Изменения для игорного бизнеса
В 2004 г. плательщики налога на игорный бизнес, как никто другой, почувствовали на себе неудачные попытки законодателя урегулировать их деятельность. Дело в том, что начало года было ознаменовано вступлением в силу главы 29 НК РФ и соответственно отменой Закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес".
Изменения законодательства носили кардинальный характер, вследствие чего последовало немало вопросов, прений и разногласий относительно новых положений законодательства об игорном бизнесе. Ничего удивительного в этом нет, так как изменения законодательства всегда требуют воплощения в жизнь новых, неизвестных на практике правовых норм. Но, поспешив, законодатель недостаточно серьезно подошел к вопросу налогообложения игорного бизнеса.
Не прошло и дня с момента появления нового подхода к регламентированию порядка исчисления и уплаты налога на игорный бизнес как и со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков была отмечена нелепость "популярной" ст. 370 НК РФ, определяющей порядок применения 1/2 ставки налога, и нормы ст. 366 НК РФ, посвященной месту регистрации объектов налогообложения. Не будем подробно комментировать эти известные положения, но отметим, что всем сразу стало ясно, что буква закона и дух закона в данном случае расходятся.
Почти сразу после вступления в силу главы 29 НК РФ проявились законодательные тенденции, направленные на устранение спорных моментов и изменение некоторых положений данной главы. В результате чего налогоплательщики, не оправившись от первого новшества, продолжают ощущать законотворческий эксперимент, принявший форму Федерального закона от 30 июня 2004 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй НК РФ".
Новым законом изменен порядок:
- применения 1/2 ставки налога на игорный бизнес;
- регистрации объектов налогообложения и уплаты налога.
Применение 1/2 ставки налога на игорный бизнес
Согласно новой редакции главы 29 НК РФ, устанавливая или снимая объект налогообложения на определенную дату, плательщики налога на игорный бизнес вправе применить 1/2 ставки налога исключительно в отношении вновь установленного или выбывшего объекта налогообложения, а не ко всем аналогичным объектам, находящимся в обладании налогоплательщиков.
Пример 1
Организатор игорного заведения в Московской области использует 15 игровых автоматов. 10-го числа текущего налогового периода им был продан один игровой автомат.
За два рабочих дня до выбытия игрового автомата организатор подал в налоговый орган соответствующее заявление об изменении общего количества объектов налогообложения.
Согласно Закону Московской области от 2 октября 2003 г. N 115/2003-0З "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области" (далее - Закон N 115/2003-03) налоговая ставка за каждый игровой автомат установлена в размере 3000 руб.
Расчет ежемесячной суммы налога на игорный бизнес по игровым столам, подлежащей взносу в бюджет:
Старый порядок
- В связи с тем что один игровой автомат выбыл до 15-го числа текущего налогового периода, на основании абз. 1 п. 4 ст. 370 НК РФ исчисление налога по всем игровым столам производится в размере 50%.
- Общее количество игровых автоматов, исчисление налога на игорный бизнес по которым производится в размере 50% (включая выбывший), -15 ед.
- Сумма налога по ним составит:
3000 х 15 ед. х 50% : 100% = 22 500 руб.
Новый порядок
- Поскольку один игровой автомат выбыл до 15-го числа текущего налогового периода, на основании абз. 1 п. 4 ст. 370 НК РФ исчисление налога на игорный бизнес по нему производится в размере 50%:
3000 х 1 ед. х 50% : 100% = 1500 руб.
- Количество игровых автоматов, исчисление налога на игорный бизнес по которым производится в полном размере, - 15 ед. - 1 ед. = 14 ед. Сумма налога составит:
3000 х 14 ед. х 50% : 100% = 42 000 руб.
- Общая сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет по итогам текущего налогового периода:
1500 руб. + 42 000 руб. = 43 500 руб.
Таким образом, по новому закону игорному заведению придется уплатить в бюджет большую сумму налога, причем разница составит 21 000 руб. (43 500 руб. - 22 500 руб.).
Порядок регистрации объектов
налогообложения и уплаты налога
Новый порядок регистрации объектов налогообложения заключается в том, что игорные заведения должны будут регистрировать объекты налогообложения в налоговом органе по месту установки данных объектов.
Данная норма закона позволила устранить ранее существующую неясность главы 29 НК РФ о месте регистрации объектов налогообложения, предписывающую производить регистрацию "по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика". То же правило касается и процедуры регистрации изменения количества объектов, и подачи налоговой декларации по налогу на игорный бизнес.
Все указанные регистрационные действия производятся по месту нахождения объекта налогообложения, даже если по месту его установки не создано обособленное подразделение (например, это касается отдельно стоящих игровых автоматов, не обладающих обязательным признаком обособленного подразделения - наличием стационарного рабочего места).
