МНС предупреждает: алкоголь на прибыль не влияет
Представительские расходы дают коммерсанту много возможностей. Под них можно списать почти все левые затраты. Вопрос открыт лишь с расходами на алкоголь и сигареты. Давайте его закроем.
"Хотите кофе? ...Ну тогда, может быть, чего-нибудь покрепче?" Зачастую хорошие отношения с людьми налаживаются именно так. Поэтому дорогой коньяк в сейфе генерального директора, кубинские сигары на столе давно стали нормой. Затраты, а порой немалые, как говорится, налицо. Неплохо было бы их списать. Для этого подходят представительские расходы. Правда, особо размахнуться не получится: такие расходы не могут превышать 4 процентов от суммы расходов на оплату труда с начала года (п. 2 ст. 264 НК РФ). Так что статья будет в первую очередь интересна бухгалтерам фирм, где "белый" фонд зарплаты богатый.
Возник спор: относить ли к представительским расходам спиртные напитки и сигареты. И хотя "битва за алкоголь" ведется давно, в последнее время перевес явно оказывается на вашей стороне... Обо всем по порядку.
Инспекция бьется за здоровый образ жизни...
В некоторых регионах учитывать спиртные напитки при расчете налога на прибыль налоговики запрещают. К примеру, такой позиции они придерживаются в Московской области (письмо УМНС по Московской области от 10 марта 2003 г. N 04-27/03000). Инспекторы приводят всего один аргумент. Они считают, что список представительских расходов, приведенный в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса, является закрытым. Алкогольная же продукция в нем не поименована. УМНС по г. Санкт-Петербургу отстаивает это мнение в письме от 7 марта 2003 г. N 02-05/4803.
Давайте выясним, насколько оно состоятельно. Обратимся к тому же документу, на который ссылается налоговая, - Налоговому кодексу. Вот что он относит к расходам на представительские цели: "...расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия)..., буфетное обслуживание во время переговоров..." (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Как мы уже отметили, проверяющие почему-то считают, что спиртные напитки в этот перечень не входят. Кстати, блюда, подающиеся на официальных приемах, тоже в нем не перечислены. Почему же алкоголь нельзя отнести к "буфетному обслуживанию" или "расходам на проведение обеда или иного аналогичного мероприятия"? Не совсем понятно. Итак, это была позиция региональных инспекторов.
...а мы не уступаем
У федерального налогового ведомства она лояльнее. Ее озвучил на одном из семинаров заместитель руководителя департамента налогообложения прибыли Олег Хороший. Он сослался на письмо МНС России от 15 декабря 2003 г. N 02-5-10/127. Те же разъяснения, что и в письме, можно найти и на официальном сайте налогового ведомства*(1)
Чиновники признали, что алкогольные напитки и табачные изделия могут включаться в "...представительские расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли...".
Радует, что количество выпитого МНС не нормирует. Правда, в письме есть одна любопытная фраза. Так, их разрешается потреблять только в размерах, предусмотренных "обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров". Забавно, не правда ли? Отметим лишь, что в кодексе такого ограничения (если так можно назвать) нет.
Подытожим. Помимо вышеприведенного высказывания чиновника в вашу пользу есть два аргумента. Во-первых, главный налоговый документ включать в представительские расходы стоимость алкоголя и сигарет не запрещает. Во-вторых, эту стоимость вы можете отнести к буфетному обслуживанию во время встречи. Ведь чем именно украсить стол переговоров, решать вам. Если и это проверяющих не убедит, обратите их внимание, что с вами солидарны и судьи (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Приволжского округа от 28 августа 2003 г. по делу N А55-2139/03-6).
Без бюрократии никуда
Чтобы со спокойной совестью списать расходы как представительские, у вас должно быть несколько документов. Во-первых, приказ руководителя о представительских расходах. В нем руководитель утверждает предельные размеры (нормативы) по каждому виду расходов. Заметим, что эти ограничения носят формальный характер. Во-вторых, кассовые чеки. Они подтвердят расходы. И в-третьих, должен быть отчет о проведении мероприятия. В нем указывают дату и место проведения приема (переговоров, встречи), программу мероприятия, участников и величину представительских расходов.
Напомним, в Налоговом кодексе прямое требование о положительных результатах встречи отсутствует. Целью переговоров может быть просто установление хороших отношений с партнерами.
Право фирмы включать в представительские расходы стоимость спиртных напитков инспекторам оспорить будет сложно. Однако вы можете не вступать в споры с проверяющими. Достаточно лишь принимать к учету только те счета, в которых алкоголь не упомянут. Для этого попросите ресторан, в котором происходит встреча с партнерами, не выделять спиртные напитки в счете отдельной строкой. Их нужно просто включить в общую стоимость обеда. Тогда повод для претензий к вам исчезнет.
Чтобы купить, лицензия не нужна
Бывали случаи, когда проблемы возникали с приобретением алкоголя для фирмы. Так, в своем официальном письме от 27 марта 2000 г. N 29-09/11278 столичное УМНС отметило, что для такой покупки коммерсант должен иметь лицензию. Причем она должна быть независимо от того, на какие цели эти спиртные напитки закупаются. Инспекторы ссылаются на закон о регулировании оборота алкогольной продукции (Закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ). Он запрещает "поставку алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим предусмотренных законом лицензий" ( п. 3 ст. 20). В противном случае, говорят налоговые работники, лицензия самого поставщика на производство и оборот спиртосодержащей продукции может быть отозвана.
Но не обращайте внимания на эти требования. Они необоснованные. Инспектор и сам это поймет, если вы откроете ему статью 1 вышеприведенного закона. В ней сказано, что этот документ касается лишь тех, кто занимается "...розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Ю. Перебейнос,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2004 г.
---------------------------------------------------------------------------------
*(1) Адрес интернет-страницы такой: http://www.nalog.ru/question.php?id=9465&topic=qnprib.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.