К вопросу об удовлетворении требований кредиторов
При рассмотрении дел о банкротстве, поступивших после 3 декабря 2002 г., арбитражный суд применяет нормы нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.02 N 127-ФЗ*(1) (далее - Федеральный закон). Он существенно отличается от предыдущего - Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ*(2) (далее - Закон 1998 г.), в частности, по вопросу порядка установления размера требований кредиторов и включения заявленных сумм в реестр требований кредиторов должника.
По Закону 1998 г. требования кредиторов включались в реестр кредиторов арбитражным управляющим (временным, внешним или конкурсным - в зависимости от процедуры банкротства). В случае несогласия с решением арбитражного управляющего кредитор был вправе направить в арбитражный суд возражения по результатам рассмотрения его требований либо подать жалобу на действия управляющего.
По новому Федеральному закону требования кредиторов во всех процедурах банкротства включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда, который проверяет обоснованность заявленных требований, в том числе с учетом поступивших возражений от должника, иных кредиторов, арбитражного управляющего. Исключение составляют требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Они включаются в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего.
Данной нормой законодатель фактически исключил заинтересованность и злоупотребление арбитражных управляющих при определении размера требований кредиторов, а также повысил авторитет судебной власти.
Требования кредиторов рассматривает арбитражный суд по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ (далее - АПК РФ), с особенностями, установленными Федеральным законом. Согласно ст. ст. 71, 100 Федерального закона, ст. ст. 125, 126 АПК РФ требования к должнику (с приложением подтверждающих документов) направляются кредитором в арбитражный суд, должнику, арбитражному управляющему, которые вправе предъявить возражения на требования. При решении вопроса о принятии к производству требований кредиторов арбитражный суд оценивает заявление-требование кредитора и приложенные к нему письменные доказательства, в том числе документы, подтверждающие направление копии требований в адрес лиц, участвующих и деле. Требования кредиторов, не соответствующие указанным нормам, арбитражный суд оставляет без движения.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом состав и размеры денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи такого заявления. Федеральный закон ввел новую норму в части установления даты, на которую определяются заявленные требования кредиторов. Так, если требования кредиторов возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а предъявлены после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, их состав и размеры определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. При этом размер требований, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на дату введения процедуры банкротства.
При заявлении таких требований после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства состав и размер требований определяется на дату открытия конкурсного производства (п. 1 ст. 4 Федерального закона). Это имеет значение не только для удовлетворения требований кредиторов, но и при голосовании на собрании кредиторов. Число голосов кредитора пропорционально размеру их требований к общей сумме требований, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Заявленными считаются требования кредиторов, предъявленные к должнику в порядке, установленном федеральным законом. Заявление требований к должнику является правом кредитора, а не его обязанностью. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику на любой стадии производства по делу о признании должника банкротом с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом. В случае заявления требований на стадии наблюдения, нет необходимости заявлять требования повторно - в последующих процедурах банкротства данного должника.
Закон о банкротстве детально определяет процедуру заявления и рассмотрения требований кредиторов, а также заявления возражений, рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований кредиторов, порядок внесения требований в реестр применительно к каждой процедуре банкротства (ст. ст. 71 и 81 - в наблюдении и финансовом оздоровлении; ст. ст. 100 и 142 - во внешнем управлении и конкурсном производстве).
Процедура рассмотрения поступивших требований зависит от наличия возражений по ним. Требования кредиторов, по которым поступили возражения, должны быть рассмотрены в заседании арбитражного суда. Это подразумевает участие в судебном заседании лиц, участвующих в деле о банкротстве. Следовательно, обязанность арбитражного суда - уведомить указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства.
Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, могут быть рассмотрены арбитражным судом вне рамок судебного заседания без вызова лиц, участвующих в деле. Рассмотрение таких требований не подпадает под положение ст. 153 АПК РФ и, следовательно, протокол судебного заседания арбитражным судом не ведется.
Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона. Содержание определения о введении наблюдения определено ст. 49 Федерального закона. Между тем судебная практика расширила вопросы, которые включаются в определение арбитражного суда о введении наблюдения. Так, в определении суд указывает размер и очередность требований заявителя, подлежащих включению в реестр требований кредиторов должника. Данное положение улучшает права и законные интересы заявителя-кредитора, поскольку в данном случае отсутствует необходимость повторного заявления требований, уже рассмотренных арбитражным судом при введении наблюдения, с целью включения их в реестр кредиторов.