Пример 2
Организатор игорного заведения в Москве и Московской области использует в предпринимательской деятельности 15 игровых автоматов, из которых 10 автоматов установлены в г. Москве, а 5 - в Московской области и не обладают признаками обособленного подразделения.
Согласно Закону г. Москвы от 22 октября 2003 г. N 62 "О ставках налога на игорный бизнес" налоговая ставка за каждый игровой автомат на территории города установлена в размере 3750 руб.
Согласно Закону N 115/2003-0З налоговая ставка за каждый игровой автомат на территории Подмосковья установлена в размере 3000 руб.
Расчет ежемесячной суммы налога на игорный бизнес, подлежащей взносу в бюджет.
Старый порядок
В связи с тем что игровые автоматы, расположенные на территории Московской области, не обладают статусом обособленного подразделения, уплата налога на игорный бизнес в отношении всех игровых автоматов производится в бюджет г. Москвы по ставкам, действующим в этом городе:
3750 х 15 ед. = 56 350 руб.
Новый порядок
- Количество игровых автоматов, исчисление налога на игорный бизнес по которым производится в бюджет г. Москвы, - 10 ед. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет г. Москвы, по ним составит 3750 руб. х 10 ед. = 37 500 руб.
- Количество игровых автоматов, исчисление налога на игорный бизнес по которым производится в бюджет Подмосковья, - 5 ед. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет Московской области, по ним составит:
3000 руб. х 5 ед. = 15 000 руб.
- Общая сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет по итогам текущего налогового периода:
37 500 руб. + 15 000 руб. = 52 500 руб.
Как видно из приведенного примера, в связи с изменением порядка уплаты налога его сумма изменяется. В данном случае игорному заведению придется уплатить меньшую сумму налога, при этом разница составит 3850 руб. (56 350 руб. - 52 500 руб.).
Что касается перечисления налога на игорный бизнес, то направлять его надо будет в бюджеты тех регионов, на территории которых налогоплательщик осуществляет свою деятельность, независимо от того, создано или нет в месте установки объекта налогообложения обособленное подразделение.
Например, организация, расположенная в г. Москве, имеет игровые автоматы в Московской области, причем вследствие отсутствия обязательного признака обособленного подразделения (стационарного рабочего места), оно таковым не признается. В данной ситуации налог придется платить в Московской области, где установлены игровые автоматы и осуществляется предпринимательская деятельность с их применением.
Вступление в силу изменений
В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на вступление в силу рассматриваемого закона.
Дело в том, что для актов законодательства о налогах и сборах законодателем предусмотрен специальный порядок вступления таких актов в законную силу. Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, если самим актом не предусмотрены иные сроки вступления в силу всего акта или отдельных его положений.
Таким образом, по общему правилу нормы законодательства о налогах и сборах вступают в силу при соблюдении двух условий и соответственно наступления двух дат, из которых более поздняя и будет днем вступления в силу:
- первый день по истечении месяца со дня официального опубликования официального нормативного акта;
- первый день очередного налогового периода.
Если же в самом законе предусмотрены иные даты вступления в силу отдельных положений закона, следует применять срок, указанный в нормативном акте. Именно такая ситуация и сложилась со вступлением в силу закона о внесении изменений в ч. 2 НК РФ, который будет вступать в силу по частям:
- положения, касающиеся применения 1/2 ставки налога на игорный бизнес, вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (3 июля 2004 г.), но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на игорный бизнес;
- изменения в регистрации объектов налогообложения вступают в силу с 1 января 2005 года.
В заключение с сожалением заметим, что вступление в силу нового закона не решило всех спорных проблем. В частности, налогоплательщикам по-прежнему не ясно, как можно зарегистрировать объекты налогообложения за два дня до их выбытия в случае, когда такое выбытие происходит неожиданно (например, в результате поломки игрового автомата), сколько объектов налогообложения при эксплуатации игровых автоматов типа "Столбик", надо ли платить налог на игорный бизнес при эксплуатации детских игровых автоматов. Или, например, не разрешился вопрос о том, что следует понимать под "установкой" объектов налогообложения - их приобретение, регистрацию в налоговом органе или дату ввода в эксплуатацию.
Представляется, что в такой ситуации всем нам остается ждать судебных прецедентов. Или рассчитывать на то, что законодатель все же обратит внимание и на другие острые вопросы налогообложения игорного бизнеса и дополнит положения главы 29 НК РФ уточняющими формулировками.
Н. Чернова,
юрист консалтинговой группы "Экон-Профи"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 31, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.