"Народная мудрость - гарант успеха"
(интервью с А. Меньковым, начальником отдела региональных и местных
налогов и сборов УМНС по г. Москве)
Стиль работы любого подразделения напрямую зависит от личности руководителя. Жизненный девиз начальника отдела региональных и местных налогов и сборов УМНС по г. Москве Александра Менькова - старая пословица: делай то, что должен, и будь что будет... О том, с какими проблемами в работе приходится сталкиваться, Александр рассказал нашему корреспонденту.
- Что является приоритетным направлением в работе отдела региональных и местных налогов и сборов?
- Основная задача 11 сотрудников нашего отдела - организация работы и методическое сопровождение начисления региональных и местных налогов. Мы работаем по четырем направлениям: налог на имущество организаций, налог на рекламу, налог на игорный бизнес и транспортный налог. Главным образом деятельность нашего отдела связана с фирмами, и только транспортный налог напрямую связывает нас с физическими лицами.
Не последнее место в нашей работе занимает участие в принятии местных законодательных актов - законов Москвы. Для нас в этом деле важно, чтобы законы были максимально понятны и доступны налогоплательщикам и, разумеется, стали бы исполнимы технически.
- Бывает, когда закон принимают без вашего участия?
- Да. И не всегда это заканчивается хорошо. Вот яркий пример. В свое время была такая налоговая льгота по налогу с продаж. Без нашего участия было принято решение освободить от уплаты налога с продаж стиральный порошок отечественного производства. Но, когда мы посмотрели по классификатору, оказалось, что стирального порошка на территории нашей страны практически не производят. То, что на бытовом уровне мы понимаем под стиральным порошком, является синтетическим моющим средством. Соответственно принятая льгота не заработала...
- Какой законопроект, касающийся деятельности вашего отдела, сегодня готовится Мосгордумой?
- Совсем скоро депутаты Мосгордумы вернут льготу по транспортному налогу для инвалидов. При принятии Закона г. Москвы "О транспортном налоге" льгота для инвалидов "выпала". Одной из причин является то, что в федеральном законодательстве есть льгота для инвалидов, получивших транспортные средства через органы социальной защиты. Кроме того, когда такая льгота была, на пенсионеров и инвалидов регистрировались целые автоколонны... Доходило до того, что ко мне обращались со следующими вопросами: "Я инвалид, у меня три "БМВ", как мне за них заплатить, если льгота отменена?". Я не инвалид, но за всю жизнь не накоплю даже на одну такую машину.
Но есть и те, кому автомобиль действительно нужен и кто не в состоянии заплатить за него налог. Московское законодательство будет предоставлять льготу только по одному транспортному средству, чтобы не было ухода от налога через социально незащищенных граждан.
- Что лучше, на ваш взгляд, целевые выплаты из бюджета или льготы?
- Вообще, я сторонник целевых выплат из бюджета, но не предоставления льгот, так как, к сожалению, достаточно часто те, на кого рассчитаны льготы, их и не получают. Льготы часто используют для ухода от уплаты налогов вполне прибыльные организации и обеспеченные граждане. Кроме того, при наличии льготы по налогу для одних фирм и граждан государство вынуждено повышать ставку налога для других, чтобы возместить "выпадение" доходов бюджета. Фактически бремя уплаты налогов возлагается на тех, кто не пользуется льготами, что нарушает принцип равноправия всех перед законом, ставя льготные категории компаний в более выгодное положение.
Есть другие льготы. Так, сотрудникам налоговой системы московским законодательством предоставлена льгота для проезда на городском транспорте, и не только им. Стало быть, затраты на мой проезд и проезд моих коллег ложатся на плечи городского бюджета. Понятно, что льгота предоставлена, чтобы компенсировать невысокую заработную плату сотрудников налоговых органов. Однако, на мой взгляд, ее следует предоставлять в виде прямой выплаты, например в размере проездного билета. Это сделало бы прозрачной работу городского транспорта, показало бы, насколько на его доходы влияют предоставленные льготы.
- Как складывается ваша работа с налогоплательщиками?
- Как правило, мы проводим консультации: индивидуальные - по письменному запросу и коллективные - через средства массовой информации. По почте нам присылают письма с вопросами, где указывают фамилию, адрес, контактный телефон, ИНН адресата. Сотрудники отдела отвечают на письмо, а его копию отправляют в территориальную инспекцию, где налогоплательщик зарегистрирован.
Мы это делаем для того, чтобы сотрудники инспекции знали принятое нами решение, и в целях единообразного применения налогового законодательства. Бывают случаи, когда вопрос несложный и налогоплательщик не требует письменного ответа. Тогда мы можем ответить по телефону.
- Какие трудности встречаются в консультационной деятельности?
- Самая распространенная ошибка - неправильно или неточно сформулированный вопрос. Например: "Ответьте, пожалуйста, есть ли льгота по налогу на имущество?". На этот вопрос я не могу ответить. Из него неясно, о каком именно налоге спрашивают: о налоге для организации или о налоге на имущество физических лиц. Письма подобного содержания мы возвращаем без ответа, с просьбой изложить ситуацию более подробно.
- Вы работаете сразу по нескольким налогам, какой из них наиболее проблемный?
- Сложнее всего администрировать транспортный налог. Для налогоплательщиков здесь все просто, а вот организационная сторона вопроса вызывает некоторые трудности. Массовая смена паспортных данных, изменение адресного пространства жителей Москвы, неполный список данных от регистрирующих органов - вот факторы, осложняющие работу по начислению транспортного налога.
- Смена паспортов - явление государственного масштаба, а что не так с данными от регистрирующих органов?
- Дело в том, что при начислении транспортного налога мы используем данные внешних источников - ГИБДД, Минтранса (для воздушно-транспортных средств), Государственной инспекции по маломерным транспортным средствам (ГИМС) и Государственной речной судоходной инспекции (ГРСИ). Сведений, которые предоставляют эти регистрирующие органы, нам не всегда достаточно. Часто в них не заполнены необходимые для начисления налога показатели.
Например, нормативными актами ГИБДД не предусмотрен показатель "ИНН", а для нас он играет очень большую роль для идентификации налогоплательщика. Кроме того, до сих пор нет единой системы регистрации, не создан земельный кадастр, реестр недвижимости, нет единого классификатора адресного пространства.
Поэтому часто возникают такие ситуации: мы уточнили данные по налогоплательщику, сверив их с нашей базой данных, рассчитали налог, отправили уведомление налогоплательщику, он его заплатил. После этого к нам поступает информация из ГИБДД по транспортному средству и его владельцу с устаревшими данными, например указаны старый паспорт или неверное место жительства. И мы повторно направляем налоговое уведомление, потому что машина идентифицирует налогоплательщика как двух разных людей. Конечно, это вызывает возмущение...
Вместе с тем, если в уведомлении на уплату налога содержатся неверные данные, необходимо направить письменное заявление в местную инспекцию с приложением соответствующих документов. Если время позволяет, то нужно самим подойти и показать документы об оплате транспортного налога.
Сейчас мы постоянно вносим изменения в базу, стараемся, чтобы такого не было впредь. Но пока все данные не уточнены, могут возникать накладки. Очень надеюсь, что при расчете налога за 2004 год таких случаев будет намного меньше, хотя думаю, что раньше 2005 года ситуация полностью не стабилизируется.
- Насколько тяжело работать по направлению игорного бизнеса?
- Мы обеспечиваем организационно-методологическую работу в этом направлении, проверками не занимаемся. Поэтому наша главная задача сейчас - участие в разработке программы, благодаря которой инспектор имел бы возможность автоматизировать процесс учета и сверки данных, в результате сэкономив свое время и время налогоплательщика. Это касается всех направлений деятельности нашего отдела, в том числе и игорного бизнеса.
Со стороны процесс администрирования этого налога кажется простым: количество объектов умножить на ставку - вот и сумма налога. Однако совсем не просто учитывать то вновь прибывшие автоматы, то, наоборот, убывшие. Кроме того, при принятии главы 29 Закона г. Москвы "О ставках налога на игорный бизнес" от 22 октября 2003 г. N 62 законодатель допустил одну техническую ошибку. Раньше было так: если автомат прибыл в фирму после 15-го числа месяца, то за него платится полставки. Сейчас узаконено следующее: если автомат прибыл после 15-го числа месяца, то половину ставки платят по всем этим автоматам. То же происходит и при убытии...
