Развитие Российского рынка электронной торговли
Последний год для отечественного IT-рынка характеризовался бурным развитием электронной торговли. Сектор, который долгое время находился в стагнации и потому выпал из поля зрения специалистов и представителей СМИ, вдруг сделал резкий рывок, практически в одночасье став самым динамично развивающимся направлением на рынке IT-услуг. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), оборот российского рынка электронной торговли за I квартал 2004 г. превысил подобный показатель за весь 2003 г. (табл. 1).
Таблица 1
Российский рынок электронной торговли, млн долл.
Сегмент | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | I квартал 2004 г. |
B2C | 218,3 | 317,5 | 480,4 | 264 |
B2B | 99 | 189 | 316,2 | 173 |
B2G | - | 10,8 | 141 | 655 |
Итого | 317,3 | 517,3 | 937 | 1093 |
Активный рост отмечается во всех сегментах электронной торговли:
B2B (межкорпоративный бизнес с использованием Интернета - корпоративные электронные торговые площадки, корпоративные порталы, электронные аукционы);
B2G (системы электронных госзакупок);
B2C (электронная коммерция - интернет-магазины, информационные, развлекательные сайты и др.).
Рост сектора B2B обусловлен созданием собственных электронных торговых площадок (ЭТП) крупнейшими промышленными компаниями, которые постепенно начинают сами регулировать процесс взаимоотношений с заказчиками. В частности, корпоративные системы электронной торговли были внедрены на РАО ЕЭС, ТНК, Северстали. Успешно функционирует целый ряд общеотраслевых ЭТП в таких сегментах, как металлургия, медицина, нефтехимия, сельское хозяйство, электротехника и др. (табл. 2).
Таблица 2
Отраслевые ЭТП и их характеристики
/-----------------------------------------------------------------------\
| Отрасль/Название | Год | Число |Оборот/объем| Кол-во |
| |создания|сделок |заявок или|участников|
| | |за год |предложений,| |
| | | | евро | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Энергетика |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Электронная торговая система| 2003 | 1737| 880 008 | 1643 |
|по закупке товаров, услуг и| | | | |
|технологий для электроэнерге-| | | | |
|тики "B2B-Energo" | | | | |
|(www.b2b-Energo.ru) | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Нефть и газ |
|-----------------------------------------------------------------------|
|Индустриальная маркетинговая| 2000 | |206 077 000 | 15 603 |
|система (www.inmarsys.ru | | | | |
|------------------------------+--------+-------+------------+----------|
|Торговая площадка по нефтепро-| 2000 | 2099|209 962 273 | 3032 |
|дуктам (www.nge.ru) | | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Металл |
|-----------------------------------------------------------------------|
|www.emetex.ru | 2000 | 384| 261 504 | 195 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| IT-отрасль |
|-----------------------------------------------------------------------|
|eMatrix | 2003 |179 473| 83 580 918 | 3211 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Cельское хозяйство |
|-----------------------------------------------------------------------|
|ЭТП "Зерно-онлайн" www.Zol.ru | 2000 | | | 1499 |
|-----------------------------------------------------------------------|
| Электрооборудование |
|-----------------------------------------------------------------------|
|www.tradecable.ru5273641.1385 | 2001 | | | 1656 |
\-----------------------------------------------------------------------/
Прошедший год был отмечен появлением новых ЭТП в энергетической отрасли (B2B-Energo). Система позволяет не только вводить заявки и предложения, но и организовывать открытые и закрытые конкурсы и проводить аукционы на повышение и понижение цены. Совсем недавно было анонсировано создание новой ЭТП в металлургической отрасли.
Общий объем сделок, совершенных с использованием ЭТП (B2B), превысил 300 млн долл. Созданные площадки обеспечили существенное снижение издержек и повышение рентабельности компаний-владельцев.
