Как закаляют бухгалтеров Кузбасса
Жители Кузбасса считаются активными тружениками, которые смирились с баловством природной стихии и плохой экологией. Однако бороться сибиряки тоже умеют. Например, бухгалтеры протестуют против электронной формы общения, сдавая отчетность по почте. А налоговики тягаются с большой протяженностью Кемеровской области, создавая передвижные пункты по сбору налогов.
Назад в будущее
Города, в которых я побывала, - Новокузнецк и Кемерово - считаются южной и северной столицами Кузбасса. По словам их жителей, "столицы" давно конкурируют за звание главной. Но бухгалтеров соперничество городов затрагивает мало: проблемы у счетоводов похожие.
Управление МНС по Кемеровской области находится само собой в Кемерово, но его сотрудники пригласили меня, как ни странно, в Новокузнецк. Однако отказываться от мысли попасть в областной город я не стала - решила, что поеду позднее.
Самолет в Новокузнецк прилетел рано утром, в Москве в это время была глубокая ночь. Потеряв четыре часа своей жизни, я приготовилась увидеть "город будущего". "Недаром же Новокузнецк опережает большинство городов центра России на несколько часов по времени", - предположила я. Однако Кузбасс встретил меня обилием дымящих труб, которые в моем представлении никак не стыковались с экологически чистым будущим.
Сначала я направилась в ИМНС по Куйбышевскому району города Новокузнецка. Экскурсию по инспекции для меня провела ее руководитель Галина Дегтярева. На первом этаже предмет гордости налоговиков - зал по работе с налогоплательщиками. Он имеет круглую форму и крышу в виде купола. Инспекторы сидят по кругу за стеклянными окнами, и каждый занят своим делом - кто отчетность принимает, кто присваивает ИНН...
Кемеровская область стала одним из девяти регионов, налоговики которых к 2003 году перешли на функционал. Это значит, что структура налоговых инспекций полностью изменилась. Если раньше каждый отдел занимался каким-либо одним налогом, то сейчас подразделения инспекции выполняют определенные функции. Например, одни принимают отчетность по всем налогам, другие - регистрируют фирмы и предпринимателей, третьи - проверяют их, четвертые - присваивают ИНН и так далее. Кроме Кемеровской области на функционале работают Ростовская, Пермская, Самарская области, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Странная конструкция без крыши задумывалась, видимо, для визуального контроля над работой инспекторов. Галина Геннадьевна и сама призналась: "Выйду из кабинета (он у меня на втором этаже), окину взглядом первый этаж - и сразу вижу, кто чем занимается, сколько человек в очереди стоит..."
Сами инспекторы восприняли новый имидж своего рабочего места без энтузиазма. На мой вопрос, нравится или нет "аквариумная" обстановка, одна из сотрудниц ответила со вздохом: "Главное, что налогоплательщику удобно".
Бесконтактно - не значит безопасно
Общаясь с работниками инспекции, я то и дело слышала о том, как все-таки здорово общаться с плательщиками бесконтактно.
"Теперь бухгалтеры приходят в инспекцию, сдают отчетность в окошко - и все, - поделилась Галина Дегтярева. - А раньше то и дело обращались за помощью в заполнении декларации к инспекторам".
В холле я увидела еще один инструмент заочного общения бухгалтеров с налоговиками - два ящика, с надписями "бесконтактный прием отчетности", адресованными гражданам и фирмам. Как выяснилось, доморощенные пункты приема пользуются спросом у отчитывающейся братии.
- В отчетное время ящики наполняются с высокой скоростью, - пояснила Галина Геннадьевна. - И это несмотря на то, что бухгалтеры не могут быть уверены в приеме таких деклараций - отметки же на них не ставят.
- Наверное, вы залепили щель одного ящика скотчем, чтобы бухгалтеры добивались проставления отметки о приеме, то есть сдавали отчетность в окно? - поинтересовалась я.
- Нет, просто мы решили повысить темпы сдачи отчетности в электронном виде. Дискеты же в ящики, сами понимаете, никто не кидает - только бумажные декларации.
Увидев женский манекен в форме налогового инспектора рядом с одним из ящиков, я решила, что налоговики поторопились поставить себе памятник. Но потом меня осенило: это очередной символ бесконтактного общения. Я представила, как полный переход на "бесконтакт" будет увенчан торжественным закрытием залов по работе с налогоплательщиками с произнесением клятвы "их знают, но только не в лицо". Посмотрят бухгалтеры на манекен, вспомнят, как выглядят инспекторы, и снова за работу.
