Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 21 октября 2020 г. N 214/3
(седьмого созыва)
на проекты федеральных законов N 1013197-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части продления срока действия единого налога на вмененный доход" и N 1003319-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и N 1033331-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проекты федеральных законов N 1013197-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в части продления срока действия единого налога на вмененный доход" (далее - законопроект 1), N 1003319-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - законопроект 2) и N 1033331-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - законопроект 3) и сообщает следующее.
Частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" установлено, что положения главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), регулирующей отношения в части уплаты налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не будут применяться с 1 января 2021 года.
Законопроектами предлагается пролонгировать действие главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ: законопроектом 1 - до 1 января 2025 года, законопроектом 2 и 3 - до 1 января 2024 года.
Как отмечается авторами законопроекта, реализация проектируемых норм позволит снизить налоговое бремя для налогоплательщиков в лице малого бизнеса, обеспечить стабильность их деятельности, сохранить действующий упрощенный порядок исчисления и уплаты налогов субъектами малого предпринимательства.
Поддерживая смягчение условий налогового бремени для налогоплательщиков в лице малого бизнеса, Комитет считает необходимым отметить следующее.
1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) была введена в условиях недостаточно качественного контроля за реальными доходами налогоплательщиков по отдельным видам предпринимательской деятельности. Вследствие чего отмечалась невозможность точного расчета документально подтвержденной налогооблагаемой налоговой базы. При этом ЕНВД представляет собой систему налогообложения определенных видов деятельности, при которой сумма налога рассчитывается не с фактически полученной прибыли, а с вмененного дохода.
Однако, в связи с совершенствованием налогового администрирования, в том числе за счет вменения в обязанность всем организациям и индивидуальными предпринимателям при осуществлении ими расчетов наличными и безналичными денежными средствами с покупателями товаров (работ, услуг) использовать контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники (статья 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации"), проблема получения информации о реальных доходах налогоплательщиков была урегулирована.
Кроме того в настоящее время Комитет отмечает существенное развитие цифровых технологий в различных сферах экономики, в результате чего движение денежных потоков становится более прозрачным и контролируемым.
В связи с чем, необходимость пролонгации режима ЕНВД отсутствует.
2. Стоит отметить, что в настоящее время НК РФ предоставляет субъектам малого предпринимательства право самостоятельно выбрать оптимальный режим налогообложения с учетом осуществляемой каждым отдельным субъектом малого и среднего бизнеса деятельности.
Так, например, в настоящее время действуют общий режим налогообложения и специальный, к которому относятся упрощенная система налогообложения (далее - УСН), патентная система налогообложения (далее - ПСН) и налог на профессиональную деятельность (режим "самозанятых") (далее - НПД).
При этом важно отметить, что все налоги, уплачиваемые субъектами малого и среднего предпринимательства, использующими УСН и НПД, направляются в региональные бюджеты, а ПСН - в муниципалитеты.
В связи со всем вышесказанным, пролонгация режима ЕНВД, по мнению Комитета, является нецелесообразной.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает принятие законопроектов в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.