Проблемы налогового контроля за игорным бизнесом
В последнее время доходы от игорного бизнеса в нашей области быстро растут. Так, за истекший год в бюджет было перечислено 46,5 млн. руб. налога - в два раза больше по сравнению с 2001 годом. А за пять месяцев текущего года платежи превысили прошлогодние показатели и составили 50,4 млн. руб.
Росту поступлений способствуют как работа сотрудников налоговых органов области, так и законодательные изменения. Как известно, Налоговый кодекс расширил понятие "игровой автомат". Сейчас и детские игровые автоматы с вещевым выигрышем в виде игрушки облагаются налогом на игорный бизнес.
Кроме того, благодаря установленным в нашей области невысоким ставкам налога на игорный бизнес (подробнее см. на с. 155) количество игровых автоматов за последний год возросло более чем в три раза и составляет 2050 единиц.
Вместе с тем хотелось бы затронуть и вопросы налогового администрирования, решив которые мы смогли бы увеличить поступления по данному налогу. Анализ показал, что у нас в области регистрируются игровые автоматы, владельцы которых находятся в других регионах. Причем таких налогоплательщиков насчитывается более трети от общего количества предприятий, занимающихся игорным бизнесом. В связи с этим мы вышли с законодательной инициативой в областную думу - увеличить размер налоговой ставки до 4,5 тыс. руб. в месяц за каждый игровой автомат.
Также мы усилили контроль за налогообложением игорных заведений. Только в первом квартале текущего года налоговики провели выездные проверки каждого десятого предприятия игорного бизнеса. Основное нарушение заключается в том, что организации не регистрируют в установленные сроки объекты налогообложения, то есть игровые столы.
Важнейшей проблемой администрирования налога на игорный бизнес остается налогообложение выигрышей. В соответствии с НК РФ все граждане, которые получили доходы в виде выигрышей, должны самостоятельно исчислять и уплачивать налог в бюджет. Кроме того, налогоплательщики, занимающиеся игорным бизнесом, должны вести учет доходов, полученных гражданами в виде выигрышей, и представлять эти сведения в налоговые органы.
Но, как показывает практика, и организации, и предприниматели не ведут учет выигрышей персонально по каждому игроку, ссылаясь на то, что они не являются налоговыми агентами. Они не представляют нам и сведения о доходах в виде выплаченных сумм выигрышей. При этом дела о требованиях налоговых органов по уплате штрафов за непредставление сведений в арбитражных судах решаются в пользу налогоплательщиков. Такое решение, например, содержится в постановлении ФАС Центрального округа от 02.03.2004 N А09-9111/03-10.
Таким образом, налоговые органы не могут привлечь к ответственности данную категорию налогоплательщиков за то, что они не декларируют выплаченные гражданам доходы. На наш взгляд, этот пробел в законодательстве нужно устранить.
Саратовская область
Количество инспекций: 17, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 1 953 309, в том числе организаций - 47 376 и граждан - 1 905 933 (по состоянию на 1 января 2004 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2003 год: 25 775,64 млн. руб. (122,0% от аналогичного показателя 2002 года).
Сайт: www.r64.nalog.ru
А.В. Макрушин,
руководитель Управления МНС России по Саратовской области,
государственный советник налоговой службы II ранга
"Российский налоговый курьер", N 13-14, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99