У вас своя экология, у нас - своя
Московские фирмы уже давно ждут появления специального Экологического кодекса столицы. Информация о нем год покрыта тайной. Несмотря на то, что кодекса еще не существует, бухгалтеру уже следует ждать экологической проверки.
Кодекс-призрак?
Уже год по Москве ходят слухи о создании Экологического кодекса. О необходимости его появления высказываются самые важные экологи страны, постоянно предполагая и рассчитывая, какие именно нормы и требования войдут в новый закон.
Однако в экологическом департаменте столичного правительства по природопользованию и охране окружающей среды, кроме дальновидного руководителя, об этом до сих пор не знает ни один сотрудник.
На нашу настойчивую просьбу рассказать поподробнее о законотворческой деятельности чиновников не ответил никто.
- Говорят, что скоро будет обнародован или уже существует столичный Экологический кодекс, в котором есть какие-то особые правила для организаций, - обратилась я к одному из сотрудников департамента.
- Мы ничего не знаем ни о каком кодексе. Кто вам сказал? Мы об этом ничего не слышали. Попробуйте позвонить в Московскую городскую думу. Они для нас эти законы пишут и должны все знать.
Вместо кодекса
После двух часов непрерывных звонков по разным номерам телефонов думы, где советовали обратиться то к одному, то к другому чиновнику, все же удалось выяснить, что Экологического кодекса нет! Причем его нет ни в планах по разработке, ни в проекте создания - красуется он только на словах должностных лиц.
И пока московские организации бегают в поисках экологических нормативов своей работы, в свет вышел Закон Московской городской думы от 12 мая 2004 г. N 32 "О государственном экологическом контроле в городе Москве". В очередной раз произошло то, о чем говорили важные экологи: новый закон не дошел до тех, кому он предназначался.
Почему? Может, потому, что, слушая пустые разговоры о глобальном законе, "потребители" попросту игнорируют "более мелкие" распоряжения?
О чем пишут
Новый закон думы основан на Конституции, федеральных законах и нормативных правовых актах.
Объектами государственного экологического контроля признаются "земли, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы", а также "объекты хозяйственной и иной деятельности, способной оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду". Исключение составляют только те объекты, которые подлежат федеральному экологическому контролю.
Этот контроль должен осуществляться "путем плановых и внеплановых проверок" государственными инспекторами Москвы по охране природы. Плановые проверки должны проходить не более чем 1 раз в два года и не ранее чем через три года с момента регистрации фирмы или предпринимателя.
Внеплановые проверки должны проводить по результатам анализа любых жалоб и заявлений, а также данных экологического мониторинга и аудита, материалов государственных кадастров природных ресурсов и работы государственных комиссий по приемке законченных строительных объектов.
Если в работе той или иной фирмы будет обнаружено правонарушение "в области охраны окружающей среды", ей придется заплатить внушительный штраф. К примеру, для граждан сумма штрафа может составить от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц - от 30 до 200, для юридических лиц - от 500 до 2000.
Оспорить решение "природных инспекторов" можно будет только в суде.
Факты
Полномочия Московской городской думы в области государственного экологического контроля:
1. Принятие законов города Москвы в области государственного экологического контроля, в том числе законов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.
2. Утверждение городских долгосрочных целевых программ в области государственного экологического контроля.
3. Осуществление контроля за соблюдением и исполнением настоящего закона.
4. Иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Мнения
Сергей Шашурин, заместитель председателя думского комитета по экологии:
- Мы будем настаивать на проведении всероссийского мониторинга окружающей среды. У нас есть установки для подобной процедуры, они способны быстро и качественно оценить состояние воздуха, воды и почвы. Я примерно представляю себе результаты этой экспертизы и думаю, что они станут мощным толчком для упорядочивания экологического законодательства.
Леонид Бочин, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы:
- Сейчас в Москве действует около десятка правовых актов с хорошей правоприменительной практикой. На подходе еще столько же законодательных актов - и тогда мы сможем приступить к формированию кодекса.
Факты
При осуществлении мероприятий по государственному экологическому контролю составляются следующие документы:
1. Распоряжение о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю.
2. Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
3. Акты об отборе проб и обследовании объектов окружающей среды, протоколы проведенных исследований и экспертиз, пояснения должностных лиц, осуществляющих контроль, объяснения сотрудников проверяемых объектов, на которых выявлены нарушения обязательных требований. А также другие документы, связанные с результатами экологического контроля: фото и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационные базы и иные носители информации, указывающие на причиненный окружающей среде вред.
4. Предписание об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
5. Предписание об ограничении или приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
6. Разрешение на возобновление ограниченной или приостановленной деятельности.
7. Требование о добровольном возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате административного правонарушения.
8. Иные документы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.
С. Антюшенина
"Московский бухгалтер", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007