Коротко о важном
Процедуры нет, контроль есть
МНС РФ создает единую базу данных о доходах и крупных покупках граждан. Кроме непосредственно доходов, туда станут вносить и сведения о крупных покупках. Несмотря на то что в прошлом году неоднократно рапортовалось об отмене налогового контроля за расходами граждан по всем сделкам (ст. 86.1-86.3 НК РФ) и налоговики вроде бы утратили право предъявлять претензии тем, у кого, по их данным, расходы превысили доходы, множество организаций по-прежнему обязаны сообщать о сделках, совершаемых гражданами, фискалам (ст. 85 НК РФ). А последние по-прежнему вправе проверять соответствие доходов расходам (п. 10 ст. 31 НК РФ). Налоговые чиновники уверяют, что подобная база серьезно "оптимизирует их работу". Было бы неплохо, чтобы налоговики одновременно сумели "оптимизировать" сохранность конфиденциальной информации, поступающей в их распоряжение. Как показала практика, базы государственных ведомств зачастую становятся доступными для всех желающих.
Автостоянки смогут применять ЕНВД
История о том, могут ли автостоянки применять ЕНВД, закончилась в пользу налогоплательщиков. Могут - так решил ВАС РФ 20 мая 2004 г. (Решение N 4719/04). Поэтому МНС пришлось исключать абз. 4 п. 5 Письма от 11 июня 2003 г. N СА-6-22/657 о разъяснениях к главам 26.2 и 26.3, гласившего, что топливозаправочная деятельность и оказание услуг по хранению транспортных средств на платных автостоянках относятся к обычным видам деятельности и должны облагаться налогами по общему правилу (Письмо МНС РФ от 21 июня 2004 г. N 22-0-10/1078).
Более того, проголосовав за внесение поправок в главу 26.3 НК РФ, и депутаты, и сенаторы единодушно одобрили перевод автостоянок на ЕНВД (закон пока не подписан Президентом). В ст. 346.26 главы 26.3 добавлен подп. 4.1 "оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках", а физическим показателем для расчета базовой доходности выбрана площадь стоянки (50 кв. м).
Если субъект РФ делится НДПИ с местным бюджетом
Как заплатить налог на добычу полезных ископаемых, если Законом о бюджете субъекта РФ предусмотрено направление части НДПИ в доход местного бюджета?
Налоговики напомнили, что НДПИ уплачивается по месту нахождения каждого участка недр (п. 2 ст. 343). Местом нахождения конкретного участка недр признается территория субъекта РФ, на которой он расположен (п. 1 ст. 335 НК РФ). Налогоплательщиков же НДПИ ставят на учет в одном субъекте Федерации, вне зависимости от количества участков недр, находящихся в его пользовании в данном субъекте. Уплата налога производится отдельной платежкой по каждому месту постановки на учет (в качестве плательщика НДПИ). То есть если несколько участков недр находится в одной области РФ, то потребуется всего одна платежка.
А вот если имеет место вышеописанная ситуация, то платить налог придется, оформляя отдельное платежное поручение по каждому административно-территориальному образованию, на территории которого ведется добыча в данном субъекте РФ. При этом в платежном документе нужно указывать код ОКАТО соответствующего образования.
Условия льготирования "социалки"
Организации, имеющие объекты социально-культурной сферы, освобождаются от налога на имущество в отношении этих объектов по положениям п. 7 ст. 381 НК РФ. Но указанная льгота предоставляется лишь при условии, что основные средства социально-культурной сферы (движимые и недвижимые) используются по целевому назначению. Здесь важно определить предназначение объекта, используя классификатор ОКОФ, более того, назначение имущества должно быть закреплено в уставе организации, в первичных документах на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования данных ОС.
Но и это еще не все. Льготируется только имущественный комплекс в целом. Отдельно стоящие объекты - административные здания, склады, ремонтные мастерские, объекты бытового обслуживания или питания и пр. облагаются налогом в общем порядке. За исключением случаев, когда организация создана для ведения деятельности в социально-культурной сфере, что также подтверждается уставом.
В случае если объект социально-культурной сферы сдается в аренду и при этом используется для иной деятельности, чем социально-культурная, то налог на имущество платится по общему правилу. Ну и, естественно, не следует забывать о раздельном учете имущества (Письмо МНС РФ от 28 мая 2004 г. N 21-3-04/44).
Избыточный стандарт
Регламентация нормативов площадей аптечных организаций отраслевым стандартом N 915000.05. 0007-2003 ("Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения") в настоящее время является необоснованным и нецелесообразным административным барьером, сообщается в Письме Минздрава РФ от 15 июня 2004 г. N 01/52-04-32. К такому выводу министерство пришло, рассмотрев множество обращений участников малого фармбизнеса.
