Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли бюджетных средств, получаемых унитарными предприятиями в связи с реализацией по льготным ценам твердого топлива отдельным категориям населения?
Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены льготы отдельным категориям граждан, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива.
Источником компенсации расходов по приобретению и доставке топлива льготным категориям граждан согласно вышеназванным Законам определены средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим организациям, реализующим твердое топливо населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по приобретению и доставке вышеуказанной продукции, возмещается из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.
Пунктом 13 ст. 40 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
Поэтому организации, реализующие твердое топливо населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным ценам, учитывают выручку от оказания услуг по регулируемой цене без применения льгот, установленных для отдельных категорий населения.
Уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных цен на твердое топливо, реализуемое отдельным категориям населения, главой 25 НК РФ не предусмотрено.
Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов в соответствии с нормами ст. 266 НК РФ.
Организации, осуществляющие реализацию твердого топлива по регулируемым ценам, учитывают средства, полученные из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в составе внереализационных доходов, в том числе и в случаях, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
Таким образом, если сумма бюджетных средств, выделенных из бюджета на покрытие разницы между фиксированной розничной ценой и отпускной ценой на твердое топливо, превышает фактически сложившиеся расходы по отпуску вышеуказанной продукции, то образующуюся разницу следует учитывать при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов за соответствующий отчетный (налоговый) период.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 июня 2004 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1