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена запятая. Имеется в виду "Кроме того, при принятии главы 29, Закона г. Москвы "О ставках налога на игорный бизнес""
У большинства крупных плательщиков автоматы то убывают, то прибывают, в итоге 2/3 плательщиков Москвы платят полставки. Таким образом, пока в законодательство не внесут изменение, Москва ежемесячно будет терять 130 миллионов. Сумма, согласитесь, немаленькая.
- Законопослушны ли налогоплательщики в этом бизнесе?
- В целом - да. Игорный бизнес - достаточно прибыльная отрасль, к тому же уровень ставок не давит на плательщика. Но это относится только к тем налогоплательщикам, которые владеют игровыми автоматами и казино. Для детских игровых автоматов (кранов для вытаскивания мягких игрушек, например, или автоматов "Морской бой", где в качестве приза предусмотрена дополнительная игра) эта ставка высоковата. Надеюсь, что после внесенных изменений налогами они будут облагаться по традиционной системе, как раньше.
- А сами вы на автоматах не играете?
- Очень редко. Мне не везет в игре, потому я в меру азартен...
- Что вы как руководитель отдела требуете от сотрудников?
- Для меня важны творческий подход и исполнительность. Важно, чтобы, прежде чем человек что-то сделал, хорошенько подумал. Лучше проработать один вопрос от начала до конца, чем прыгать с одного на другое, пробегая "по верхам".
Еще одна немаловажная составляющая коллектива - доброжелательность. Любые трудности переносятся легче, когда с тобой рядом единомышленники, готовые прийти на помощь. В остальном же требования к сотрудникам у нас стандартные: образование должно быть юридическим или экономическим. Чтобы стать государственным налоговым инспектором, нужно не менее трех лет проработать в налоговых органах. Без такого опыта можно прийти только на вакансию "специалист I категории", с зарплатой ниже прожиточного минимума...
Реалии жизни противоречат расхожим слухам о том, что налоговики хорошо живут. Про нас часто говорят так: "Если не хорошо получают, то хорошо берут". На это я всегда отвечаю приглашением проверить это на практике, но пока желающих немного. Работа у нас нервная, ответственная, объемы - колоссальные. Кроме того, приходится выслушивать все, что люди думают о правительстве в нашем лице...
- Как давно вы работаете в должности начальника отдела региональных и местных налогов?
- Региональными и местными налогами я занимаюсь с 1999 года. Начинал карьеру в финансовом отделе Хорошевского райисполкома, затем работал в районной налоговой инспекции, потом была Госналогинспекция по г. Москве, где трудился заместителем начальника организационно-методического отдела. Позже, после ряда реорганизаций Госналогинспекции, занимал должность начальника отдела ревизии, потом - начальника Управления методологии и налогообложения юридических лиц. После преобразования Госналогинспекции по г. Москве в Управление МНС по г. Москве занял свой нынешний пост.
- Как случилось, что вы пошли по "налоговой дороге"?
- Случайно. Окончил финансовый техникум, по распределению попал в финансовый отдел Хорошевского райисполкома, в отдел госдоходов. Работа была интересной, я много общался с людьми, были хорошие учителя... Потом - вечерняя учеба в институте, армия. Когда вернулся после службы, в налоговой группе отдела госдоходов не было сотрудников, руководство финансового отдела попросило поработать в налоговой группе. Ну а раз партия сказала - надо, комсомол ответил - есть. С тех пор жизнь моя связана с работой в налоговой сфере.
- Что можно назвать вашим хобби?
- Книги: российское фэнтези, исторические. Сейчас много интересных авторов появилось, таких как Белянин, Злотников, Бушков... В книгах ценю юмор, интересный сюжет, мысли и нестандартный подход. Например, сейчас появилось много книг по альтернативной истории, которые пытаются ответить на вопрос: "что было бы, если...".
- Как относитесь к экранизации фэнтези?
- Вообще, чаще всего с экрана книга смотрится совсем по-другому, чем когда ее читаешь. Пожалуй, единственный фильм, который отражает книгу полностью, где-то даже ярче, - "Собачье сердце" по Михаилу Булгакову. Что касается экранизации фэнтези, то фильмы в этом жанре сейчас снимать выгодно. Взять хотя бы "Властелина колец". У людей неподдельный интерес к фильму. Хотя я скорее поклонник книги. Все же яркость и зрелищность кино несколько ущемили глубину книги...
"Московский бухгалтер", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007