Подружись с начальством
Даже когда ваш офис мало отличается от военного полигона, не стоит спешить с увольнением. От недовольства и непонимания, а также стычек с начальством можно избавиться, следуя простым советам психолога Татьяны Шепелец.
- Очень часто бухгалтеры жалуются на то, что их руководство требует слишком много и в сжатые сроки, невнимательно относится к просьбам, грубо отвечает на вопросы. Что им делать в такой ситуации?
- Для начала перестать думать, что за благоприятную рабочую атмосферу в коллективе отвечает директор. Увы, он совершенно не обязан опекать своих подчиненных как маленьких детей. Поймите, что директор - вовсе не злобный демон, который создан только для того, чтобы превратить вашу жизнь в кошмар. Он такой же человек, как и вы: со своими радостями, проблемами и комплексами. Главное, не бояться и сделать первый шаг навстречу. Вы работаете в одной фирме, так ведь? Значит, ваш директор, если мыслить масштабно, делает с вами одно и то же дело. Так почему бы ему не помочь?
- Получается, что, если хочешь, чтобы что-то изменилось, поменяй это сам. Но вот я, например, совершенно не представляю с чего начать.
- Для начала можно выяснить особенности характера вашего директора. Запомнить, что его раздражает, что радует. Если в офисе есть сотрудник, которого директор уважает, хвалит, можно понаблюдать за ним и выяснить, как именно нужно себя вести. Элементарные психологические приемы, конечно, важны. Но, если работник с самого начала проявит себя как человек, который хочет работать, старается выполнять план, директор это увидит, почувствует, если хотите.
- Однако я часто вижу бухгалтеров, которые бьются как рыба об лед, работают с утра до ночи. Директор это, естественно, замечает. Вот только взаимоотношения у них по-прежнему на нуле.
- Если эти люди действительно работают не поднимая головы, а их шеф все не доволен, как психолог могу предположить только одно: вполне возможно, они просто не умеют грамотно составить отчет о своей деятельности. Вот представьте себя на месте своего начальника. Сидит за столом сотрудник: что-то пишет, что-то считает... Оно, конечно, хорошо - деньги он вроде не зря получает. Подходите к нему, спрашиваете, чем он сейчас занят. А он, вместо того, чтобы четко ответить, бубнит что-то под нос. Или же начинает разводить длинные разговоры о своей работе в планах на год, вместо того, чтобы конкретно назвать то, чем он сейчас занят.
Бывает, ко мне обращаются бухгалтеры коммерческих фирм. Основные конфликты с начальством у них возникают при непосредственной передаче сообщения.
- Что это значит?
- Сообщение - это любая информация, которой люди обмениваются друг с другом. Для бухгалтерии приведу свой пример. Бухгалтеру нужно сказать, что неделю он будет посещать курсы повышения квалификации и его не будет на рабочем месте. Или сообщить о том, что инспекторы хотят приехать с проверкой, после которой они могут начислить пени и штраф.
Я знаю, что часто в таких штрафах обвиняют именно бухгалтера, даже если он здесь ни при чем. И все-таки на этом человеке "висит" такой вот "несовершенный проступок". Отношения с руководством от этого также портятся.
- Интересно. Человек не виноват, а директор все равно стал относиться к нему плохо...
- Тут уж ничего не поделаешь. Сообщения или новости, тем более финансового характера, обычно приносит бухгалтер. А "гонца, который принес дурную весть", как правило, не жалуют.
- Но от работы не уйдешь. Бухгалтер обязан говорить о таких вещах директору. Что же делать?
- Попробуйте выяснить, как именно ваш начальник воспринимает информацию: деталями или общей картиной. Говорите, избегая длинных фраз и лишних оборотов. Причем разговор нужно начинать не с проблемы, а сразу с ее решения. Тогда неприятная новость будет восприниматься гораздо мягче.
Ну, к примеру, то же самое письмо из ИМНС о том, что к вам приедет проверка. Бухгалтеру следует начать разговор не с того, что приедут налоговики и будут штрафовать. Можно сказать, что в офисе необходимо привести в порядок все документы и разобраться с платежами. И только потом перейти к общей проблеме.
Кстати, относительно этого есть еще одно небольшое, но очень важное правило: если сотрудник более компетентен в каком-либо вопросе, он должен учить своего начальника.
- Как это - бухгалтер будет учить своего директора? Не расскажешь же ему обо всем бухучете за три дня? Да и директор может обидеться.
- Обязанности руководителя и главного бухгалтера очень часто переплетаются. Согласитесь, чем лучше директор разбирается во всех сферах деятельности фирмы, тем лучше она работает. Учить директора нужно деликатно. Вот приносите вы ему документ на подпись, пока он смотрит на него как баран на новые ворота, объясните, где что написано. Заодно расскажите, допустим, что платежки поменялись, вы долго искали новые бланки, а потому так долго не могли подготовить этот документ. Ваш начальник начнет понимать суть вашей работы, а это уже путь к хорошим взаимоотношениям.
Одной моей знакомой, секретарю, подобная тактика очень помогла. Долгое время ее директор считал, что компьютер работнице нужен исключительно для того, чтобы печатать и играть. Однако после четкого, но ненавязчивого объяснения секретаря мнение шефа изменилось и в офисе появился новый компьютер с выходом в интернет.
Собственно, это и есть основные принципы работы в коллективе.
- А есть ли какие-то моменты, которые ни в коем случае нельзя допускать при общении с начальством?
- Есть одни грабли, на которые поначалу наступают почти все мои клиенты. Это банальная лесть и желание выслужиться. Залогом хорошей рабочей атмосферы являются отношения, построенные на доверии. Добиться этого, постоянно подлизываясь, попросту невозможно: каждый человек чувствует, искренне ли к нему относится тот или иной собеседник.
Редкий, но честный комплимент гораздо приятнее ежедневной фальши. Поэтому не стоит каждый день внимательно изучать внешний вид начальника, замечая новую прическу или "чудесный новый галстук".
Конечно же, каждый хочет понравиться своему руководителю. Но при этом не следует забывать о своем внутреннем достоинстве. Вести себя нужно естественно и ненавязчиво.
С. Антюшенина
"Московский бухгалтер", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007