Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, во исполнение Соглашения о сотрудничестве в области информационного обмена между Управлением и ООО "Гарант - ВН", направляет информационный материал, подготовленный на основе анализа поступивших в 3 квартале 2020 года в налоговые органы Новгородской области обращений налогоплательщиков в письменном виде и в порядке телефонной связи, для размещения в справочно-правовой системе "Гарант".
Руководитель, государственный советник Российской Федерации 3 класса |
А.Г. Веселов |
Приложение
Вопрос: Являются ли плательщиком налога на имущество в 2021 году организация, осуществляющая деятельность в сфере физкультуры и спорта, применяющая упрощенную систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) применение организациями упрощенной системы налогообложения или уплата ими единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
Налогоплательщики - организации, применяющие специальные режимы налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 372 НК РФ устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
В соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в электронной форме в налоговый орган субъекта Российской Федерации и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На территории Новгородской области Областным Законом от 27.11.2014 N 654-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций" (с учетом изменений и дополнений)", установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в статье 378.2 НК РФ, в том числе у организаций, применяющих специальные режимы налогообложения.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень) на территории Новгородской области устанавливается Правительством региона ежегодно.
Организации, применяющие специальные налоговые режимы УСН и ЕНВД, с 2018 года являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении объектов, включенных в Перечень (с учетом изменений и дополнений).
Областным законом Новгородской области от 27.10.2017 N 155-ОЗ "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций" внесены изменения в статью 3 - 1 Областного закона от 30.09.2008 N 384-ОЗ "О налоге на имущество организаций", согласно которым налоговые льготы в части имущества организации, осуществляющие основную деятельность в области физкультуры и спорта, финансируемые или получающие ассигнования из областного бюджета, местных бюджетов, на территории Новгородской области не применяются.
Таким образом, организация, осуществляющая деятельность в сфере физкультуры и спорта, применяющая упрощенную систему налогообложения в 2021 году, при наличии объектов недвижимого имущества, указанных в Перечне (с учетом изменений и дополнений), будет являться плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащего ей на праве собственности недвижимого имущества.
В связи с этим, организации будет обязана в течение налогового периода уплачивать авансовые платежи по налогу по истечении отчетного периода не позднее 5 числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом и представить декларацию по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за истекшим календарным годом. Сумма налога, исчисленная по истечении налогового периода, подлежит уплате налогоплательщиками в десятидневный срок со дня, установленного для подачи налоговой декларации (ст. 386 НК РФ, ст. 5 Областного закона от 30.09.2008 N 384-ОЗ "О налоге на имущество организаций").
Вопрос: Какой порядок предоставления имущественного налогового вычета при приобретении жилья военнослужащим?
Ответ: В целях обеспечения военнослужащих жильем создана накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), в рамках которой ее участнику - военнослужащему предоставляется на период прохождения им военной службы целевой жилищный заем. В течение указанного периода заем является беспроцентным (Закон от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих").
Средства данного займа могут быть направлены:
- на приобретение жилья;
- уплату первоначального взноса при приобретении жилья с использованием ипотечного кредита (займа), уплату части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Как правило (например, при общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более), целевой жилищный заем погашает Минобороны России.
Если участник НИС досрочно увольняется с военной службы, он обязан возвратить сумму, выплаченную Минобороны России в погашение целевого жилищного займа, ежемесячными платежами в срок не свыше 10 лет. Кроме того, в отдельных случаях (например, при увольнении в связи с лишением воинского звания) он также обязан уплатить проценты по этому займу, начисленные со дня увольнения, по ставке, установленной договором целевого жилищного займа.
В соответствии с пп. 3, 4 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных расходов на покупку на территории РФ, в частности, квартиры, а также на погашение процентов по целевым займам (кредитам), израсходованным на ее приобретение.
Согласно пп. 1 п. 3, п. 4 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется по расходам на приобретение квартиры в размере, не превышающем 2 000 000 рублей, по расходам на уплату процентов в соответствии с договором займа (кредита) в размере не более 3 000 000 рублей.
Согласно п. 5 ст. 220 Кодекса указанные имущественные вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение жилья, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, если гражданин приобрел квартиру за счет средств безвозмездного целевого жилищного займа, которые он не возвращал, право на получение имущественного вычета у гражданина отсутствует.
В случае, если на покупку квартиры помимо целевого займа гражданин потратил также собственные денежные средства, ему может быть предоставлен имущественный налоговый вычет в размере, определенном как разница между общей суммой расходов на приобретение квартиры и суммой денежных средств, полученных из федерального бюджета.
