Понятие радиационной безопасности
в российском законодательстве
Радиационная безопасность является составляющей экологической безопасности. В свою очередь, экологическая безопасность - элемент общей безопасности. В Законе РФ "О безопасности" это общее понятие определено как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз*(1). Это определение вполне соответствует обычному сознанию, так как в большинстве толковых словарей слово "безопасность" формулируется как отсутствие опасности, угрозы, возможного вреда и по смыслу носит не абсолютный, а относительный и вероятностный характер: сейчас угрозы нет, но она может возникнуть завтра; опасности смерти нет, но есть опасность для здоровья; большого вреда не причинит, но некоторый вред все-таки существует.
Применяя понятие "безопасность", необходимо четко представлять, что является угрозой, от чего она исходит, на кого (что) направлена, чем обеспечивается (гарантируется) безопасность, как она измеряется и нормируется. В экологическую безопасность включаются все вопросы защиты окружающей среды, составляющие единый научный, организационно-технический комплекс. Речь идет о защите экосистем и человека как части экосферы от внешних техногенных опасностей.
Закон РФ "Об охране окружающей среды" определяет экологическую безопасность как "состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий"*(2).
Понятие радиационной безопасности закреплено в Федеральном законе "О радиационной безопасности населения" и определяется как "состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения"*(3). В определении четко установлена угроза - ионизирующее излучение, направленное на человека. Угроза исходит от источников ионизирующего излучения, а одним из основных принципов обеспечения радиационной безопасности служит "непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения"*(4). В основе нормативных материалов по радиационной безопасности лежит идея о том, что самым слабым звеном биосферы является человек, которого и нужно защищать всеми возможными способами. Считается, что если человек будет должным образом защищен от вредных воздействий ионизирующего излучения, то и окружающая среда также будет защищена, поскольку радиорезистентность элементов экосистем, как правило, существенно выше, чем у человека. Обеспечивается РБ комплексом мер радиационной защиты.
Законом о радиационной безопасности установлены основные нормативы облучения (допустимые пределы доз) в результате использования источников ионизирующего излучения. Они конкретизируются и уточняются в санитарно-гигиенических федеральных нормах и правилах, таких как НРБ-99, ОСПОРБ-99 и др.
Обратимся к терминологии, содержащейся в нормативной базе, регулирующей отношения в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. В Федеральном законе РФ "Об использовании атомной энергии"*(5) безопасность - один из ключевых терминов. Общее его определение отсутствует, зато содержание конкретизируется. Закон различает четыре вида опасностей - радиационная, ядерная, пожарная и техническая. Определение каждого вида раскрывается в других нормативных актах. Понятие "государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" (которое также содержится в законе об использовании атомной энергии) состоит из трех основных элементов: разработка и введение в действие норм и правил, лицензирование, надзор за соблюдением норм и правил и за условиями действия лицензий.
Что касается понятия "ядерная безопасность", то законодательное определение данного термина отсутствует. Законодатель, по-видимому, исходил из того, что терминология этой новой технологии еще не устоялась и часто меняется. Современные определения терминов перенесены в нормативные документы, подзаконные акты, такие как, например, Общие положения обеспечения безопасности атомных станций*(6), где говорится о безопасности атомной станции, то есть объекта, а не "персонала, населения и окружающей среды", как это записано в Законе "Об использовании атомной энергии". Ядерная и радиационная безопасность атомной станции определена как "свойство атомной станции при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации ограничивать радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду установленными пределами"*(7). То есть термин "ядерная безопасность" не определен, зато определен термин "ядерная авария": "Авария, связанная с повреждением твэлов, превышающим установленные пределы безопасной эксплуатации, и (или) облучением персонала, превышающим разрешенные пределы, вызванная:
- нарушением контроля и управления цепной ядерной реакцией деления в активной зоне реактора;
- возникновением критичности при перегрузке, транспортировании и хранении твэлов;
- нарушением теплоотвода от твэлов;
- другими причинами, приводящими к повреждениям твэлов"*(8).
Отождествление понятий ядерной и радиационной безопасности применительно к атомным станциям, как к отдельному атомному объекту, свидетельствует либо о недостаточной юридической технике у разработчиков Общих положений обеспечения безопасности атомных станций, либо об отсутствии достаточных критериев разграничения понятий "ядерная" и "радиационная безопасность".
Термин "пожарная безопасность" закреплен в Федеральном законе "О пожарной безопасности" и определяется как "состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров"*(9). Здесь так же, как и в понятии "радиационная безопасность", имеется в виду в основном безопасность людей, а угрозой является пожар - "неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства"*(10).
По сравнению с радиационной, ядерной и пожарной безопасностью, иное положение сложилось с определением понятия "техническая безопасность". С точки зрения современного законодательства она является правовым фантомом: нет закона о технической безопасности, нет определения ее в действующих нормах.
В современном российском законодательстве используется другое понятие - "промышленная безопасность", которое закреплено в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": это "состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий"*(11). Под аварией понимается "разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ"12. В данном законе приводится подробное определение опасных производственных объектов, опасных веществ (горючих, взрывчатых, токсичных и т.д.), опасных типов оборудования и видов деятельности.
Важно отметить, что в перечне опасных веществ отсутствуют ядерные материалы и радиоактивные вещества. Тем не менее оборудование, работающее при повышенных давлении и температурах, а также грузоподъемные механизмы подпадают под действие Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Такое положение создает условия для различной трактовки сферы действия этого закона.
Таким образом, понятия "ядерная" и "радиационная безопасность" законодательно не имеют четкого разграничения. Нет общего критерия отделения одного понятия от другого. В одном случае объектом безопасности служат интересы настоящего и будущего поколения людей, в другом - атомная станция, то есть ядерная установка, что не совсем понятно. Законодательно не определено понятие "техническая безопасность". Это препятствует четкому определению сферы регулирования, закрепленной в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
А.А. Талевлин,
преподаватель кафедры гражданского,
земельного и экологического права юридического
факультета Челябинского госуниверситета, аспирант ИЗиСП
"Журнал российского права", N 6, июнь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
*(2) СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
*(3) СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
*(4) Там же.
*(5) См.: СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
*(6) См.: Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. ОПБ-88/97, НП-001-97. М., 1999.
*(7) Там же.
*(8) Там же.
*(9) СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649.
*(10) Там же.
*(11) СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
*(12) Там же.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Понятие радиационной безопасности в российском законодательстве
Автор
А.А. Талевлин - преподаватель кафедры гражданского, земельного и экологического права юридического факультета Челябинского госуниверситета, аспирант ИЗиСП
"Журнал российского права", 2004, N 6