Собираясь уходить, я увидела, как в зале девушка что-то горячо доказывает инспектору за стеклом. Из любопытства поинтересовалась, в чем дело. Девушка представилась юристом Анной Юркиной:
- У меня есть знакомая бабушка - предприниматель, она пришла сюда сдавать отчет в Пенсионный фонд и декларацию по единому налогу на вмененный доход. Налоговики не приняли документы, сказали, что нужно дискетное сопровождение. С компьютером бабуля на "вы", вот и попросила меня помочь. Я скачала формы расчета и декларации из интернета, заполнила, но их не приняли. До налоговой, видите ли, еще не дошло последнее изменение шаблонов этих форм отчетности. Между тем срок сдачи - 20-е июля - уже подходит.
- И вообще, перенос информации на дискету - дорогое удовольствие, 150 рублей все-таки, - вмешалась в разговор женщина, ожидающая своей очереди у окна.
- Форматы сдаваемой отчетности на самом деле иногда не совпадают с теми, которые есть у нас, - стоящая рядом заместитель руководителя инспекции Татьяна Степанова прокомментировала эмоциональную речь посетительниц. - Изменившиеся шаблоны деклараций приходят довольно поздно. Но здесь нашей вины нет.
- А вот заслуга, мы считаем, в том, что в инспекции 15-го числа каждого месяца проводятся семинары по вопросам, которые интересуют бухгалтеров, - поддержала коллегу другой заместитель Людмила Григорьева. - Вопросы собираются в ящике, который висит в холле. Практически все семинары проводит Галина Геннадьевна.
- У нас есть учебный класс, - услышав свое имя, к разговору присоединилась руководитель инспекции. - Самые способные работники проходят обучение в Нижнем Новгороде, Москве и получают статус учителей-репликаторов. Занятия для всех остальных сотрудников (их направляет на обучение управление) проводят они. В нашу инспекцию приезжает учиться юг Кузбасса. Еще один учебный класс есть в Кемеровском управлении, там обучаются "северные".
Монополия
Почувствовав тянувшийся из столовой запах приготавливаемой пищи, я поняла, что нужно покидать предобеденную налоговую инспекцию. Заранее у меня была договоренность о встрече с финансовым директором фирмы "Связь-Сервис" Натальей Цебенко. Ее фирма оказывает услуги телефонии, выступает в качестве интернет-провайдера и продает бухгалтерские программы.
Немного поплутав по новокузнецким улицам, я нашла желанный офис. Наталья Павловна провела в свой кабинет, где уже сидела главбух Мария Сидорова.
На мой стандартный вопрос о проблемах в работе вызвалась ответить главный бухгалтер.
- Особых проблем в бухгалтерии нет. Нам, как операторам связи, под страхом прекращения действия лицензии приходится сдавать отчетность в Министерство связи, а также в Госсвязьнадзор, но мы уже привыкли к этому.
Хотелось бы, чтобы восполнили недостаток информации по бухучету в отрасли связи. Я считаю, что положения по нему содержат общие правила, не учитывают специфики. - Нам приходится оформлять счета-фактуры независимо от стоимости потребленных услуг. Это могут быть и рубль, и тысяча рублей. Потом для проверки налоговикам приходится приносить большое количество документов.
- В общем, бухучет у нас стандартный, - продолжила разговор Наталья Цебенко. - Но у нас есть дополнительная обязательная плата - как "связисты" мы перечисляем ежемесячно в бюджет три сотых процента от выручки.
Но смущает другое. В области официально работает всего один специализированный оператор связи. Фирмы заключают с ним договоры на передачу отчетности по электронным каналам. Некоторое время назад городская налоговая инспекция предложила нам стать вторым таким оператором. Наша фирма имеет право оказывать подобные услуги - есть необходимая лицензия федерального агентства промышленной связи и информации. Когда мы выразили готовность к сотрудничеству, то получили отказ. Налоговики сказали, что Управление МНС дало указание не привлекать "лишних" операторов, мол, достаточно и одного. Единственное, что нам предложили, - самим договориться с чиновниками из УМНС.