При введении процедуры наблюдения кредиторы имеют право в течение тридцати дней с момента опубликования сведений о введении процедуры наблюдения предъявить свои требования к должнику. Федеральный закон не предусматривает возможности восстановления срока, пропущенного для предъявления требований, даже если пропуск срока вызван уважительными причинами. Гарантией обеспечения прав и интересов кредиторов, своевременно не предъявивших свои требования, служит норма п. 7 ст. 71 Федерального закона, которая устанавливает, что требования, которые были предъявлены по истечении установленного срока, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Однако ни в Федеральном законе, ни в АПК РФ не говорится о процессуальных действиях суда при поступлении требований в рамках процедуры наблюдения, заявленных по истечении месячного срока.
Практика решения данного вопроса разнообразна. Возможна рассылка информационного письма с уведомлением, что заявленное требование будет рассмотрено после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения. Однако письмо не является процессуальным документом, порождающим права и обязанности, поэтому представляется целесообразным при поступлении в арбитражный суд в процедуре наблюдения требований, предъявленных по истечении установленного срока, выносить определение о принятии требований к производству и при введении следующей процедуры банкротства - определение о рассмотрении данных требований в соответствии с порядком, установленным п. п. 4 и 5 ст. 71 Федерального закона.
Во внешнем управлении кредиторы могут заявлять свои требования к должнику в любой момент до окончания внешнего управления. Конкретный календарный срок предъявления требований для кредитора особого значения не имеет, поскольку расчеты с кредиторами производит внешний управляющий в соответствии с реестром требований кредиторов, начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди.
В Законе отсутствует прямое указание на ограничение срока подачи требований и в период конкурсного производства. Однако п. 1 ст. 142 Федерального закона устанавливает, что реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Дата закрытия реестра требований кредиторов должна быть опубликована конкурсным управляющим (п. 2 ст. 128 Федерального закона).
В соответствии с нормами ст. 142 Федерального закона требования кредиторов, предъявленные после закрытия реестра, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок и включенных в реестр.
Приоритетному удовлетворению подлежат требования кредиторов первой очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, но после расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок. Удовлетворение требований кредиторов последующих очередей приостанавливается до полного удовлетворения указанных требований.
Если на момент начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди имеются оспариваемые в арбитражном суде разногласия, возникшие между кредиторами и конкурсным управляющим, последний обязан зарезервировать часть денежных средств. Размер зарезервированных средств должен быть достаточен для пропорционального удовлетворения заявленных требований.
При применении норм ст. 142 Федерального закона возникает вопрос о единстве судебной практики по вопросу включения в реестр кредиторов требований, заявленных после закрытия реестра, поскольку просрочка заявления требований в конкурсном производстве влияет не только на конечный результат - реальное погашение требований, но и на реализацию права конкурсного кредитора на участие в собрании кредиторов.
Представляется необходимым включать в реестр кредиторов требования, заявленные после закрытия реестра, т. к. по результатам рассмотрения обоснованности требований кредиторов арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов (п. п. 4-6 ст. 100 Федерального закона). Факт заявления требований после закрытия реестра кредиторов не является основанием для отказа во включении в реестр этих требований. Это соответствует и понятию конкурсного кредитора, приведенному в ст. 2 Федерального закона, поскольку перед таким кредитором имеется денежное обязательство. Кроме того, расчеты с кредиторами производятся конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов. Законодатель в нормах п. п. 4 и 5 ст. 142 Федерального закона намеренно установил порядок удовлетворения требований кредиторов, заявленных после закрытия реестра.
Н.М. Спахова,
председатель судебного состава
Арбитражного суда г. Москвы
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", N 3, май-июнь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Собрание законодательства РФ". 2002. N 43. Ст. 4190.
*(2) "Собрание законодательства РФ". 1998. N 2. Ст. 222.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу об удовлетворении требований кредиторов
Автор
Н.М. Спахова - председатель судебного состава Арбитражного суда г. Москвы
"Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2004, N 3