Чем займутся ФНС и Минфин
Административная реформа добрела до контрольной точки: 2 августа вступил в силу закон с долгим и запутанным названием, который для краткости все называют N 58-ФЗ.
Этот документ оставил в прошлом Министерство по налогам и сборам. Теперь придется привыкать к новой аббревиатуре Федеральной налоговой службы - ФНС, а большинство проблем будет решать ее "начальник" - Минфин.
Что же изменилось?
Большинство поправок, которые внес закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в налоговые законы, имеет чисто технический характер: упоминания о МНС заменены ссылками на Минфин. Правда кое-где вместо финансового ведомства фигурирует загадочный "федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов". Умалчивая о ФНС, правители скорее всего перестраховались, чтобы в случае очередной реорганизации не переписывать в спешном порядке все законы.
Другой должна стать структура налогового ведомства. Но вся перестройка скорее всего закончится тем, что региональные и местные налоговые инспекции просто сменят вывески: УМНС на УФНС, а ИМНС на ИФНС.
Однако не только эти изменения ждут бухгалтеров: новый закон отобрал у налогового ведомства огромное количество прав и обязанностей и передал их финансистам.
Точный перечень функций Минфина перечислен в постановлении Правительства от 7 апреля 2004 г. N 185. А вот списка всех "можно" и "нельзя" для ФНС пока не существует.
Но из нового закона следует: ФНС обязана следить только за своевременным пополнением казны налогами и не имеет права вмешиваться в создание законов. Задачи Минфина кардинально противоположные: придумывать новые законы, приказы, положения, но под страхом смертной казни ему запрещено контролировать уплату налогов.
Неразбериха
Однако на деле не все так просто. Вопрос первый: к кому теперь идти с возникшими вопросами и от кого ждать разъяснений непонятных норм законов?
"Теперь только Минфин имеет право объяснять налогоплательщикам, как применять законодательство. Разъяснения будут в письменной форме и только в отношении федерального законодательства, - разъясняет руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет" Владимир Мещеряков. - Захотелось уточнить региональный закон - добро пожаловать в Минфин региона. Логика проста: кто нормативный документ выпустил, тому его и объяснять. Но все-таки с некоторыми вопросами можно обратиться и к налоговикам. У них тоже есть право письменно или устно информировать своих подопечных".
Как относятся к новым обязанностям виновники перемен? "Минфин изначально планировался под такую деятельность, просто теперь все наконец встало на свои места", - делится заместитель руководителя департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова.
В департаменте налоговой политики ФНС нам сообщили следующее: "Федеральные законы разъясняет Минфин, по региональным законам комментарии можно получить в уполномоченных органах субъектов (что это за ведомства в ФНС пока не знают - прим. ред.). Сотрудники федеральной налоговой службы имеют право только информировать налогоплательщиков. Причем типовые вопросы будут решаться, как и прежде, быстро".
В стане рядовых финансистов и налоговиков царит полная неразбериха. В налоговой инспекции по Октябрьскому району Пензенской области на вопрос, к кому обращаться за разъяснениями, ответили: "Пишите вопрос нам, а еще лучше в областное управление".
"Для нас пока загадка, как Минфин будет давать разъяснения. Видимое изменение одно: ФНС еще в бытность свою министерством прислало письмо, где термин "информационно-разъяснительная работа" приказало заменить на "информационная работа"", - поделилась своими переживаниями заместитель руководителя отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ налогового управления по Новгородской области Анастасия Плотникова.
А вот заместитель руководителя налогового управления по Ростовской области Наталья Ромашова настроена более решительно: "Мы разъясняли и будем разъяснять! Даже если эту функцию приписали Минфину - это ничего не меняет. Пока не получим методических указаний нашего ведомства, ничего менять не будем".
Разъясните информацию
Не понятно, как налоговики будут отделять информирование от разъяснений. И кто застрахован от того, что ФНС станет толковать применение законов по своему разумению, а Минфин разъяснять с точность наоборот?
Руководитель авторского коллектива книги "Годовой отчет" Владимир Мещеряков предполагает два варианта развития событий.
Первый: инспекции будут пересылать вопросы налогоплательщиков в Минфин или его структурные подразделения на местах. В этом случае об оперативности можно просто забыть. Тем более на первое время, пока финансовое ведомство не наберет нужное количество квалифицированных специалистов, чтобы отвечать на тысячи писем.
Правда, в Минфине опровергают предположения о медлительности. Заместитель руководителя департамента налоговой политики Наталья Комова заверила, что на любой запрос ответят через месяц, а вот над жалобой будут думать ровно в 2 раза дольше.
Вариант второй: налоговые инспекции будут самостоятельно вести разъяснительную работу. Оперативность не пострадает, зато ответы налоговиков нельзя будет признать официальными. Дело в том, что в пункте 3 статьи 111 НК ранее говорилось, что, выполнив даже ошибочное разъяснение налоговиков, плательщик освобождается от ответственности. Теперь в этом пункте речь идет о письмах финансового ведомства. Значит, следуя разъяснениям налоговых инспекций и управлений, нельзя быть уверенным, что вашу фирму не оштрафуют. Минфин может и не подтвердить позицию налоговиков. А как все знают по прошлым годам, мнения финансового и налогового ведомств редко совпадали.