То, что мы не оказываем услуг по электронной передаче отчетности, очень неудобно для клиентов, которым наша фирма обеспечивает доступ к интернету. Они вынуждены заключать договор еще и со специализированным оператором связи. Получается, налоговики способствуют недобросовестной конкуренции.
Меня ждала ИМНС по Новокузнецкому району, ее еще называют сельской, и я распрощалась с собеседницами.
Если гора не идет к Магомету...
Первое, что захотелось увидеть в сельской инспекции, - передвижной пункт по сбору налогов, таких вся область насчитывает пять. Я попросила руководителя Светлану Ушакову показать мне чудо техники. Пунктом сбора налогов оказался зеленый УАЗик, обклеенный символикой инспекции с лозунгом "Ударим уплатой налогов для района!".
Я вспомнила, как в предыдущей инспекции мне рассказывали, что им приходится снимать кричащие надписи во время рейдов по магазинам - боятся распугать нарушителей закона.
- Мы не снимаем, - прокомментировала мои воспоминания Светлана Ивановна.
- Расскажите, как работают эти пункты...
- Три раза в неделю машина с инспектором едет по удаленным селам. Бывает, что там даже сбербанковской кассы нет, налоги платить некуда. Вот мы и выполняем эту функцию - собираем деньги и информируем, когда и что нужно платить.
В холле инспекции меня опять поприветствовал макет налогового инспектора, теперь уже мужчины. Повсюду на стенах я увидела незатейливые картинки, которые призваны, видимо, побуждать посетителей исполнять налоговое законодательство правильно и в срок. На одной стене были развешаны детские рисунки на ту же тематику.
В зале по работе с налогоплательщиками я познакомилась с главбухом филиала "Кузнецкэнерго". Она похвалила работу инспекции. В другом зале, где принимают граждан, возмущался пожилой мужчина. На мой вопрос, в чем дело, он пожаловался:
- Второй раз подряд езжу сюда издалека. Я - пенсионер, но никак не могу оформить льготу по транспортному налогу - слишком много документов требуют. Теперь вот надо делать копию медицинской справки, хорошо, что она у меня с собой.
- Такой порядок, - успокоил пенсионера заместитель руководителя инспекции Николай Теплюк. - Сотрудники ГИБДД не успевают давать нам информацию о зарегистрированных машинах. Поэтому законодатели Кемеровской области приняли решение утвердить перечень документов, которые должны представлять люди, оформляющие льготу по транспортному налогу.
Вечером, прощаясь с Новокузнецком, я захотела оставить себе что-нибудь на память об этом городе. Решила купить местного пива. В прейскуранте тентовой палатки такое значилось, но в наличии его не оказалось. Продавец рассказала, что писать наименования местного пива им приходится "по распоряжению властей". Ослушавшиеся будут оштрафованы посыльными местных властителей. Позже по телефону это подтвердил и работник городской администрации, который представился Олегом. Оказалось, губернатор принял распоряжение в поддержку местного производителя. Смысл документа в том, что в ассортименте всех торговых организаций должны быть местные спиртные напитки пяти наименований.
"Водка у нас хорошая, проблем с ее реализацией у торговцев не возникнет, - добавил Олег. - Город же получит прямую пользу: выручка новокузнецких фирм, производящих водку, станет больше, а налоги своевременно поступят в бюджет".
Стахановцы
Приехав в Кемерово, я сразу же направилась в налоговую инспекцию. Перед знакомством с сотрудниками решила прощупать обстановку в операционном зале. Увидев там очереди, я не удивилась - инспекция-то одна на весь город и обслуживает семь тысяч предприятий. Ближе к входу стояла очередь к компьютеру - бухгалтеры записывали себе на дискеты программу по заполнению деклараций. Большим спросом пользовались инспекторы, принимающие отчетность. Несколько окон были с табличкой "Не работает". Бухгалтеры были недовольны.
"Вот приходится заранее сдавать отчетность за II квартал, ближе к 30-му числу люди будут до середины улицы стоять", - поведала одна из них.
Далее меня вызвались сопровождать начальник отдела информационных технологий Владимир Альников и специалист отдела по работе с налогоплательщиками Татьяна Науменко. От них я узнала, что инспекция располагается в трех зданиях. В двух других занимаются выездными проверками и принимают граждан.
