Изменения в Налоговом Кодексе Российской Федерации
Федеральным законом от 29.06.04 г. N 58-ФЗ (далее - Закон) внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Налоговый кодекс Российской Федерации. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 9 НК РФ, в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, входят в том числе:
налоговые органы: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба), и его территориальные органы.
Статья 30 "Налоговые органы в Российской Федерации" НК РФ также претерпела изменения. В частности, из нее исключены положения, наделяющие полномочиями налоговых органов таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. В соответствии с новой редакцией этой статьи налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
таможенные органы: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба), и его территориальные органы.
Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов определены в ст. 34 НК РФ.
Минфин России, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов (т. е. финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ (п. 6 ст. 9), исключены из перечня участников налоговых правоотношений.
Однако в НК РФ введена ст. 34.2 "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов", в соответствии с которой Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам, формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, и порядок их заполнения, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления и местных налогах и сборах.
В связи с новым разграничением полномочий следует обратить внимание на ст. 4 НК РФ, согласно которой федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
В данной статье определено, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. В связи с этим следует обратить внимание на Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. N 1009, а также на решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 23.12.02 г. по делу N 9181/02, в котором было определено, что Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденные приказом МНС России от 5.07.02 г. N БГ-3-05/344, носят характер нормативного правового акта.
Изменена и ст. 16 "Информация о налогах" НК РФ. Ранее предусматривалось, что сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально должны публиковаться МНС России, а сведения о действующих местных налогах и сборах и об их основных положениях должны публиковаться не реже одного раза в год соответствующими региональными налоговыми органами. Теперь информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Минфин России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы (при этом не определены сроки направления и обязанность каких-либо органов публиковать указанные акты).
Вместе с тем в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 21 "Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)" НК РФ, налогоплательщики, в частности, имеют право:
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. При этом права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов (ст. 22 НК РФ).
Существенные изменения и дополнения внесены в главу 9 НК РФ, регулирующую вопросы изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени. Так, в п. 2 ст. 61 НК РФ было установлено, что изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном данной главой НК РФ. Однако в ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В связи с этим в указанный пункт ст. 61 НК РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, законами субъектов Российской Федерации о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.
Согласно ст. 63 НК РФ (с учетом внесенных изменений) органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов;
по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, или уполномоченные ею иные таможенные органы;
по государственной пошлине - органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной пошлине, принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины;
по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
Если суммы налогов и сборов поступают в разные бюджеты, то решение об изменении срока уплаты платежа принимается соответствующим органом по решению с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 63 НК РФ).
Следует обратить также внимание на п. 6 ст. 61 НК РФ, в соответствии с которым изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и пени теперь производится в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ. Однако в ст. 63 НК РФ указано, что определение органа, уполномоченного принимать решение об изменении срока уплаты налога, зависит от вида налога (федеральный, региональный и местный) и бюджета, в который зачисляются суммы налога. Вместе с тем налоги, уплаченные при применении специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог), не отнесены к какому-либо виду (согласно п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов), и суммы этих налогов распределяются по различным бюджетам (в том числе бюджетам государственных внебюджетных фондов) в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, неясно, какой орган уполномочен принимать решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или налогового кредита при применении специальных налоговых режимов.
В части представления налоговых деклараций и осуществления налогового контроля следует обратить внимание на то, что положения, распространяющие порядок декларирования, предусмотренный главой 13 НК РФ, на порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, и устанавливающие, что органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 НК РФ (п. 2 ст. 82), признаны утратившими силу.
Нормы Закона N 2118-1, содержащие изменения и дополнения в НК РФ, вступили в силу с 1 августа 2004 г. (ст. 81 Закона). Как уже указывалось, они вызваны в том числе изменением полномочий и функций органов исполнительной власти (в частности, инструкции по применению глав НК РФ или формы налоговых деклараций и порядок их заполнения вместо МНС России теперь будет утверждать Минфин России). Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 78 данного Закона нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу Закона N 2118-1, действуют впредь до признания их утратившими силу или принятия соответствующих нормативных правовых актов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 33, август 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71