"Просто после вступления в силу закона N 58-ФЗ разъяснения Минфина будут обладать преимуществом перед письмами налоговой службы, - рассуждает начальник департамента экономики и финансов администрации города Великий Новгород Екатерина Красновидова. - Возможно, даже в нашем департаменте будут давать официальные разъяснения, но пока ничего не известно. Хотя мы раньше объясняли некоторые вопросы налогоплательщикам, если к нам обращались".
В ФНС на вопрос, можно ли следовать их рекомендациям, отвечают весьма расплывчато: "Налогоплательщики, выполняющие письменные рекомендации налогового ведомства, могут быть освобождены от ответственности. Но разъяснение должно быть представлено в пределах нашей компетенции". О том, как налоговики будут определять, компетентны они в каком-то вопросе или нет, в ФНС пока не говорят.
А по силам ли?
Возникает еще одна проблема: справятся ли с новыми функциями чиновники так называемых органов местного самоуправления, уполномоченных в финансовых вопросах? Наталья Комова из Минфина считает, что справятся: "Ведь в период перестройки финансисты толковали законодательство".
В Управлении федерального казначейства по Пензенской области не согласны с позицией Минфина: "Работники финансовых отделов при администрации вряд ли смогут консультировать по налогам. Их еле-еле обязали контролировать уплату неналоговых платежей. Сотрудники ФНС намного эрудированнее в налоговых вопросах. Как будут консультировать в финансовых отделах, не обладая даже элементарной информацией о проблемах налогообложения, не понятно", - говорит сотрудница управления, пожелавшая остаться неизвестной.
Кстати, до сих пор никто не может толком сказать, как будут выглядеть и из кого состоять загадочные "органы местного самоуправления, уполномоченные в финансовых вопросах". Дело в том, что финансовые департаменты при администрациях регионов и городов не подчиняются Минфину. Их начальник - губернатор или мэр.
"Если финансовые отделы при администрациях регионов будут иметь статус юридического лица, то у них появится право давать разъяснения", - считает консультант отдела налогового законодательства, законодательства о бухучете, финансовом контроле и аудите Минфина Диана Федорова.
"Финансовые отделы при администрациях не подчиняются Минфину. Поэтому разъяснительную работу по федеральным налогам они вести не могут, так как это в полномочиях только финансового министерства. Скорее всего Минфин будет формировать свои региональные подразделения, может, даже из сотрудников налоговых инспекций", - считает начальник управления правовой и организационной работы администрации Архангельской области Олег Косцов.
В ФНС пока воздерживаются от комментариев по этому вопросу, ссылаясь на то, что теперь все организационные вопросы будет решать Минфин. Но "старший брат" пока молчит.
Бумажные проблемы
"С 1 августа 2004 года все новые налоговые нормативные акты, в том числе формы отчетности и инструкции по их заполнению, должны исходить исключительно от Минфина, - говорит Владимир Мещеряков. - Никаких приказов и циркуляров, обязательных для исполнения налогоплательщиками (то есть требующих регистрации в Минюсте), ФНС издавать не сможет. Более того, из статьи 4 Налогового кодекса исключена норма, позволявшая МНС выпускать "приватные" указания и рекомендации, которые были обязательными для налоговых инспекторов, а фактически и для бухгалтеров.
Впрочем, поверить в то, что ФНС откажется от издания внутренних инструкций, трудно. Скорее всего подобные документы будут выходить и впредь с грифом "для служебного пользования". Как это случилось в последние полгода с большинством методичек ко второй части Налогового кодекса. А значит, спорные положения законодательства бухгалтеры и инспекторы вновь будут толковать по-разному, и поток арбитражных споров существенно не сократится".
На вопрос, будут ли налоговики выпускать документы с грифом ДСП и внутренние инструкции, в ФНС ответили: "ДСП-инструкции будут. Для своих мы можем выпускать все что хотим". В Минфине позиция осторожнее: "Все зависит от содержания. Если суть ДСП-документов, в том числе внутренних инструкций, коснется вопросов применения законодательства, то налоговое ведомство должно согласовывать их с нами".
Зато в финансовом министерстве заверили, что массового переделывания форм деклараций, переписывания приказов МНС и перепечатывания бланков не предвидится. Все документы, принятые бывшим министерством, будут отменяться постепенно по мере появления новых приказов, положений и инструкций.
Проверки
"Специальной инструкции об изъятии документов фирмы бывшее налоговое министерство не издавало, - замечает Владимир Мещеряков. - Совсем кратко об изъятых подлинниках сказано в правилах оформления акта выездной налоговой проверки. Собственно там говорилось о возможности прилагать к акту не только заверенные копии документов, но и их оригиналы. Как правило, так никто не поступал. А вот инвентаризации налоговики проводить любят. Пока ФНС при проверках будет пользоваться старыми правилами. Но наверняка после выхода минфиновской инструкции в их действиях можно будет обнаружить множество формальных и процессуальных нарушений".