Мы зашли в кабинет, где делают сверку расчетов. Стоящая там бухгалтер просила инспектора сделать ей справку об отсутствии задолженности, на что получила ответ:
- Пишите письмо.
- Так мы ведь недавно оформляли такую справку, что же теперь опять десять дней ждать?
Инспектор была непреклонна:
- Без письменного запроса делать не буду.
Увидев мой недоуменный взгляд, Татьяна Науменко объяснила, что подобные справки требуют до десяти человек в день.
"Каждую надо сделать и подписать у руководителя инспекции. Если мы будем делать справку, когда бухгалтер захочет, на остальную работу у нас времени не хватит. Кроме того, официальный запрос нужен для сохранения конфиденциальности информации о состоянии лицевого счета фирмы. Вдруг бухгалтер пришел липовый".
Меня проводили в зал заседаний, куда пригласили еще одного специалиста отдела по работе с налогоплательщиками - Елену Спицу. От нее я услышала о полезной миссии налоговых инспекторов. Сотрудники инспекции выезжают на рынки, чтобы проводить семинары и делать различные объявления по налоговой тематике. Другой эффективный метод борьбы за повышение собираемости налогов - трансляция выступлений налоговиков на теле- и радиоканалах, публикации в прессе.
Немного о грустном
Вечером в моем гостиничном номере раздался звонок. На другом конце трубки представились главным бухгалтером крупной производственной фирмы Ольгой.
"Знакомая рассказала, что вы интересуетесь жизнью кемеровских бухгалтеров, - начала Ольга. - Я решила пополнить их список. У меня есть две основные претензии к налоговикам. Во-первых, у некоторых из них отсутствует элементарная вежливость при общении с посетителями. Недавно я посылала в инспекцию письмо с вопросом и пока узнавала, кто будет на него отвечать, несколько девочек мне нахамили. Но самое главное, нас замучили камеральные проверки. Оборот у фирмы миллионный, а цена продукции копеечная. Вот и копируем каждый месяц огромное число счетов-фактур. Группа предприятий пыталась даже объединиться для уменьшения числа проверок, но идея умерла на корню. Наверное, побоялись мести налоговиков".
Главного бухгалтера фирмы, занимающейся торговлей продуктами, Тараса Потапова, с которым мы тоже познакомились случайно, я попросила показать окрестности города. Понятно, что о деле мы не могли не поговорить. Тарас рассказал, что неделю назад отдал документы для налоговой проверки, и часть счетов-фактур инспектор потеряла:
"Мы предварительно составили их реестр, но из-за большого количества переписали только периоды без номеров. Еще мне не нравится, что налоговики не принимают "уточненку", пока не введут основную декларацию, а этого раньше чем через пять дней ждать не приходится".
Я вспомнила, что в новокузнецкой налоговой мне показывали, как с помощью компьютера можно легко найти любое дело, где хранится вся информация по фирме или предпринимателю. Найти нашли, но не обнаружили в подшивке декларацию по НДС за март! Меня тогда еще удивил срок обработки документов.
"Хочешь посмеяться? - неожиданно спросил Тарас и, получив мой утвердительный ответ, рассказал: - В прошлом году у города был юбилей - 85 лет. Все торговые точки города обязали купить и повесить таблички с поздравительной надписью!"
В Кемерово я успела посмотреть на памятник погибшим шахтерам. На поклон кроме меня пришел мужчина, с которым я разговорилась. Человек, который продает родину, как он сам себя назвал, или просто Игорь, работает в компании, продающей уголь за границу. Игорь поделился проблемой: "Весь уголь мы поставляем на экспорт. А вот возместить НДС нам удается не всегда - таможенники по негласному распоряжению иногда не возвращают таможенные декларации со своей отметкой".
В обратную дорогу меня провожала заместитель руководителя УМНС Галина Нешитова. Я по веянию последней налоговой моды завела разговор об электронной отчетности. Узнала, что в Кемеровской области периодически устраивают рекламные акции и бесплатно подключают потенциальных клиентов к электронным каналам связи (судя по информации на сайте кемеровского УМНС, период последней распродажи - 20 октября - 15 ноября 2003 года). По словам г-жи Нешитовой, попробовав один раз, фирмы и предприниматели не могут отказаться от электронной передачи отчетности.
Е. Давыдова
"Расчет", N 8, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru