Новый взгляд на землю
Дума утвердила в первом чтении проект изменений в Налоговый кодекс. В нем сформулирована концепция земельного налога. И снова выявлен ряд недостатков в законе.
В принятом законопроекте правительство наконец представило новое видение земельного налога. В нем предусмотрена глава 32 "Земельный налог" Налогового кодекса, которая должна заменить Закон от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю".
Стоит отметить, что, несмотря на все изменения и дополнения, которые вносили в Закон "О плате за землю", он практически не изменялся. Концепция его сохранялась, а все новшества в основном коснулись льгот.
В теории
Изменения документа выглядят следующим образом:
- земельный налог является местным;
- объекты налогообложения - земельные участки;
- налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка;
- в качестве налогового периода признается календарный год;
- на федеральном уровне сохраняются только льготы, которые имеют общероссийское значение. Другие льготы будут определять на местах.
Определена также максимальная налоговая ставка, которая не может превышать 0,3 процента для земель, используемых для сельскохозяйственного производства и занятых жилым фондом. Для других категорий земель - 1,5 процента. Также в законе сказано, что конкретные размеры налоговых ставок будут определять на местах.
Не забыло правительство и про некоторые категории граждан - правда, в пояснительной записке они не указаны, - для которых будет действовать уменьшение налоговой базы на десять тысяч рублей в отношении земельных участков.
Так как налог является местным, перечень льгот ограничен. Права на установление дополнительных налоговых льгот находятся у местных самоуправцев (у законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга).
В целом нужно признать, что проект федерального закона позволит регулировать землепользование в современных экономических условиях, а также осуществлять налоговую политику применительно к землепользователям.
За столом
Несмотря на то что закон можно охарактеризовать положительно, он имеет ряд существенных недостатков. Их озвучили на "круглом столе" Комитета по бюджету 30 июня 2004 года.
Эти недостатки могут привести к возникновению серьезных проблем в деятельности фирм и соответственно ухудшению экономической ситуации, в частности в сельском хозяйстве и промышленности из-за использования в расчетах налога неоправданно высокой налогооблагаемой базы.
К сожалению, пояснительная записка к законопроекту не содержит экономического обоснования. В ней нет никаких экономических и социальных оценок возможных последствий от его принятия. Также записка не дает обоснования схеме установления налогооблагаемой базы, размера налоговых ставок и реальности их применения.
Снова недостатки
Недостатки, отмеченные на "круглом столе", затрагивают ряд статей нового закона.
В перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, не включены особо охраняемые территории регионального значения (ст. 399). Можно сказать, что в случае принятия законопроекта любой заповедник или природный парк будет облагаться налогом. Непонятно, относится ли это к национальным паркам, не выведенным из состава лесного фонда.
В статье 400 сказано, что в качестве налоговой базы определена кадастровая стоимость земельных участков без каких-либо поправок на погрешность. То есть, если кадастровая стоимость окажется завышенной по отношению к рыночной стоимости, землевладелец будет неоправданно наказан, так как с него будут брать лишние деньги. Этим нарушается основной принцип установления земельных платежей.
Следует отметить, что сейчас кадастровая оценка земли закончена еще не во всех регионах. Тогда возникает вопрос: как же будет определяться налоговая база?
В пояснительной записке не приведено никакого обоснования уменьшения налогооблагаемой базы на десять тысяч рублей (ст. 401). Дать оценку того, много это или мало, не представляется возможным, ведь в одних случаях эта величина непропорционально мала для реального уменьшения налогооблагаемой базы, а в других - велика.
Неясно, уменьшается ли для льготников их налогооблагаемая база на десять тысяч рублей, если им принадлежит доля в праве собственности на землю (ст. 402).
Из того, что написано в статье 406, непонятно, что такое "авансовый платеж". Если землепользователь умрет, то получается, что он оплатил то, чем не пользуется.
Изложенные выше недостатки участники "круглого стола" рекомендовали учесть правительству при дальнейшей работе над проектом.
Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. За исключением статьи 3, которая вступит в силу с 1 января 2006 года. Так, в статье 3 признаются утратившие силу Закон "О плате за землю" с поправками, которые были внесены в течение всего времени его действия.
Остается только надеяться, что замечания, которые были выявлены и направлены в правительство, не останутся без внимания.
Напомним
Кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в процентах от его рыночной стоимости. Об этом сказано в статье 66 Земельного кодекса.
В. Пастухов
"Московский бухгалтер", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007