Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 мая 2004 г. N вн 2.2.-1/1654
на проект федерального закона N 16674-4 "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об исключении ответственности за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций)
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона "О признании утратившей силу статьи 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный депутатами Государственной Думы В.М. Резником, В.С. Плескачевским, М.Л. Шаккумом, Г.В. Куликом, В.Г. Драгановым В.М. Зубовым, П.А. Медведевым, В.А. Тарачевым и депутатом Государственной Думы А.Д. Жуковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы.
Законопроектом предлагается исключить статью 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой устанавливается административная ответственность должностных лиц учреждения банка за невыполнение ими своих обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.
Рассмотрев законопроект, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" была предусмотрена обязанность банков проводить проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. В настоящее время данный Указ Президента Российской Федерации признан утратившим силу Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года N 840.
Банком России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 были приняты Положение Банка России от 5 января 1998 года N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 года N 40.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с частью второй статьи 58 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций.
Таким образом, после признания утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года N 1006 законодательная база, возлагающая на кредитные организации обязанность по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций, отсутствует. В то же время согласно статье 15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет применение к нему административного наказания.
При этом представляется, что большой объем контрольных полномочий кредитных организаций по отношению к своим клиентам, а также высокая стоимость банковских услуг, связанная прежде всего с необходимостью покрытия расходов на осуществление публичных функций, в том числе контроля за кассовой дисциплиной клиентов, приводят к снижению спроса на банковские услуги и конкурентоспособности российских банков, что в значительной степени сдерживает развитие российской банковской системы в целом.
Осуществление кредитными организациями контрольно-надзорных полномочий в отношении клиентов не соответствует юридической природе взаимоотношений кредитной организации и клиента. По этой причине статья 15.2 Кодекса практически не применялась.
Исходя из этого, представляется целесообразным признать утратившей силу статью 15.2, предусматривающую наложение административного штрафа за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.
В тоже время не следует допускать пробел в правовом регулировании контроля за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций.
С этой точки зрения такого рода функции могли бы быть возложены на налоговые органы.
При этом представляется, что эффективность осуществления проверок порядка ведения кассовых операций организациями (за исключением кредитных организаций) проводимых представителями налоговых органов будет существенно выше эффективности таких проверок, которые проводятся кредитными организациями в отношении собственных клиентов, с которыми они состоят в гражданско-правовых отношениях.
Также в связи с данным проектом необходимо внести изменения в статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих ссылки на статью 15.2 этого Кодекса (статьи 23.5, 23.6, 28.3).
Одновременно представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", предусматривающего наделение налоговых органов правом проводить проверки соблюдения налогоплательщиками порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует указанный законопроект принять в первом чтении с последующей доработкой с учетом сделанных замечаний.
Утверждено на заседании Комитета 10 июня 2004 года.
Председатель Комитета |
В.Н.Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.