ст.3179.
*(14) В Законе о банкротстве прямо не говорится о вынесении определения об отказе в принятии заявления, однако из ст. 15 АПК РФ вытекает, что данное действие может быть оформлено только определением.
*(15) "Вестник ВАС РФ". 1999. N 3.
*(16) "Собрание законодательства РФ". 2001. N 12. Ст.1138.
*(17) "Вестник ВАС РФ". 2003. N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности судебного процесса по делам о банкротстве
Автор
А.В. Попов - кандидат юрид. наук, доцент Государственного университета - Высшей школы экономики
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004, N 3