Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Целью настоящего законопроекта является усиление ответственности родителей и иных лиц, на которых возложены эти обязанности, за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
Действующим Уголовным кодексом Российской Федерации впервые в истории отечественного уголовного законодательства предусмотрена отдельная глава, нормы которой устанавливают уголовную ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних. Это следует признать несомненной заслугой современного российского законодателя. Вместе с тем анализ опубликованной и местной судебной практики показывает, что эффективность реализации некоторых норм крайне низка. В частности, несмотря на значительный рост детской беспризорности, к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего привлекаются далеко не все виновные, а из числа привлеченных к уголовной ответственности осуждаются единицы.
Помимо целого комплекса иных причин социально-экономического и организационно-правового характера, одним из факторов, препятствующих эффективной реализации уголовного законодательства в данной области, является несовершенство технико-юридических характеристик уголовно-правовой нормы, закрепленной в статье 156 действующего Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наличие в ней нечетких формулировок и признаков объективной стороны существенным образом затрудняет возможности практической реализации данной нормы, в том числе в области процессуального доказывания. В частности это относится к понятиям "неисполнение" или "ненадлежащее исполнение", а также понятию "жестокое обращение".
Достаточно спорной выглядит позиция федерального законодателя и в отношении частичной депенализации злостного уклонения от уплаты средств на содержание детей. Если в УК РСФСР 1960 года статья 122 предусматривала санкцию в виде лишения свободы на срок до одного года или исправительных работ на тот же срок, то в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации наказание за аналогичное деяние предусмотрено в виде обязательных работ, исправительных работ либо ареста.
Учитывая, что в Российской Федерации до настоящего времени не создано условий для исполнения наказаний в виде обязательных работ или ареста, возникает парадоксальная ситуация, при которой лицо, злостно уклоняющееся от уплаты средств на содержание детей, фактически остается безнаказанным. В случае же злостного уклонения от исправительных работ в соответствии с положениями части третьей статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации максимальное наказание, которое может быть назначено такому лицу, составит всего 4 месяца лишения свободы.
Предлагаемая редакция статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации обладает следующими преимуществами по сравнению с действующей редакцией этой статьи:
1. Детализация объективной стороны данного деяния достигается также за счет включения в диспозицию уголовно-правовой нормы альтернативных признаков, фиксирующих конкретные формы уклонения от исполнения родительских обязанностей. В число таких признаков предлагается ввести необеспечение получения несовершеннолетним основного общего образования, продолжающееся после предупреждения специализированным государственным органом или соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним.
2. Разделение статьи на две части объясняется тем, что, по нашему мнению, родители или иные лица, на которых возложены эти обязанности, должны нести повышенную ответственность по сравнению с педагогами или работниками специальных учреждений, обязанными осуществлять надзор за несовершеннолетним. Соответственно с этим максимальную санкцию части первой статьи 156 предлагается повысить до трех лет лишения свободы, переведя, таким образом, это деяние в разряд преступлений средней тяжести. Для остальных категорий субъектов данного деяния санкцию предлагается оставить без изменений.
3. В действующей редакции статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации имеется стилистическая погрешность, заключающаяся в неверном использовании склонения в части текста нормы "... учреждения, обязанного...". Поскольку в уголовном праве России действует принцип личной и виновной ответственности, а адресатами (субъектами преступления) являются конкретные физические лица, а не учреждения (в которых могут работать лица и не обязанные осуществлять надзор за несовершеннолетним), то в предлагаемой нами редакции части второй статьи 156 использована формулировка "педагогом или другим работником ... учреждения, обязанным...", соответствующая принципу личной и виновной ответственности и правилам русского языка.
4. Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным усилить уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, предусмотрев в санкции статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации максимальное наказание в виде двух лет лишения свободы.
5. На наш взгляд, одним из факторов, препятствующих эффективной реализации уголовной ответственности по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, является наличие в ней оценочного признака объективной стороны "жестокое обращение с несовершеннолетним", что существенным образом затрудняет возможности практической реализации данной нормы. Дело в том, что основной признак объективной стороны действующей редакции ст. 156 УК РФ "жестокое обращение с несовершеннолетним" не раскрывается в уголовном законодательстве и судебной практике.
В целях правильного и единообразного применения нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации), следует внести соответствующие разъяснения в действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 14 февраля 2000 года "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних":
"8. При квалификации жестокого обращения с несовершеннолетним по статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации надлежит исходить из того, что понятие жестокое обращение связывается как со способом применения насилия к несовершеннолетнему, так и с другими обстоятельствами, свидетельствующими о проявлении виновным жестокого обращения. При этом для признания неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации), по признаку соединенное с жестоким обращением, необходимо устанавливать, что умыслом виновного охватывалось совершение деяния, предусмотренного статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, с жестоким обращением.
Признак жестокого обращения наличествует, в частности, в случаях, когда к несовершеннолетнему применялось насилие, пытки или совершалось глумление (жестокость может выражаться в непредоставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и т.д.).
Учитывая, что причинение несовершеннолетнему тяжкого и средней тяжести вреда здоровью не охватывается рамками статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, причинение несовершеннолетнему данного вреда здоровью образуют реальную совокупность преступлений, предусмотренных статьями 156 и 111, 112 Уголовного кодекса Российской Федерации.".
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Реализация данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
Принятие настоящего федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Председатель Законодательной |
Ю.И. Оноприенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.