Система обложения акцизами подакцизных товаров в Швеции
Налоговые органы Швеции, состоящие из национального налогового ведомства (государственного налогового управления Швеции), имеют трехуровневую систему. ГНУ Швеции было создано в 1971 г. Численность его составляет 547 человек. ГНУ Швеции подчиняется министерству финансов, правительству страны, но является не зависимым от правительства ведомством. Центральному налоговому ведомству, находящемуся в Стокгольме, подчиняются 10 региональных органов (налоговых управлений) и входящие в их состав налоговые инспекции (местные налоговые отделы).
Контроль за поступлением акцизов, а также одобрение владельцев акцизных складов и регистрация получателей подакцизных товаров осуществляются в особой налоговой инспекции, находящейся в г. Людвике. Численность ее - примерно 110 сотрудников. Затраты государства на работу с акцизами (персонал, помещения, компьютеры и др.) составляют 36 млн крон в год, или 0,04% поступлений по акцизам. Помимо акцизов особая налоговая инспекция занимается возвратом НДС и вопросами, связанными с налогом на купоны облигаций, налогом на проценты по лесным угодьям, а также подоходным налогом некоторых артистов.
Налоговые органы осуществляют также ведение актов гражданского состояния, перепись населения и содействие в обеспечении общих выборов.
Основная масса налогоплательщиков - 60% их общего количества - лояльна по отношению к налоговым органам. Доля лиц, которым приходится напоминать о необходимости уплаты налоговых платежей, составляет 30% общего количества плательщиков налогов. Остальная часть - это лица, допускающие непреднамеренные ошибки в представляемой отчетности, а также занимающиеся мошенничеством. Часть ошибок и несоответствий при проверках объясняется различиями налоговых периодов. Шведские специалисты по макроэкономике рассчитали суммарные показатели "теневых работ" и "теневой экономики" в стране (9% от числа лиц, указывающих недостоверную и ошибочную информацию в представляемой отчетности), которые приблизительно составляют 50 млрд и 90 млрд шведских крон.
Прежде чем давать характеристику акцизному налогообложению в Швеции, необходимо отметить основные направления общей алкогольной политики. Цель алкогольной политики имеет социальное направление, а именно уменьшение общего потребления алкоголя независимо от того, что вследствие этого может снизиться поступление налогов. Проводимые акции в целях реализации алкогольной политики следующие:
пьяный за рулем;
алкоголь на рабочих местах;
женщина в период беременности;
безалкогольное воспитание детей;
больше свободных зон от алкоголя;
борьба с контрабандой.
Общее потребление алкоголя в Швеции составляет 10 л чистого алкоголя в год на 1 человека, что ниже, чем в других странах ЕС. Структура потребления представлена следующим образом:
26% - спиртосодержащая продукция;
39% - вино;
27% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 3,5%;
8% - пиво с содержанием объемной доли этилового спирта до 3,5%.
Основными законодательными актами, которыми руководствуются шведские налоговые органы, являются:
конституция королевства Швеции и национальное законодательство;
международные договоры (конвенции), заключенные (подписанные) странами, входящими в состав Европейского Сообщества (ЕС) (предусматривающие свободу перемещения лиц, товаров, услуг и капиталов);
директивы ЕС (в том числе 7-я директива Совета европейских сообществ о единой системе акцизов - единообразном объекте налогообложения).
Учитывается также практика суда ЕС, занимающегося интерпретацией норм законодательства стран ЕС и практического их применения (в том числе по акцизам).
В Швеции существуют следующие виды акцизов: на алкогольную продукцию; на отходы; на дивиденды; на инсектициды; на энергоносители, окись углерода и серы; на удобрения; на атомную энергию; на лотереи; на природный гравий; на рекламу; на выигрыши; на азартные игры; особый акциз на групповое страхование жизни; акциз на табачные изделия.
Поступления от акцизов учитываются в государственном бюджете. Акцизы дают значительную часть доходов государства - ежегодно около 82 млрд крон (10 млрд долл.). Причем около 55-60 млрд. крон - акциз на энергоносители, в том числе на бензин.
Большинство акцизов было введено не только для того, чтобы дать доход государству, но и для того, чтобы воздействовать на потребление тех или иных товаров в желаемом для общества направлении. Введение очередного акциза определяется, как правило, финансовыми и политическими соображениями.
Поступления акциза на алкоголь составили за 2003 г. 11 млрд 78 млн крон (1 млрд 39 млн долл.). Количество плательщиков - 566. Акциз на алкоголь платится с пива, вина и других напитков, изготовленных с применением процесса брожения, спиртосодержащей продукции, а также с этилового спирта, произведенного в Швеции, ввезенного в Швецию из страны ЕС и из третьих стран.
Плательщиками акциза на алкоголь являются:
сертифицированные владельцы складов;
шведские профессиональные производители подакцизных товаров;
зарегистрированные получатели подакцизных товаров;
незарегистрированные получатели подакцизных товаров;
сертифицированные налоговые представители;
продавцы подакцизных товаров через каталоги и прочие каналы;
лица, отправляющие в Швецию или принимающие в Швеции подакцизные товары из стран ЕС;
лица, импортирующие подакцизные товары из-за пределов ЕС.
