Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в связи с необходимостью законодательного обеспечения взимания таможенных сборов в Российской Федерации с 2005 года.
В соответствии со статьей 318 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные сборы являются видом таможенных платежей.
Таким образом таможенные сборы подлежат регулированию в Таможенном кодексе Российской Федерации.
В действующей редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2004 года, отсутствует определение понятия "таможенные сборы", отсутствует перечень их видов, а также порядок установления ставок таможенных сборов и исчисления сумм, подлежащих уплате при таможенном оформлении, сопровождении и хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
В настоящее время, в целях устранения правового пробела в части таможенных сборов на 2004 год (с 1 января по 31 декабря 2004 года), в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2004 год" включена статья 27, которая приостанавливает действие статьи 438 Таможенного кодекса Российской Федерации в части признания утратившими силу положений ранее действовавшего Таможенного кодекса Российской Федерации о таможенных сборах.
Кроме того, приведение законодательства по таможенным сборам в соответствие нормам Статьи VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) является предметом обязательств Российской Федерации в переговорном процессе по вступлению во Всемирную торговую организацию.
Так, статьей VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) предусмотрен ряд принципов в области установления и применения таможенных сборов при ввозе или вывозе товаров. В частности, ставка таможенных сборов должна быть ограничена по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг. При этом таможенные сборы не должны взиматься в фискальных целях, а должны являться компенсацией расходов таможенных органов.
В настоящее время в Российской Федерации в основном действуют адвалорные ставки сборов за таможенное оформление, которые исчисляются в процентах от таможенной стоимости, что противоречит нормам Статьи VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.) и является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ВТО.
Данный законопроект содержит определение таможенных сборов и устанавливает ограниченный перечень видов таможенных сборов: за таможенное оформление, сопровождение, хранение. Законопроектом установлены плательщики таможенных сборов, определено когда и в каком порядке уплачиваются ими таможенные сборы. Установление фиксированных ставок на некоторые виды сборов в законопроекте делает его законом прямого действия. Кроме того, законопроект приведен в соответствие нормам Статьи VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.)
Принятие законопроекта позволит устранить правовой пробел в части таможенных сборов с 2005 года, а также будет способствовать процессу присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации"
1. Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета в текущем и 2005 году.
2. В 2003 году по строке "таможенные сборы" Бюджетного кодекса Российской Федерации (код бюджетной классификации Российской Федерации - 2080400) было запланировано поступление в федеральный бюджет 39 000,00 млн. руб.
Фактические поступления по строке "таможенные сборы" в 2003 году составили 37 459,58 млн. руб., в том числе:
- таможенные сборы за таможенное оформление - 12 783,28 млн. руб.
- таможенные сборы за хранение товаров - 92,11 млн. руб.
- таможенные сборы за сопровождение - 59,04 млн. руб.
Помимо указанных выше сборов за таможенное оформление в данную статью дохода включались:
- сборы за выдачу лицензий и аттестатов;
- плата за предоставление отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей;
- штрафы за нарушение таможенных правил и валютного законодательства;
- платежи, взысканные с физических лиц;
- пени и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы.
Данный законопроект устанавливает фиксированные ставки таможенных сборов за хранение товаров и за таможенное сопровождение. Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Установленный законопроектом предельный максимальный уровень сборов за таможенное оформление - результат расчетов и прогнозов, основанных на статистических данных Государственного таможенного комитета Российской Федерации за 2003 год. Размер таможенных сборов за таможенное оформление должен быть ограничен приблизительной стоимостью услуг и не может быть более 100 тыс. рублей.
Установление предельного максимального уровня ставки таможенного сбора за таможенное оформление позволит Правительству Российской Федерации оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию в случае изменения стоимости услуг таможенных органов по таможенному оформлению в рамках предельного уровня.
В случае, если с 1 января 2005 г. указанный законопроект не вступит в силу, прогнозируемые потери федерального бюджета составят около 13 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.