Письмо Минфина России N 119, Госналогслужбы России N ВП-4-15/102н от 31.08.1994 не отменено. В связи с этим подлежат ли налогообложению дивиденды по акциям, закрепленным в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, направленные на возмещение расходов по содержанию объектов социально-культурного и жилищно-бытового назначения, не включенных в состав приватизированного имущества предприятия?
Пунктом 1 письма Минфина России N 119, Госналогслужбы России N ВП-4-15/102н от 31.08.1994 "О порядке направления дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной, государственной собственности субъектов Российской Федерации, на финансирование содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также использования взимаемого на их содержание установленного налога" было предусмотрено, что предприятия - балансодержатели (акционерные общества открытого типа), имевшие в своих уставных капиталах закрепленную долю федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, были вправе возмещать свою долю расходов, превышавшую размер установленных льгот по налогу на прибыль и причитавшихся платежей в бюджет по налогу на содержание этих объектов, согласно договорам о совместном использовании и финансировании объектов социальной инфраструктуры, полностью или частично за счет дивидендов по акциям государства, причитавшихся к взносу в соответствующий бюджет. Вышеуказанные дивиденды не подлежали уменьшению на 15%-й налог с доходов от ценных бумаг.
В связи с введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 НК РФ вышеназванное письмо Минфина России и Госналогслужбы России в части налогообложения не применяется, хотя соответствующими министерствами оно и не отменено.
Перечень доходов, не учитываемых в качестве облагаемых налогом на прибыль, является закрытым и приведен в ст. 251 НК РФ.
Статьей 251 НК РФ не предусмотрено отнесение дивидендов по акциям, принадлежащим государству, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы.
Таким образом, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, учитываются при определении налоговой базы.
Разъяснения о необходимости удержания налога с доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству, приведены в подразделе "Дивиденды по акциям, принадлежащим государству" п. 7.2.7 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому с 1 января 2002 года в соответствии со ст. 275 и 284 НК РФ налогообложение доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в порядке налогообложения дивидендов, полученных от российских организаций российскими организациями.
Пунктом 2 ст. 275 НК РФ установлено следующее.
Для налогоплательщиков, не указанных в п. 3 ст. 275 НК РФ, по доходам в виде дивидендов, за исключением приведенных в п. 1 данной статьи настоящего Кодекса доходов, налоговая база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных вышеуказанным пунктом ст. 275 НК РФ.
Если источником дохода налогоплательщика является российская организация, то она признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ.
При этом сумма налога, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов, рассчитывается налоговым агентом исходя из общей суммы налога, исчисленной в порядке, установленном данным пунктом ст. 275 НК РФ, и доли каждого налогоплательщика в общей сумме дивидендов.
В п. 1 ст. 275 НК РФ в качестве источника дохода налогоплательщика рассматривается иностранная организация.
Таким образом, особенности определения налоговой базы по доходам в виде дивидендов, определенные п. 2 ст. 275 НК РФ, относятся к случаю налогообложения дивидендов, полученных от российских организаций российскими организациями.
Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 284 НК РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется ставка 6%.
Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным п. 2-4 вышеуказанной статьи НК РФ, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Таким образом, как следует из п. 2 ст. 275 и п. 3, 6 ст. 284 НК РФ, выплата дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, производится после удержания налоговым агентом (акционерным обществом) налога на дивиденды.
Вышеуказанный налог удерживается по ставке в размере 6%. Сумма налога, исчисленная по вышеуказанной ставке, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Разница между суммой дивидендов и суммой налога на дивиденды перечисляется в доход соответствующих бюджетов (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета).
Обращаем внимание читателей журнала на то, что необходимость налогообложения доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования, выводится из утверждения о том, что в данном случае собственниками этих акций (акционерами) являются российские организации.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 124 ГК РФ).
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, по поводу прав собственности на акции (то есть между акционерами) регулируются гражданским законодательством.
Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 1 ст. 124 ГК РФ).
Следовательно, в рассматриваемых отношениях, регулируемых гражданским законодательством, к Российской Федерации и субъектам Российской Федерации применяются нормы, определяющие участие юридических лиц.
А.А. Назаров
1 июля 2004 г.
"Налоговый вестник", N 7, июль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1