И в ФНС, и в Минфине заявили, что пока все проверки будут проходить по старым правилам.
Кто и что разъяснять может
/-----------------------------------------------------------------------\
| Минфин |Федеральная налоговая служба |
|-----------------------------------------+-----------------------------|
|Письменно разъясняет вопросы применения Бесплатно информирует фирмы и|
|законодательства о налогах и сборах (п. 1|предпринимателей (в том числе|
|ст. 34.2 НК). |в письменной форме):
|-----------------------------------------+-----------------------------|
|Исполнительная власть регионов и местные|о действующих налогах и сбо-|
|власти, уполномоченные в области финансов|рах, законодательстве о нало-|
|письменно разъясняют вопросы применения|гах и сборах и принятых в со-|
|регионального |ответствии с ним нормативных|
| |актах; |
|-----------------------------------------+-----------------------------|
|законодательства о налогах и сборах (п. 2|о порядке расчета и уплаты|
|ст. 34.2 НК). |налогов и сборов; |
|-----------------------------------------+-----------------------------|
| |о правах и обязанностях нало-|
| |гоплательщиков; |
|-----------------------------------------+-----------------------------|
| |о полномочиях налоговых инс-|
| |пекций, управлений и их долж-|
| |ностных лиц; |
|-----------------------------------------+-----------------------------|
| |предоставляет формы налоговой|
| |отчетности и разъясняет поря-|
| |док их заполнения (подп. 4,|
| |п. 1 ст. 32 НК). |
\-----------------------------------------------------------------------/
Кто и как на отчетность влияет
Минфин | Федеральная налоговая служба |
Утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций (п. 1 ст. 34.2, п. 7 ст. 80 НК). Определяет поря- док представления налоговой декларации в электронном виде (п. 2 ст. 80 НК). Устанавливает форму, по которой налоговые агенты ве- дут учет доходов,полученных от них физ- лицами (п. 1 ст. 230 НК). Определяет форму и порядок представления реестров счетов-фактур в налоговые инспекции (подп. 2 п. 8 ст. 201 НК). Утверждает форму справки о полученных физлицами доходах и удержанных суммах налога. Ее налоговые агенты выдают физ- лицам по их заявлениям (п. 3 ст. 230 НК) |
Бесплатно предоставляет фир- мам и предпринимателям формы налоговой отчетности и разъя- сняет порядок их заполнения (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК). Утверждает форму представле- ния сведений о доходах физлиц и суммах начисленных и удер- жанных налогов (п. 2 ст. 230 НК). Утверждает форму Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций фирмами, предприни- мателями на упрощенке (п. 2 ст. 364.24 НК). |
По-видимому, в тексте предыдущей таблицы допущена опечатка. Вместо п. 2 ст. 364.24 следует читать как "п. 2 ст. 346.24"
Кто и как проверять будет
Минфин | Федеральная налоговая служба |
Определяет объем и состав документов, ко- торые могут изымать налоговые инспекторы у фирмы (п. 7 ст. 7 закона от 21 марта 1991 г. N 943-1). Утверждает порядок проведения инвентари- зации имущества фирмы и предпринимателя при налоговой проверке (подл. 6 п. 1 ст. 31 НК). |
Утверждает форму требования об уплате налога (п. 5 ст. 69 НК). Разрабатывает и утверждает форму решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК). Устанавливает форму и требо- вания к составлению акта на- логовой проверки (п. 3 ст. 100 НК). |
Что еще изменилось
Минфин | Федеральная налоговая служб |
Определяет порядок исчисления предприни- мателями налоговой базы. (п. 2 ст. 54 НК). Утверждает форму уведомления об использо- вании права на освобождение от обязан- ностей плательщика НДС (п. 3 ст. 145 НК). По согласованию с Минюстом издает инструкцию по применению Закона от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "0 государст- венной пошлине" (ст. 8 этого закона). Издает инструкцию по применению Закона от 2 апреля 1993 г. N 4737-1 "0 сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и словосочетаний, которые образованы на их основе (ст. 6 закона). Устанавливает порядок формирования страховых резервов (подп. 1 п. 2 ст. 294 НК). |
Если Налоговый кодекс не позволяет однозначно опреде- лить источник доходов, кото- рые получил плательщик нало- гов (источник в России либо за пределами России), этим занимается налоговое ведомс- тво (п. 2 ст. 42 НК). Устанавливает форму налогово- го уведомления, когда обязан- ность по исчислению суммы на- лога возложена на налогового. агента (ст. 52 НК). Принимает решения по отдель- ным плательщикам налогов переносе срока уплаты федера- льных и региональных налогов и сборов на более позднее время (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 63 НК). Принимает решения об измене- нии сроков уплаты ЕСН по согласованию с внебюджетными фондами (подп. 5 п. 1 ст. 63 НK). |
"Расчет", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru