Налог на прибыль. Проблемные вопросы
Во время проведения редакцией "ЭЖ" последней "горячей линии" читателями было задано огромное количество вопросов, касающихся исчисления и уплаты налога на прибыль. Мы уверены, что ответы начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) организаций Департамента налоговой политики Минфина России В. А. Буланцевой будут полезны всем нашим читателям.
Валентина Александровна, вас беспокоят из Тамбова. В 1998 г. наше ООО выделилось из другого ООО, в уставный капитал старое общество передало основные средства, введенные в действие в 70-е годы. Ни ранее, ни сейчас собственность на них не была оформлена в регистрационной палате. Можно ли учитывать амортизацию по этим ОС после 1 января 2004 г. при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?
- Действительно, в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, включаются в состав амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента его вступления в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации (она проводится по желанию их обладателей). Обязательной же госрегистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Закона, то есть после января 1998 г. Кроме того, Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 августа 2003 г. N 110-ФЗ, согласно которым по недвижимому имуществу, приобретенному до 1 января 1998 г., амортизация начисляется вне зависимости от наличия регистрации прав на него.
Ваша организация была создана в 1998 г. При передаче недвижимого имущества в уставный капитал происходит передача права собственности на него, а в этом случае регистрация обязательна.
Таким образом, начисление амортизации в общеустановленном порядке возможно только после подачи документов на регистрацию прав на внесенное в уставный капитал недвижимое имущество.
На территории нашего предприятия, расположенного в Москве, находится медпункт. Можно ли расходы на содержание (убытки по нему) относить на основную деятельность?
- Естественно, работу медпункта сложно отнести к основной деятельности предприятия. Однако одним из критериев для признания подразделения организации обособленным служит его местоположение (ст. 11 НК РФ). Медпункт находится на территории вашего предприятия, а значит, в этой ситуации мы должны применить подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. В соответствии с указанным подпунктом расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, находящихся непосредственно на территории организации, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Организация-импортер была оштрафована в зарубежном порту за нарушение правил. Можно ли принять сумму штрафа в расходы при определении налоговой базы?
- Вы, видимо, забыли, что для целей налогообложения прибыли в расходы включаются только те штрафные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, которые признаны должником либо присуждены судом. Штрафы за допущенные нарушения налоговую базу не уменьшают.
Здравствуйте, вам звонит бухгалтер Волгоградского бурильно-кранового завода. В прошлом налоговом периоде мы изготовили и передали на склад готовой продукции оборудование (буры). В текущем налоговом периоде направляем буры на переработку, в результате чего на склад ГП попадет качественно новый вид продукции. Можно ли учесть стоимость оборудования, направляемого на переплавку, в качестве материальных затрат на ее изготовление?
- Вы, наверное, считаете, что в данной ситуации можно применить подп. 4 п. 1 ст. 254 НК РФ - расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, но, на мой взгляд, есть некоторые особенности, которые следует учесть при расчете налоговой базы.
В Методических рекомендациях по применению главы 25 НК РФ сказано, что порядок формирования стоимости материально-производственных запасов аналогичен порядку формирования первоначальной стоимости основных средств, разъясненных в разделе 5.3 Методических рекомендаций.
Порядок формирования первоначальной стоимости амортизируемого имущества определен ст. 257 НК РФ. В случае если при сооружении, изготовлении, доставке и доведении объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, налогоплательщик использует сырье, комплектующие, полуфабрикаты и иные материальные ценности или потребляет работы, услуги собственного производства (то есть использует для этих целей часть товарной продукции или работы, услуги, которые одновременно оказываются на сторону), то оценка этой продукции, результатов этих работ или услуг собственного производства осуществляется исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со ст. 319 НК РФ.
Возвращаясь к вашим бурам, следует отметить, что часть затрат на их изготовление уже списана как косвенные расходы. Так что их стоимость при возвращении в производство будет равна прямым затратам (материалы, амортизационные отчисления и зарплата). То есть это никак не стоимость готового изделия, которое покупает потребитель. Приведу простой пример.
Если автозавод выпустит автомобиль и прямо с конвейера его отдадут директору, то он будет оприходован по стоимости прямых затрат, несмотря на то что на его производство затрачено больше. А если купить машину в магазине, то она приходуется по цене приобретения.
Прибывшие из-за границы члены совета директоров нашего ЗАО (банка со 100%-ным участием иностранного капитала) проживали в гостинице. Можно ли учесть понесенные организацией расходы?
- Дело в том, что совет директоров - это орган надзирающий и его члены обычно не являются сотрудниками организации. А Кодексом предусмотрено, что выплаты в виде командировочных, премиальных, оплаты проживания можно учитывать при определении налоговой базы, только если они производятся на основании трудовых договоров. У вас заключены контракты с членами совета директоров?
- Нет.
- Тогда эти расходы не учитываются при налогообложении прибыли.
- А если отнести их к представительским?
- Перечень представительских расходов приведен в п. 2 ст. 264 НК РФ.
К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Из вопроса не понятно, что члены совета директоров делали за границей. Но в любом случае оплата проживания в гостинице не относится к представительским расходам.
Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Мы заключили со своим работником договор аренды транспортного средства без экипажа. Можно ли учесть в расходах сумму, превышающую 1200 рублей?
