Комментарий к Федеральному закону от 05.03.2004 N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога"
Необходимость принятия Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога" (далее - Закон N 10-ФЗ) возникла с момента введения единого социального налога.
Единый социальный налог был введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", вступившим в силу с 1 января 2001 года.
С момента введения единого социального налога была существенно изменена система платежей по обязательному социальному страхованию.
Единый социальный налог объединил многочисленные платежи в области обязательного социального страхования, которые регулировались законодательством о налогах и сборах и прежде всего Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вышеуказанные изменения требовали своего закрепления во всех актах, посвященных обязательному социальному страхованию, и прежде всего в Федеральном законе от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ).
Таким образом, Закон N 10-ФЗ был принят с опозданием со стороны законодателя более чем в три года.
Закон N 10-ФЗ направлен на приведение Закона N 165-ФЗ в соответствие с действующим законодательством.
Так, Законом N 10-ФЗ внесены изменения, учитывающие тот факт, что единый социальный налог, являющийся в настоящее время основой обязательного социального страхования, регулируется налоговым законодательством.
Вышеуказанное обстоятельство нашло отражение, в частности, в изменениях, внесенных в ст. 1 Закона N 165-ФЗ, в соответствии с которыми отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются данным Законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, а также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Законом N 10-ФЗ устанавливается, что в рамках обязательного социального страхования подлежат применению и учету не только страховые взносы, но и налог (единый социальный налог).
Так, например, в ст. 4 Закона N 165-ФЗ термин "страховые взносы" как источник устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования заменен более широким понятием "средства обязательного социального страхования".
Очевидно, что новый термин включает не только страховые взносы, но и средства, поступающие от уплаты единого социального налога.
Законом N 10-ФЗ уточнено, что действие Закона N 165-ФЗ распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которых поступают на финансирование конкретных видов обязательного социального страхования.
Законом N 10-ФЗ уточнен термин "страховой стаж", продолжительность которого теперь рассчитывается с учетом времени уплаты не только страховых взносов, но и налогов.
Из текста Закона N 165-ФЗ полностью исключен термин "обязательные платежи".
В Закон N 165-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми термин "бюджеты обязательного социального страхования" уточнен и заменен термином" бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования".
Использование нового термина более полно и конкретно раскрывает вышеуказанное понятие.
Законом N 10-ФЗ уточнено понятие "страхователь". В новой редакции Закона N 165-ФЗ указывается, что страхователь обязан уплачивать как страховые взносы, так и (или) налоги, причем вышеуказанная обязанность возникает в том числе и в рамках законодательства о налогах и сборах.
Законом N 10-ФЗ уточнена обязанность страховщика осуществлять учет не только страховых взносов, но и средств от уплаты налогов.
Читателям журнала следует обратить внимание на отмену п. 3 ст. 20 Закона N 165-ФЗ, предусматривавшего, что страховые взносы с работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем - работодателем.
Вышеуказанное обстоятельство объясняется, по нашему мнению, тем, что данное положение Закона N 165-ФЗ не соответствовало законодательству о налогах и сборах.
А.А. Деменков,
юрисконсульт аудиторско-консалтинговой группы "РСМ Топ-Аудит"
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 6, июнь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1