Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 июля 2004 г. N КА-А40/5754-04
(извлечение)
ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс" обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Москомзема, выразившиеся в отказе изготовления кадастровой карты земельных участков и об обязании Московского земельного комитета изготовить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на земельные участки, расположенные по адресу: 123995, город Москва, Бережковская набережная, дом 20. В ходе рассмотрения дела заявителем уточнены требования, в силу которых просит суд обязать Московский земельный комитет поставить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на спорные земельные участки.
Решением от 17.12.2003, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2004, в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что имело место ненадлежащее обращение о постановке на кадастровый учет с учетом требований ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре". Москомзем согласно Положению о нем не наделен обязанностью по изготовлению и выдаче кадастровой карты, что отсутствуют доказательства наличия дежурной кадастровой карты.
Не согласившись с выводами суда ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс", в заявленной кассационной жалобе просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты по основаниям неправильного применения норм материального права, что в силу ст. 288 АПК РФ является основанием для их отмены. Вывод суда обязанности Москомзема по изготовлению и выдаче кадастровой карты не соответствует закону, а именно ст. 70 Земельного кодекса РФ, ст. 9 ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 N 22, Положение о Московском земельном комитете, утвержденном совместным распоряжением Мэра Москвы и Госкомзема РФ от 07.10.1996 N 371/1-РМ-1-30/1967.
В судебном заседании представитель поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Москомзем, извещенный о слушании дела, в судебное заседание представителя не направил. В представленном отзыве ответчик высказал возражения против удовлетворения жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными, указав при этом, что в настоящее время осуществляется оформление правоустанавливающих документов ЗАО "Лираль- Индустрия".
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене ввиду их не достаточной обоснованности и неправильным применением норм материального права.
Согласно ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд, прежде всего, должен определить круг обстоятельств имеющих значение для дела и подлежащих доказыванию, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, определить какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить при разрешении спора.
Указанные требования закона судом не выполнены.
ЗАО "Лираль-Индустрия пластмасс", обращаясь в суд с заявлением о об обязании Московского земельного комитета поставить на кадастровый учет и выдать кадастровую карту (план) на земельные участки, расположенные по адресу: 123995, город Москва, Бережковская набережная, дом 20 в обоснование требований указало на незаконные действия Москомзема, выразившиеся в необоснованных отказах изготовления кадастровой карты земельных участков. При этом заявитель исходит из установленной законом обязанности органов, осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, предоставлять сведения заинтересованному лицу.
Отказывая в удовлетворении требований суд исходил из того, что Москомзем не является органом на который возложена обязанность по изготовлению и выдаче кадастровой карты, поскольку в силу ст. 36 ЗК РФ обязанность по обеспечению изготовления кадастровой карты возложена на орган местного самоуправления.
Указанный вывод суда ошибочен и не основан на законе.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Согласно ст. 9 ФЗ от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственное управление в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра осуществляется Правительством РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. Федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами осуществляет возложенные на него полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918, сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами.
В соответствии с п. 2.4., п. 3.3. Положением о Московском земельном комитете, утвержденным совместным распоряжением Мэра Москвы и Госкомзема от 07.10.1996 N 371/l-PM-l-30/1967 основными задачами и функциями Москомзема являются: создание и ведение государственного земельного кадастра в г. Москве, в том числе создание цифровой картографической основы земельного кадастра и кадастровой карты, создание и актуализация кадастровой базы данных, ведение дежурной, оперативной кадастровой карты, осуществляет ведение: государственного кадастра городских земель; автоматизированной информационной системы банка данных государственного земельного кадастра.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра" распоряжением Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы от 15.04.2003 N 199-РЗМ "О порядке оформления плана земельного участка объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации" Москомзему определено осуществлять с 21 апреля 2003 года подготовку, оформление и выдачу планов земельных участков в соответствии с Правилами оформления кадастрового плана земельного участка (ГЗК-1-ТО-04-01-01), утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 10.04.2001.
Из приведенных нормативных актов усматривается, что исключительной компетенцией по оформлению кадастровых планов в городе Москве обладает Москомзем. При таких обстоятельствах суд, не применив подлежащие применению нормы права, сделал ошибочный вывод суда об отсутствии установленной законом обязанности Москомзема по проведению действий кадастрового учета и выдачи сведений, а именно кадастровых карт. Выводы суда опровергаются также самим ответчиком, который подтвердил, что в настоящее время проводит оформление земельно-правовых отношений.
Что же касается вывода суда о несоответствии поданных истцом документов ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", то сделан он на основании недостаточно исследованных материалов дела и является необоснованным.
Согласно ст. 19 ФЗ "О государственном земельном кадастре", носящей общий характер, для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка уполномоченный орган на основании заявления юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Как было указано выше, Москомзем является единственным органом уполномоченным проводить действия по проведению кадастрового учета земель на территории г. Москвы и выдачи сведений. Заявителем представлены доказательства неоднократного обращения в Москомзем с требованием о проведении действий по кадастровому учету и отказы последнего, однако, судом не дана оценка указанным доказательствам.
Суд в нарушение требований ст.ст. 170, 271 АПК РФ какие процедуры не соблюдены обществом и какие документы не представлены заявителем Москомзему для проведения действий по кадастровому учету. Не указал, что препятствовало Москомзему в установленным законом срок оформить проект границ, провести кадастровый учет земельного участка с отражением сведений на дежурной кадастровой карте, а также выдать истцу кадастровый план земельного участка.
Поскольку при разрешении спора судом фактические обстоятельства в полном объеме не исследованы и требуется дополнительное их исследование, а суд кассационной лишен возможности проверить законность и обоснованность выводов суда, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит, с учетом указанного, в полном объеме исследовать фактические обстоятельства и с учетом изложенного правильно применив нормы материального права вынести решение.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 17 декабря 2004 года и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 21 апреля 2004 года по делу N А40-34259/03-57-284 отменить дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2004 г. N КА-А40/5754-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании