Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли бюджетных средств, получаемых предприятиями ЖКХ для покрытия убытков, образовавшихся в результате оказания коммунальных услуг населению по государственным регулируемым ценам (тарифам), а также для компенсации недополученных тарифных платежей за оказанные услуги льготным категориям населения?
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг.
Источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг согласно вышеуказанному Федеральному закону и другим законодательным актам, в которых предусматриваются льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, определены средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма выпадающих доходов, образовавшаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, возмещается из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
Поэтому организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по регулируемому тарифу без применения льгот, установленных для отдельных категорий населения.
При этом следует иметь в виду, что уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на суммы недопоступивших из бюджета средств для компенсации выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов за оказанные услуги для отдельных категорий населения главой 25 НК РФ не предусмотрено.
Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, учитывается в составе сомнительных и безнадежных долгов согласно ст. 266 НК РФ.
Организации, реализующие коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, учитывают средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами, в составе внереализационных доходов, в том числе и в случае, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
Одновременно сообщаем, что глава 25 НК РФ не содержит положения об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, применяющих регулируемые тарифы за оказанные услуги населению, на суммы недопоступивших из бюджета средств на покрытие сумм превышения расходов над доходами.
О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 июля 2004 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1