В налоговом ведомстве решились сблизить учеты
Несмотря на свой почти трехлетний возраст 25-я глава Налогового кодекса до сих пор не дает покоя чиновникам и счетоводам. Об очередных изменениях "прибыльной" главы рассказал руководитель департамента налогообложения прибыли налогового ведомства Карен Оганян.
Наконец-то догадались!
Практически сразу после принятия злополучной 25-й главы ее ярый защитник Карен Оганян признался, что она принималась "в режиме ошпаренной кошки" и законодатели пропустили множество "косяков". Поэтому курс на переделку главы был принят буквально с ее рождения.
Практика показала, что от налогового учета нет никакой пользы - он только затрудняет и без того нелегкую жизнь бухгалтера. Поэтому особо умные счетоводы стали вести бухгалтерский и налоговый учет одинаково. Недавно это дошло и до законодателей, и они взяли курс на сближение двух учетов. И вот налоговики уже хвалятся новыми поправками в главу по налогу на прибыль.
- Если нам удастся провести законопроект через Думу, налогоплательщикам станет намного проще жить, - порадовал Карен Оганян на очередной пресс-конференции. - Поправки решат те проблемы, которые возникают в работе с 25-й главой: сложность и трудоемкость налогового учета и его дублирование, что приводит к дополнительным затратам на компьютерные программы и расходам на приобретение материально-технических ресурсов. Все это плохо влияет на психологическую среду бухгалтеров и их отношение к 25-й главе. Поэтому мы хотим решить все эти проблемы и максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.
Открыть открытое
После громкого и ошеломляющего начала, которое так и хотелось поддержать аплодисментами, как в былые советские времена, г-н Оганян приступил к деталям.
- Сейчас действует закрытый перечень прямых затрат на производство. Мы планируем его раскрыть для того, чтобы дать налогоплательщику возможность по своему усмотрению дополнять этот список. Естественно, предварительно нужно будет закрепить все затраты в учетной политике фирмы.
Не успев осознать смысл откровения, присутствующие услышали новость, которая по замыслу должна была убить наповал.
- Более того, налоговые инспекции не будут иметь никаких полномочий на дополнение этого перечня. Это четко зафиксировано в наших поправках. Право дополнять список затрат - это исключительно прерогатива налогоплательщика. Еще очень важно, что бухгалтер сможет зафиксировать одинаковый состав прямых затрат и в налоговом, и в бухгалтерском учете.
Нам удалось достать законопроект, о котором шла речь на конференции. Г-н Оганян не оговорился. В законопроекте сказано, что налоговики не смогут дополнять перечень затрат, который вы зафиксируете в своей учетной политике. Насчет того, что они также не будут иметь права сокращать его, там ничего не сказано. Однако ошарашенных слушателей в тот момент интересовали вовсе не логические ошибки законопроекта.
- А как долго фирма сможет использовать составленный список?
- Мы предполагаем, что организация будет пользоваться им в течение ряда лет.
- Постойте, но ведь в одном из интервью вы утверждали, что перечень прямых расходов можно закрепить максимум на два года? - не унимался журналист.
- То, что я сказал, одно другому не противоречит. Два года - это и есть ряд лет, - спокойно объяснил Карен Иосифович.
Возразить против такой убийственной логики слушатели не смогли, и монолог Карена Оганяна плавно потек дальше.
Все ради вас
- На сегодняшний день порядок распределения прямых затрат на незавершенное производство и готовую продукцию строго прописан и закреплен в 25-й главе. Мы же хотим дать налогоплательщику возможность разработать этот механизм самостоятельно, опять же закрепив его в учетной политике. И если бухгалтер захочет в целях налогообложения применять тот же порядок распределения затрат, что и в бухгалтерском учете, - пожалуйста, мы даем такую возможность.
Затем руководитель "прибыльного" департамента сообщил еще одну приятную для бухгалтеров новость.
- Законопроект изменяет порядок формирования покупной стоимости товаров. То есть в ее состав можно будет включать некоторые расходы, связанные с приобретением товара, кроме расходов на доставку их со склада.
И опять посыпались "вопросы из зала":
- А какие именно расходы?
- Например, по таможенным пошлинам и любые другие, которые организация несет, приобретая товар.
После такой фразы я и не удержалась от вопроса:
- Допустим, бухгалтер решит, что расходы связаны с приобретением товара, а как ему объяснить это налоговым инспекторам? Ведь опять придется доказывать, что ты не верблюд.
- Естественно, закрепив предполагаемые расходы в учетной политике, как же иначе? - парировал г-н Оганян.
На посошок
На этом вопросы к идеологу налогового учета еще не закончились. Не обошлось без уже набившей оскомину административной реформы, перевернувшей с ног на голову порядок работы налогового ведомства.
- Предположим, поправки будут приняты, их внесут в 25-ю главу. У бухгалтеров появится масса вопросов. К кому им бежать за разъяснениями: к вам или к Минфину?
- Мы уже проводили консультации с финансовым министерством по этому поводу. Я возьму на себя смелость утверждать, что за МНС все-таки останется право давать разъяснения, связанные с уплатой налогов. Но Минфин будет координировать нашу деятельность и скорее всего сможет отменять разъяснения налоговой службы в том случае, если они... ну, скажем, будут ошибочны.
- А появится ли новая декларация по налогу на прибыль? - послышалось из зала.
- Я считаю, что мы уже достаточно вносили изменений в этот документ. И тем не менее, если поправки в 25-ю главу будут приняты, декларацию опять придется менять. Но в любом случае это произойдет не раньше следующего года, - порадовал г-н Оганян
Лирическое отступление
Время, отведенное для общения с руководителем департамента налогообложения прибыли, истекло. По лицу Карена Оганяна было видно, что ему не терпится уйти, но улыбка не исчезала с его лица. Она не пропала и когда журналисты начали атаковать его со всех сторон вопросами, уже не относящимися к теме, - например о судьбе несчастного ЮКОСа или о налогообложении фильмов.
Разгадка оказалась проста.
- Карен Иосифович, а можно к вам обратиться на следующей неделе после того, как поправки будут рассмотрены в Госдуме? - поинтересовался один журналист.
- Нет, нельзя, - с довольной улыбкой ответил Оганян, - через два дня я наконец-то ухожу в отпуск, и вы меня еще долго не увидите.
Оно и понятно: "прибыльный" департамент во главе со своим руководителем сделал свое дело - поправки разработал. Теперь дальнейшая судьба 25-й главы зависит от Госдумы и президента. Бухгалтерам же достанется самая главная, но далеко не самая приятная роль - воплощать эти поправки в жизнь, применяя их в своей работе.
К. Батанова
"Расчет", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru