Курс - на сближение бухгалтерского и налогового учета
Разговоры о том, что с 2005 г. в действующее законодательство по налогообложению прибыли будут внесены серьезные изменения, начались еще в 2003 г. Обсуждались основные проблемы, с которыми сталкиваются налогоплательщики в процессе применения главы 25 НК РФ, а также пути их решения. Теперь, когда законопроект уже внесен на рассмотрение в Госдуму, стало возможным прокомментировать грядущие перемены более предметно, что и сделал руководитель Департамента налогообложения прибыли МНС России Карен Оганян на своей пресс-конференции.
Поправки, которые вносились в главу 25 НК РФ ранее, всех проблем в правоприменительной практике не решили. Нынешние изменения призваны, что называется, убить двух зайцев: сблизить бухгалтерский и налоговый учет (о необходимости чего, кстати, говорило и правительство) и упростить администрирование налога на прибыль.
Действительно, к числу основных претензий, предъявляемых к главе 25, в первую очередь относится налоговый учет. Здесь и сложность и трудоемкость его ведения, и проблемы, связанные с дублированием учетного процесса, и необходимость затрат на приобретение программных продуктов и на привлечение дополнительных работников. Теперь же, если законопроект будет принят, многим налогоплательщикам станет "жить намного легче", и вот почему.
- Открытие перечня прямых расходов. На сегодняшний день этот перечень является закрытым (ст. 318 НК РФ). Поправки дадут возможность налогоплательщику самому дополнить перечень прямых затрат с учетом отраслевой специфики, закрепив это в учетной политике организации. Таким образом, организация сможет зафиксировать одинаковый состав прямых расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Кстати, налоговый инспектор полномочий по дополнению этого перечня за налогоплательщика иметь не будет.
- Распределение прямых затрат - по методу налогоплательщика. Действующей редакцией главы 25 НК РФ (а именно ст. 319) установлен свой механизм распределения прямых затрат на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной в отчетном (налоговом) периоде. В будущем планируется предоставить налогоплательщику право разработать механизм распределения самостоятельно, закрепить его в учетной политике и применять. И опять-таки, если организации удобно для целей налогообложения применять тот механизм распределения, который есть в бухгалтерском учете, то эта возможность ей предоставляется.
- Изменение порядка формирования покупной стоимости товаров. Налогоплательщик получит право учета в покупной стоимости товаров иных расходов, связанных с их приобретением (кроме расходов на доставку покупных товаров до склада покупателя), если такие расходы не включены в цену товара. Отметим, если налогоплательщик намерен воспользоваться названным правом, то порядок формирования покупной стоимости он должен закрепить в своей учетной политике.
Другие изменения, которые затронут налогообложение прибыли, может быть, не столь глобальны, но не менее важны для бухгалтеров.
Так, например, законопроектом предлагаются нормы, регулирующие порядок налогообложения при реорганизации: достаточно подробно рассматриваются проблемы, связанные с конвертацией акций, учетом стоимости имущества, вносимого в организацию в порядке правопреемства, распределением акций при выделении каких-либо обществ и т.п. В частности, для налогоплательщиков-правопреемников вводится ограничение возможности учета в целях налогообложения убытков реорганизованных организаций.
Как отметил Карен Оганян, будут внесены поправки и в порядок амортизации имущества в аренде. В случае если арендатор осуществляет расходы на неотделимое улучшение арендованного имущества и впоследствии предполагается компенсация данных вложений арендодателем, то эти капвложения будут амортизироваться у арендодателя, поскольку имущество по факту находится на балансе у последнего.
Предполагается также упрощение порядка уплаты налога организациями, имеющими филиалы и обособленные подразделения, расположенные в одном муниципальном образовании. В такой ситуации налог будет определяться на основании совокупности показателей этих обособленных подразделений и уплачиваться одним из них.
Безусловно, всем вышеперечисленным поправки не ограничатся. Будут изменения, и связанные с налогообложением ценных бумаг, и затрагивающие сферу деятельности банков, увеличится ставка налога на доходы в виде дивидендов с 6% до 9 - список можно продолжить.
Поправки приведут к сближению бухгалтерского и налогового учета, что повысит прозрачность последнего, а за счет этого и увеличит эффективность налоговых проверок. Ведь не секрет, что налоговый учет является проблемой и для инспекторов, которые, изучая документацию, зачастую не укладываются в срок, отведенный Кодексом на проверку. Теперь контролировать ситуацию на предприятиях будет проще.
Кроме того, продолжится работа по выявлению схем ухода от налогообложения. По словам главы методологического департамента, в большинстве своем схемы имеют отраслевую специфику, поэтому идет разработка документов, регламентирующих проведение проверок в отдельных отраслях. В этих документах и приводится анализ схем, характерных для данной отрасли, а также рекомендации налоговым органам по выявлению схем и борьбе с ними. Для проверок предприятий нефтяной и строительной отраслей такие методички уже разработаны. Стоит ли говорить, что они имеют гриф "дсп"?
Так что с нового года и бухгалтеров, и налоговиков ждет множество перемен. К лучшему или нет - покажет время.
Е. Аккерман,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 28, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.