Вопросы и ответы
Имеет ли право налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, отказаться от ее использования?
Согласно п. 3 ст. 346.13 гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Поскольку на основании положения ст. 346.19 налоговым периодом признается календарный год, то, следовательно, налогоплательщик вправе отказаться от упрощенной системы налогообложения только по окончании календарного года, в котором она применялась. Сделать это можно не позднее 15 января года, в котором осуществляется переход на обычную систему налогообложения. В случае пропуска указанного срока налогоплательщик может оказаться от использования упрощенной системы налогообложения только по окончании следующего года.
Кроме того, законодательство предусматривает обязательный порядок возврата на обычную систему налогообложения. Указанный переход обязателен для организаций в случае, если в соответствии с п. 4 ст. 346.13 по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб. Для индивидуальных предпринимателей действует только первое из указанных ограничений - соответствующий размер выручки.
При этом налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.
В свою очередь, суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход превысил ограничения, установленные Налоговым кодексом.
Вместе с тем согласно правилу, предусмотренному п. 7 ст. 346.13 НК РФ, налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Предусмотрена ли действующим законодательством возможность исчисления налоговым органом платежей за пользование водными объектами по повышенным ставкам в отношении налогоплательщика, не имеющего соответствующей лицензии или договора пользования водным объектом?
Статья 48 Водного кодекса РФ (в ред. от 30 июня 2003 г.) устанавливает, что одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами признается лицензия на водопользование.
Как указано в п. 6 ст. 4 Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 24 декабря 2002 г.), при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Из содержания данной статьи следует, что пятикратное увеличение платы за пользование водными объектами является повышенной ставкой указанного обязательного платежа, а не штрафом, так как данная санкция не предусмотрена Налоговым кодексом и должна применяться только к налогоплательщику, не имеющему соответствующей лицензии (постановления ФАС Уральского округа от 15 апреля 2003 г. N Ф09-986/03-АК и от 2 декабря 2002 г. N Ф09-2482/02-АК). Несмотря на обязательность заключения договора пользования водным объектом в соответствии со ст.54 Водного кодекса РФ, увеличение ставок платы за водопользование без такого договора законодателем не предусмотрено (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 февраля 2003 г. N А56-12371/02).
Правомерно ли привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату отчислений от платы за загрязнение окружающей природной среды и непредставление деклараций по данным отчислениям?
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 10 декабря 2002 г. N 284-О, платежи за загрязнение окружающей среды не включаются в систему налогов (сборов), а носят компенсирующий характер за вред, причиненный окружающей природной среде.
В связи с этим применение норм Налогового кодекса в отношении платежей за загрязнение окружающей природной среды является неправомерным, у налогового органа отсутствуют полномочия по контролю за правильностью исчисления и уплаты этих платежей и основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 и п. 2 ст. 119 НК РФ за неуплату соответствующих отчислений и непредставление сведений налоговому органу, так как сам расчет оплаты за загрязнение окружающей природной среды не является налоговой декларацией (постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2003 г. N А56-25523/02 и от 25 апреля 2003 г. N А56-38036/02; ФАС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2003 г. N Ф04/462-11/А70-2003; ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 апреля 2002 г. N А33-13730/01-С3а-Ф02-909/2002-С1).
С каким моментом связывает налоговое законодательство возникновение обязанности по уплате налога на игорный бизнес?
Исходя из положений Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (в ред. от 27 декабря 2002 г.) налог на игорный бизнес уплачивается с момента начала осуществления предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса. Следует отметить, что наступление этого момента закон связывает с получением лицензии, а не с регистрацией игровых автоматов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2003 г. N А56-27306/02 и от 26 марта 2003 г. N А66-7367-02).
Какие иски могут предъявлять налоговые органы в суд общей юрисдикции или арбитражный суд?
Согласно подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды следующие иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями). Такие иски предъявляются к основным (преобладающим, участвующим) обществам (товариществам, предприятиям), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий). Если же задолженность числится за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), то налоговые органы вправе предъявлять иски о взыскании или задолженности с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
Следует отметить, что приведенный перечень может быть дополнен только на основании иных норм НК РФ. Несмотря на наличие данного положения, в судебно-арбитражной практике пока отсутствует единство по такому важному вопросу, как право налоговых органов заявлять в суд иски о признании сделок недействительными. Часть представителей судейского корпуса на основании подп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ полагает, что НК РФ не предоставляет налоговым органам такого полномочия (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2003 г. N А56-27718/02; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 марта 2003 г. N Ф04/1291-148/А27-2003), тогда как в постановлениях других федеральных арбитражных судов указывается, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (постановление ФАС Центрального округа от 16 января 2003 г. N А09-6101/02-9; постановление ФАС Московского округа от 21 апреля 2003 г. N КГ-А40/2161-03).
Как правильно определить налоговый орган, которому следует сообщить об открытии или закрытии счета, если налогоплательщик состоит на учете более чем в одном налоговом органе?
На основании ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
При осуществлении деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
Как указано в п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны в письменной форме сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок. В случае, когда налогоплательщик состоит на учете более чем в одном налоговом органе, исходя из содержания ст. 83 НК РФ нельзя дать однозначного ответа, какими критериями он должен руководствоваться при выборе территориального органа, которому необходимо направить сообщение об открытии или закрытии счета. Однако в силу общего правила п. 7 ст. 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), указанная категория налогоплательщиков может самостоятельно определить налоговый орган, подлежащий уведомлению (постановление ФАС Уральского округа от 25 февраля 2003 г. N Ф09-353/03-АК).
В дополнение отметим, что в НК РФ отсутствует норма, обязывающая налогоплательщика информировать все налоговые органы, в которых он состоит на учете, об открытии или закрытии счета в банке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 февраля 2003 г. N А05-10717/02-140/26).
Должна ли организация, принявшая на свой баланс подакцизные товары с баланса ликвидируемой организации, уплачивать акциз при их реализации?
В соответствии с п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами являются операции по реализации лицами на территории Российской Федерации произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации (за исключением нефтепродуктов).
Передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются НК РФ реализацией подакцизных товаров.
В связи с этим налогоплательщиками акцизов следует признать только организации, непосредственно производящие подакцизные товары. Вновь образованная организация, реализующая подакцизные товары, принятые на ее баланс с баланса ликвидируемой организации (при условии раздельного учета осуществляемых ею операций) не является плательщиком акцизов.
Н.В. Герасименко,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры финансового права Академии
экономической безопасности МВД России
"Адвокат", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Академии экономической безопасности МВД России
"Адвокат", 2004, N 7