Транспортный контроль
Очередная "шпаргалка", спрятанная под грифом "для служебного пользования", не столь объемна, как ее старшие сестры: методички по проверке НДС, налога на прибыль и экспорта. Правда, и транспортный налог куда проще. А декларация по нему состоит всего из одного листа.
Тем не менее министерские специалисты решили разъяснить инспекторам, как проверять декларации. Хотя большинству может показаться, что никаких сложностей с транспортным налогом не возникает.
Действительно, что может быть проще: умножил мощность двигателя на ставку налога в рублях - и все. Но в глазах федеральных налоговиков это выглядит несколько сложнее.
С первого взгляда
Всю камеральную проверку министерские специалисты разделили на два этапа. Первый касается абсолютно всех, кто сдает декларации по транспортному налогу. А сводится он к визуальной проверке данных.
В методических рекомендациях говорится, что проводить начальный контроль должны специалисты отдела по работе с налогоплательщиками. И тут не совсем понятно, как чиновники собираются воплотить это в жизнь.
"Московский бухгалтер" неоднократно писал, что в столичных инспекциях отделов по работе с налогоплательщиками попросту нет. То есть формально они есть, но находятся в плачевном состоянии. В большинстве инспекций "отдел" состоит из 1-2 человек. А основная их функция - направить бухгалтера в нужную комнату или выдать бланк. Даже декларации они не принимают, тем более ни о каких проверках и речи не идет.
Поэтому скорее всего в столице функцию по проверке возьмет на себя отдел приема отчетности. Правда, много хлопот визуальный контроль им не доставит.
Инспекторы должны проверить дату подачи декларации и правильность вычислений. Кстати, в Москве сдавать отчет по транспортному налогу нужно ежегодно до 20 января.
Если в ходе этого несложного контроля чиновникам удастся выявить какие-то ошибки, они будут полностью проверять отчет, то есть проведут "полную камеральную проверку".
Не для всех
Правда, специалисты из МНС установили и другие критерии отбора проверяемых. Традиционно в "тревожный" список попали те фирмы, которые используют различные льготы по налогу.
Однако есть и специфический критерий именно транспортного налога. Если данные, которые пришли из регистрирующей службы (например, ГИБДД), отличаются от тех сведений, которые представила фирма, фискалы проведут полный контроль. С истребованием документов и прочими налоговыми радостями.
К примеру, компания указала, что мощность двигателя ее автомобиля составляет 100 лошадиных сил. А в базе инспекторов, которая формируется по данным ГИБДД, мощность автомобиля составляет 150 лошадиных сил. В этом случае чиновники должны запросить дополнительные данные. Причем как у самой компании, так и у Госавтоинспекции.
Кстати, если компания не предоставит сведения в течение пяти дней, инспекторы ее оштрафуют на 50 рублей за каждый документ. Это стандартный штраф, установленный статьей 126 Налогового кодекса.
Отметим, что, по словам самих же фискалов, информационная база, которую передали им автоинспекторы, слишком "сырая". На практике же это означает, что с данными практически невозможно работать. Ошибки есть почти во всех показателях. Но чаще всего неточности встречаются в данных о владельце транспортного средства. Вывод из всего этого следует один: под полный камеральный контроль может попасть любая фирма.
Ничего страшного
Определившись с "жертвой", инспектор должен приступить к проверке. Методические рекомендации "советуют" проверить мощность двигателя, ставку, наличие льгот. Затем все эти показатели должны сверяться с компьютерной базой.
В случае необходимости налоговик может попросить у компании дополнительные данные, например техпаспорт, справку об угоне или любой другой документ. Конечно, в письменном виде и по специальному требованию.
Особое внимание чиновники уделят тем, у кого автомобиль находится в лизинге (или передан в лизинг). Так или иначе, у лизингодателя или лизингополучателя фискалы затребуют договор. В первую очередь их будет интересовать, у кого на балансе числится транспортное средство. И в зависимости от этого будет взиматься налог. Поэтому, не дожидаясь дополнительного требования, лучше сразу приложить копию договора к декларации.
Результаты камеральной проверки налоговики должны оформлять так же, как в любом другом случае. Иначе говоря, они составляют докладную записку на имя руководителя инспекции и решение, если выявлены нарушения. С докладной запиской компанию не ознакомляют. А вот решение должны вручить вместе с требованием на уплату налогов, пеней и штрафов.
Кому это надо?
Как объяснили нам в одной из столичных ИМНС, фискалам на местах подобные методички ни к чему. "Они только усложняют работу", - заметил один из сотрудников инспекции.
Прежде всего рекомендации требуются для министерства и управления. Когда эти подразделения проводят ревизии, они как раз и сверяются со всевозможными "рекомендациями".
Инспекторы же на местах и так знают кого проверять. Кроме того, транспортный налог нельзя отнести к сложным. Это далеко не НДС и не налог на прибыль. А штрафовать за непредставленный отчет фискалы и так умеют.
Поэтому действительно выходит, что документ нужен самим же министерским чиновникам. К тому же это еще один шаг к унификации внутреннего законодательства налоговых инспекций."
Условно освобожденные
Особое внимание чиновники обратили на те компании, которые не должны платить транспортный налог. Точнее, те, которые владеют транспортными средствами, освобожденными от налога статьей 358 Налогового кодекса.
В частности, не подлежат налогообложению:
весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил;
автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами;
пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности компаний, основным видом деятельности которых являются пассажирские и грузовые перевозки;
транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым милицией.
Указанная льгота вовсе не освобождает фирму от обязанности сдать декларацию в срок. Во-первых, она нужна налоговикам для статистики. Во-вторых, им нужно проверить правильность использования льготы.
Компании, которые не представят документы до 20 января, будут оштрафованы по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса на 100 рублей.
Г. Швец
"Московский бухгалтер", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007