Размер ставки акциза на алкогольную продукцию устанавливается в зависимости от крепости алкогольной продукции.
Поступления акциза на табачные изделия за 2003 г. составили 8366 млн крон. Количество плательщиков - 73. Акциз уплачивается со всех табачных изделий, произведенных в Швеции и ввезенных как из страны - члена ЕС, так и из других стран. Табачными изделиями являются сигареты, сигариллы, сигары, трубочный и жевательный табак.
Плательщиками акцизов признаются:
зарегистрированные владельцы акцизных складов;
шведские производители подакцизного товара;
незарегистрированные получатели подакцизного товара;
зарегистрированные получатели подакцизного товара;
зарегистрированный налоговый представитель;
те, кто завозит в Швецию подакцизный товар из стран ЕС и третьих стран.
Согласно шведскому законодательству владельцем акцизного склада является предприниматель, получивший одобрение на производство, переработку, хранение и перемещение подакцизных товаров на акцизном складе без обязанности по уплате налога. Зарегистрированным товарополучателем признается предприниматель, имеющий разрешение на получение безналоговых товаров от владельцев акцизных складов в других странах ЕС. Обязанность по уплате акциза для владельца акцизного склада наступает, когда:
а) подакцизные товары вывозятся с акцизного склада, кроме случаев, когда их получателем является владелец акцизного склада или товарополучатель в другой стране ЕС или в Швеции;
в) подакцизные товары получают у владельца акцизного склада не для перемещения их на акцизный склад;
г) подакцизные товары импортируются, но не помещаются на акцизный склад;
д) подакцизные товары используются на акцизном складе или возникает недостача на складе;
е) подакцизные товары больше не хранятся на одобренном акцизном складе по причине отзыва одобрения склада.
Обязанность по уплате налога возникает для зарегистрированного товарополучателя при получении подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС.
Следует отметить, что существуют общие правила в ЕС для табачных изделий, алкоголя и алкогольных напитков. Основной смысл общих правил заключается в том, что налоговая обязанность по этим товарам наступает, когда они производятся в ЕС или ввозятся в ЕС.
Товары могут свободно обращаться в ЕС без наступления налоговых последствий. Налог взимается только тогда, когда эти товары попадают к потребителю, до этого момента они считаются находящимися во временном режиме. Временный режим означает, что уплата налога отложена до того момента, когда товар попадет к потребителю, что происходит, когда товар оказывается в розничной торговле. Во многих случаях требуется гарантия уплаты налогов, и в обязательном порядке во время транспортировки по ЕС товары должны иметь сопроводительные документы.
Если во время транспортировки подакцизных товаров от владельца акцизного склада в другой стране ЕС возникают потери в результате небрежности или преступления, то наступает обязанность по уплате налога за товар. Какая страна будет взимать налог, зависит, в частности, от того, где исчез товар.
В Швеции широко развит институт гарантий. Владелец акцизного склада, который отправляет безналоговые подакцизные товары другому шведскому владельцу склада или предпринимателю в другой стране ЕС, должен выставить гарантии по уплате налога, который может быть начислен ему в Швеции или другой стране ЕС (транспортная гарантия), до начала поставки. Гарантия должна соответствовать сумме налога, который в среднем исчислении подлежит уплате с подакцизных товаров, освобожденных от уплаты акциза, перевозимых владельцем акцизного склада в течение суток.
Владелец акцизного склада должен выставить гарантию по уплате налога в связи с производством, переработкой и хранением подакцизных товаров (складская гарантия). Гарантия должна соответствовать 10% налога со среднего количества товара, хранящегося на акцизном складе в течение года. По заявлению владельца склада государственное налоговое управление может разрешить не выставлять складскую гарантию или выставлять ее в меньших размерах, если это оправдано экономическим положением налогоплательщика или иными особыми обстоятельствами.
Что касается зарегистрированного товарополучателя, то он также должен выставить гарантию в размере 10% от расчетной годовой суммы акциза на полученные им товары.
Налоговая декларация по акцизам представляется налогоплательщиками не только в бумажном виде, но и по электронной почте и Интернету. В ближайшее время по обоюдному желанию крупных организаций и налоговых органов предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками налоговой декларации и отчетности по акцизам в электронном виде по Интернету или электронной почте.
Сейчас налогоплательщики имеют право и могут представлять отчетность в электронном виде, но не обязаны это делать, поскольку такая обязанность не установлена в законодательных актах.
Электронная налоговая отчетность скрепляется электронной печатью, требование к которой установлено в шведском законе об электронной печати. По заявлению организации электронная печать выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер организации. Работник фирмы (как правило, директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с электронной печатью.
В 1998 г. в связи с реформой по унификации налогового законодательства был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что организации с годовым оборотом более 40 млн шведских крон платят налоги и отчисления 2 раза в месяц (12 и 26 числа следующего месяца - уплата отчислений в социальные фонды, удержанного подоходного налога, а также акцизов). Платеж зачисляется на счет налогового органа - соответствующего налогового управления Швеции. Осуществление налоговых платежей также может производиться по Интернету и при помощи других сетей. На основании налогового счета проводятся сверки поступивших и выплаченных сумм налога.
Т. Подгорная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71