Однако уровень использования средств электронной торговли в корпоративном секторе продолжает оставаться недостаточным. Специалисты отмечают следующие причины, которые сдерживают развитие отраслевых ЭТП в корпоративном сегменте:
отсутствие эффективной бизнес-модели при создании ЭТП;
неадекватные усилия организаторов ЭТП по информированию участников рынка и их обучению;
низкий уровень удобства пользования системой (классификаторы товаров, реестры поставщиков и заказчиков, функции поиска);
проблемы юридического характера, в частности сложность придания электронному документу юридической силы (обеспечивается благодаря использованию ЭТП);
отсутствие инфраструктуры удостоверяющих центров, позволяющих осуществлять идентификацию пользователей;
соблюдение конфиденциальности (шифрование).
Необходимо отметить, что проблема обеспечения Интернетом в корпоративном сегменте практически отсутствует, так как большинство крупных и средних предприятий имеют качественный доступ в Интернет обычно по выделенной линии.
Использование инфокоммуникационных технологий для госзакупок (B2G) является наиболее динамичным сегментом электронной торговли. По данным НАУЭТ, объемы электронных госзакупок в 2003 г. возросли в 14 раз и достигли 140 млн долл.
Подобные системы позволяют значительно экономить бюджетные средства за счет:
снижения издержек, связанных с оформлением конкурсной документации;
уменьшения закупочных цен в результате информирования поставщиков и усиления конкуренции между ними;
ускорения информационного обмена и документооборота.
Одним из первых шагов в данном направлении было создание центра электронных госзакупок во Владимирской области, осуществленное компанией Cognitive Technologies в рамках ФЦП "Электронная Россия". Затем были реализованы проекты по созданию систем е-госзакупок в целом ряде субъектов Российской Федерации (Новосибирская обл., Белгородская обл., Краснодарский край, Владимирская обл., Санкт-Петербург, Кемеровская обл.). В стадии реализации находятся проекты в Чувашской Республике, Челябинской обл., Липецкой обл., Воронежской обл., в Республике Башкортостан и др. В некоторых регионах уже до 80% всех государственных закупок осуществляется с использованием систем электронной торговли (табл. 3).
Таблица 3
Электронные госзакупки в Российской Федерации
и данные по числу поставщиков и заказчиков,
работающих через систему электронных торгов
Постав- щики |
Заказ- чики |
За 2003 г. | За I квартал 2004 г. |
|||
Кол-во конкурс- ных и внекон- курсных закупок |
Сумма, млн. руб. |
Кол-во конкурсных и внекон- курсных закупок |
Сумма, млн. руб. |
|||
Региональные системы электронных госзакупок | ||||||
Система электронных торгов Краснодарско- го края (http://set. cuban.info) |
4237 | 557 | 7150 | 170 | 5266 | 136 |
Система электронных торгов администрации Белгородской области (www.etrade.bel.ru) |
680 | 75 | 253 | 1084 | 39 | 147 |
Система государст- венных закупок адми- нистрации Новосибир- ской области (www.goszakaznso.ru) |
815 | 12 | 120 | 1687 | 16 | 619 |
Система государст- венного заказа Санкт-Петербурга (http://www.gzspb. ru) |
7844 | 1753 | 17 278 | |||
Система электронных торгов Владимирской области (http://vl. cognitive.ru) |
49 | 101 | ||||
Система электронного мониторинга цен ад- министрации Кемеров- ской области |
65 | 7 | 20 | 302 | 7 | 58 |
Отраслевые системы электронных госзакупок | ||||||
Отраслевая электрон- ная торговая площад- ка Минатома России (http://www.etp.ru) |
2715 | 268 | >700 | >12 000 | >1700 | >5000 |
Параллельно создаются ЭТП в рамках федеральных ведомств. Например, собственную систему электронной торговли создал Минатом России.
Однако следует отметить, что в нашей стране существует серьезное препятствие на пути широкого внедрения систем электронных госзакупок на федеральном и региональном уровнях в виде "неадекватной" нормативно-правовой базы. Вследствие этого органы государственной власти не могут использовать внедренные ЭТП в полной мере.
В настоящее время общий объем закупок для государственных нужд, проходящий через электронные торговые системы, составляет около 0,5% от общего объема государственных закупок в Российской Федерации. Естественно, пока это значительно ниже аналогичных показателей по другим странам мира. Так, в США данный показатель составляет более 5%, в Швеции - 20%, в Норвегии - 25%, в Ирландии - 11%.
В рамках ФЦП "Электронная Россия" планируется сделать ряд шагов, чтобы сократить данное отставание. В частности, в 2004 г. предполагается создание единого интернет-портала, на котором будет размещаться информация об объявленных государственных конкурсах и закупках.
Развитие электронной коммерции и интернет-магазинов (В2С) получило новый импульс в связи с ростом потребительского спроса и механизмов кредитования. Это также обусловлено повышением уровня проникновения Интернета в повседневную жизнь. Так, по различным оценкам, в Москве этот уровень составляет 20% всего населения города, а в Санкт-Петербурге - 15%.
Лидерами в данной области являются такие товарные группы, как цифровая и компьютерная техника, аудио-, видеотехника, книги, музыкальная и видеопродукция. Общий товарооборот электронной коммерции (B2С) в 2003 г. по различным оценкам достиг 500 млн долл. При этом удельный вес покупок товаров из указанных групп, сделанных с использованием Интернета, достигает 10-15% от их общего розничного товарооборота (табл. 4).
Таблица 4
Доля объемов розничных продаж через Интернет
по отдельным товарным группам
Товарная группа | Объем роз- ничных про- даж - всего, млрд. долл. |
Объем продаж через интернет-магазины, млн. долл. |
Доля продаж через Интернет в общем розничном товаро- обороте, % |
Компьютерная и циф- ровая техника |
1,9 | 75 | 3,95 |
Аудио- и видеопро- дукция, книжная продукция |
1,03 | 60 | 4,3 |
Бытовая техника | 4,8 | 96 | 2 |
Анализ позволяет выделить бизнес-модели, которые реально обеспечивают прибыльность розничного бизнеса в сети Интернет (табл. 5):
интернет-магазины, созданные крупными розничными торговыми сетями при использовании их бренда ("М-Видео", "Техносила");
интернет-магазины, которые созданы при участии крупных розничных торговых сетей и используют их логистическую структуру (www.smarton.ru, www.003.ru);
холдинговые структуры, объединяющие несколько интернет-магазинов, специализирующихся на различных товарных группах или видах услуг (холдинг eHouse).
Таблица 5
Объемы продаж через Интернет отдельных розничных
компаний и интернет-магазинов
Интернет-магазин | Доля продаж через Интернет в общем товарообороте, % |
Объем продаж через Интер- нет, млн. долл. |
Рост в 2003 г. по сравнению с 2002 г. |
Торговая сеть "М-Видео" (www.mvideo.ru) широкий спектр бытовой техники |
2 | 10 | В 2,5 раза |
ХолдингeHouse (www.ehouse.ru) включает в себя несколько десятков интернет-магазинов |
- | 39 | 110% |
Интернет-магазин Ozon (www.ozon.ru) книжная, аудио-, видео-продукция |
53 (47% через почтовый каталог) |
6,21 | 62% |
К основным проблемам, тормозящим развитие электронной коммерции в сегменте В2С, можно отнести:
низкий уровень использования пластиковых карт для платежей через Интернет в России, несмотря на их широкое распространение вообще (покупателей останавливает проблема безопасности);
значительные затраты на информирование потенциальных покупателей о существовании веб-сайта (его раскрутка);
сложность в определении механизмов мотивации покупателей для совершения покупок через Интернет;
низкий уровень обеспечения комплексного удобства пользователя интернет-магазином (поиск, заказ, оплата, кредит, сервис и т.д.);
трудности в построении надежной системы логистики (хранение товара, его своевременная доставка и т.д.);
отсутствие доступа к Интернету у потенциальных покупателей.
Тем не менее, несмотря на существующие проблемы, сектор электронной торговли демонстрирует впечатляющие темпы роста, которые, как показывают данные исследований, в ближайшие годы сохранятся. Это обусловливается растущим в обществе пониманием преимуществ электронной торговли, наличием достаточно развитой информационной инфраструктуры, а также значительной поддержкой со стороны государства, которую оно оказывает развитию электронной торговли.
С. Никандров,
независимый эксперт
"Финансовая газета", N 32, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71