Более того, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" до вступления в силу соответствующих регламентов требования к продукции и процессам ее реализации, ранее установленные нормативными правовыми актами РФ и органов исполнительной власти, должны соблюдаться только в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны среды и т.п. Отраслевой стандарт нормативов площадей для аптечных организаций обязательного характера не носит и не может применяться при лицензировании фармдеятельности.
Не представили расчет - штраф как за декларацию
За непредставление в установленный срок расчета по налогу на операции с ценными бумагами налогоплательщику грозит штраф по ст. 119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации" - как минимум в размере 5% от суммы налога, но не менее 100 рублей. Эта информация доводится Письмом Минфина РФ от 17 июня 2004 г. N 03-02-05/51.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма Минфина РФ от 17 июня 2004 г. следует читать как N 03-02-05/3/51
Почему же Минфин ссылается на ст. 119 НК РФ, предусматривающую штрафы за нарушение порядка представления деклараций, а не на ст. 126, согласно которой штраф в размере 50 рублей налагается за каждый не представленный в срок документ?
По мнению Минфина, налог на операции с ценными бумагами отнесен к федеральным налогам. Хотя и не НК РФ, а Законом "Об основах налоговой системы в РФ". А нормативные акты, не утратившие силы с введением в действие части первой НК РФ, подлежат применению. И значит, налог на операции с ценными бумагами также регулируется нормами НК. Если же форма налоговой декларации не утверждена законодательством о налогах и сборах, то они разрабатываются и утверждаются МНС РФ. Утвердив Приказом от 18.11.2003 N БГ-3-24/633 форму расчета (декларации) по данному налогу, МНС установило и срок его представления налоговому органу по месту постановки на учет - в течение 3 дней после уплаты налога.
ВС разобрался с вредностью
Поводом к вынесению Верховным Судом РФ решения от 15 апреля 2004 г. N ГКПИ-2004-481 стал вопрос о предоставлении дополнительных отпусков, в частности попытка одного из предприятий оспорить положения п. 8 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20.
Многие нормы ТК РФ, в том числе и по дополнительным отпускам (ч. 2 ст. 117), отсылают к актам, которые на сегодня так и не разработаны Правительством РФ. Поэтому в силу ст. 423 ТК продолжают применяться ранее принятые документы - в части, не противоречащей положениям действующего Трудового кодекса. Предоставление дополнительных отпусков продолжает регулироваться, в частности, Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22) и вышеупомянутой Инструкцией.
Абз. 2 п. 8 Инструкции предусматривает, что полный дополнительный отпуск в соответствии со Списком предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, фактически проработавшим в рабочем году не менее 11 месяцев на производствах с вредными условиями труда. ВС РФ указал, что это не исключает возможности более раннего дополнительного отпуска. Поскольку минимальная продолжительность дополнительного отпуска правительством также не определена, то в стаж, дающий право на оплачиваемый дополнительный отпуск, следует включать только фактически отработанное в соответствующих условиях время, как это установлено ч. 3 ст. 121 ТК РФ.
Одновременно ВС признал абз. 3 п. 8 Инструкции не действующим с 1 февраля 2002 г. - даты вступления в силу ТК РФ. Дело в том, что в абз. 3 п. 8 предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на дополнительный отпуск, временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, выполнения государственных и общественных обязанностей. И это - прямое противоречие нормам все той же ч. 3 ст. 121 ТК РФ.
Про транспортный налог
Даже если автомобиль не прошел регистрации в органах ГИБДД (ГАИ), он является объектом налогообложения транспортным налогом, разъяснило Министерство финансов РФ в Письме от 26 мая 2004 г. N 04-05-11/82. Согласно ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются, в частности, автомобили, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством. Автомобили повышенной грузоподъемности - МАЗы, БелАЗы, КрАЗы и пр., подлежащие регистрации в органах гостехнадзора Минсельхоза РФ, исключением не являются и облагаются транспортным налогом по категории "Грузовые автомобили".
С 1 января 2003 г. на всей территории РФ отменен налог на владельцев транспортных средств, контроль за уплатой которого осуществляли органы ГИБДД при регистрации, перерегистрации и прохождении технического осмотра. Уплата транспортного налога, как известно, осуществляется физическими лицами на основании уведомлений, полученных от налогового органа (организациями - самостоятельно), и никак не связана с действиями в органах ГИБДД. Поэтому Письмо ИМНС по г. Москве от 7 июня 2004 г. N 23-10/3/37667 может быть интересным для многих наших читателей.
Граждане, обратившиеся с заявлениями о возврате или зачете излишне уплаченного налога, должны приложить квитанцию о его оплате. В ней должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать совершенный платеж, а именно:
- Ф. И. О., адрес местожительства;
- государственный номер транспортного средства;
- период, за который уплачен налог.
Если номер машины или период уплаты отсутствуют, придется получить в ГИБДД подтверждение, заверенное гербовой печатью (той же, что используется для заверения Свидетельства о регистрации транспортного средства).
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 30, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.