- Вы исходите из требований подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ и применяете нормы расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личного транспорта, установленные Правительством РФ?
- Да.
- Здесь, я думаю, другая ситуация. Вы же не выплачиваете работнику компенсацию, а заключили с ним договор аренды машины. Следовательно, для вас он - арендодатель и нормы применять не нужно. А сумму, прописанную в договоре, вы включаете в расходы на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 Кодекса как арендные платежи.
Здравствуйте, это бухгалтер ЗАО "Союз Юг Руси" из Ростова-на-Дону. Мы закупили сельхозпродукцию для перепродажи (100 кг), транспортировали ее на склад и выяснилось, что наличествует излишек - 5 кг. Получается, что у этих 5 кг нулевая стоимость. В какой момент производится налогообложение? Местная инспекция отвечает, что когда продадим, а не когда выявлен излишек...
- Да, ситуация на самом деле непростая, хотя скорее всего ваш случай неединичный.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации;
недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
В соответствии с п. 20 ст. 251 в состав внереализационных доходов включается стоимость излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
Пунктом 4 ст. 271 установлено, что для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества для доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг).
Пунктом 3 ст. 248 установлено, что суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.
Таким образом, по моему мнению, стоимость излишков продукции должна включаться в базу по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.
Валентина Александровна, мы издаем газету. Можно ли что-то в расходы списать, если распространители возвращают нам печатную продукцию, не реализованную вовремя?
Руководствуясь подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ, вы вправе отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, потери в виде стоимости нереализованного в пределах срока до выхода следующего номера периодического печатного издания, но не более 10% стоимости тиража. То же относится и к потерям в виде бракованной и утратившей товарный вид продукции средств массовой информации.
Это из Воркуты звонят. Наш работник едет в отпуск за границу, как расходы по проезду принять?
- Зависит от того, каким транспортом. Если поездом, то стоимость проезда до Бреста, а если самолетом - тогда билет до Москвы.
Организация передала рекламный щит в аренду, через год к щиту подвела электричество (иначе его в темноте не видно). Как расходы эти принять?
- Я бы отнесла на увеличение стоимости щита как улучшение его технических характеристик.
Я прочитала, что по разъяснениям МНС России страховые взносы в Пенсионный фонд - это косвенные расходы. Это действительно так?
- Да, действительно. Об этом говорится в Письме МНС России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945.
Но как быть, если заработную плату и ЕСН мы учитываем в составе прямых расходов?
- Вам нужно будет выделять 14% взносов в ПФР и отражать их как косвенные расходы, даже если ЕСН и оплату труда вы учитываете в составе прямых расходов.
Но это разъяснили только сейчас, а как нам быть с налогом на прибыль за прошлые периоды? Пересчитывать? Мы бы не хотели пересчитывать.
- Вместо того чтобы учесть взносы в ПФР в составе косвенных расходов и сразу списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли, вы их учли в составе прямых расходов и скорее всего распределяли на остаток незавершенного производства. Тем самым вы завысили налогооблагаемую прибыль. Сделать перерасчет - в ваших интересах, но, если не хотите, можете не делать. По ст. 81 Кодекса внести изменения в уже поданные декларации вы должны при обнаружении ошибок, приводящих к занижению суммы налога.
В каком периоде признать расходы, например, на оплату телефонных услуг, если счет выставлен в одном периоде, а относится к другому периоду? Например, счет выставлен в мае, а в нем написано, что он выставлен за услуги, оказанные в январе.
- В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оплату телефонных услуг относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно подп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления указанных расходов считается либо день расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо день предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, а также последний день отчетного периода или года.
Пунктом 1 ст. 252 Кодекса установлено, что расход может быть признан в случае, если он подтвержден документально.
Таким образом, в данном случае расходы на телефонные услуги списываются в том месяце, в котором предъявлен счет.
Наша организация взяла оборудование в лизинг. Куда для целей налогового учета отнести транспортные расходы по его доставке?
- А в лизинговом договоре у вас только стоимость оборудования указана?
- Да.
- Конечно, если бы вы просто купили основное средство, то включили бы затраты по транспортировке в его первоначальную стоимость и списывали бы через амортизацию. А в ситуации с лизингом право собственности перейдет к вам с последней выплатой, и получается, что транспортные расходы у вас "повисли". Думаю, вы должны были учесть этот момент при заключении договора лизинга.
На грузовой автомобиль (фуру) установлен кондиционер. Будут ли расходы по его установке обоснованными при налогообложении, ведь ряд импортных фур изначально оборудован кондиционерами?
- Нет, такие расходы обоснованными признать нельзя. Грузовой автомобиль является основным средством. В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ его первоначальная стоимость может быть увеличена налогоплательщиком после даты ввода в эксплуатацию только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующего объекта.
А если кондиционер - самостоятельный объект учета?
- По моему мнению, автомобильный кондиционер затруднительно принять к учету для целей налогообложения как самостоятельный объект. Без автомобиля он использоваться не может.
В.А. Буланцева,
начальник отдела налогообложения
прибыли (доходов) организаций
Департамента налоговой политики Минфина России
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 28, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.