Согласно п. 7 ст. 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Кроме того, имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вопрос: Какой порядок уведомления налогового органа о переходе налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) на упрощенную систему налогообложения (УСН)?
Ответ:
1. Вновь созданные (вновь зарегистрированные) организации (индивидуальные предприниматели - ИП)
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе уведомить налоговый орган по месту постановки на налоговый учет о переходе на УСН ("Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения", рекомендованная форма N 26.2-1- далее Уведомление, Приложение N 1 к Приказу ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения"), соблюдая установленный срок - не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в данном налоговом органе (в соответствии со свидетельством о постановке на учет). При этом право применения УСН возникает с даты постановки на учет в налоговом органе.
2. Налогоплательщики (организации и ИП), применяющие в текущем календарном году общий режим налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщики вправе добровольно перейти на УСН с начала следующего календарного года.
В случае изъявления желания перейти на УСН со следующего календарного года (т.е. начиная с 1 января следующего календарного года), налогоплательщики обязаны уведомить (Уведомление, Приложение N 1 к Приказу ФНС от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения") об этом налоговый орган по месту учета (по месту нахождения организации или по месту жительства ИП) соблюдая установленный срок - не позднее 31 декабря текущего календарного года.
3. Налогоплательщики, применяющие в текущем календарном году ЕНВД.
С 01 января 2021 года, в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", на территории Российской Федерации отменяется специальный налоговый режим - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
С 01.01.2021 в связи с отменой ЕНВД организации и ИП, которые состоят на учете в налоговых органах в качестве плательщиков ЕНВД, будут автоматически сняты с такого учета. Для перехода с 01.01.2021 на УСН нужно не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговый орган по месту своего нахождения уведомление о переходе на УСН по форме N 26.2-1, утвержденной приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@.
Если налогоплательщик совмещает ЕНВД и УСН, уведомлять о переходе на УСН не нужно. Ведь он уже применяет УСН. С 01.01.2021 данный налогоплательщик признается плательщиком УСН, в том числе по доходам, которые до этой даты облагались ЕНВД.
При этом должны быть соблюдены условия для продолжения применения УСН в 2021 г. (например, доходы по итогам 2020 г., которые определяются в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 Кодекса, не должны превышать 200 млн руб.)
Если в IV квартале 2020 г. налогоплательщик нарушил условия для применения УСН, он должен сообщить об этом налоговому органу не позднее 15 января 2021 г. (п. 5 ст. 346.13 Кодекса).
Вопрос: Где можно узнать ИНН физического лица?
Ответ: Узнать ИНН физического лица можно на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) с помощью электронного сервиса "Сведения об ИНН физического лица" (https://service.nalog.ru/inn.do),
Для получения информации следует заполнить форму запроса о наличии постановки на учет с присвоением ИНН: указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, вид документа, удостоверяющего личность, серию и номер документа, а также сведения о его выдаче. Информация о наличии ИНН у физического лица будет отражена в строке результата.
Вопрос: Какая форма доверенности предусмотрена законодательством при подаче/получении документов в регистрирующем органе представителем заявителя?
Ответ: В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подача/получение документов в регистрирующем органе представителем заявителя осуществляется на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.
Вопрос: В какой срок осуществляется государственная регистрация создания крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация создания КФХ - юридического лица осуществляется в срок 3 рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган.
Вопрос: Как посчитать и заплатить налог на профессиональный доход?
Ответ: Согласно нормам Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" сумму налога на профессиональный доход рассчитывает налоговый орган.
О начисленном налоге налогоплательщика уведомляют через мобильное приложение "Мой налог". Такое уведомление приходит до 12-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Заплатить налог нужно до 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.
Первый налоговый период считают со дня регистрации и до конца следующего месяца. Например, при постановке на учет в январе уведомление о начисленном налоге впервые придет до 12 марта.
Заплатить указанную в нем сумму нужно до 25 марта. Налогоплательщик может уполномочить банк или оператора электронной площадки уплачивать налог автоматически. Также в приложении "Мой налог" можно настроить возможность направления уведомлений об уплате налога напрямую в банк.
Налоговый орган передаст информацию о начисленном налоге, а банк спишет ее по поручению налогоплательщика в установленный срок. Списание начисленных сумм без поручения и ведома налогоплательщика с его счетов не происходит.
Вопрос: В какой налоговый орган направляется жалоба (апелляционная жалоба)?
Ответ: В соответствии со ст. 139, 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.
Апелляционная жалоба подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган.
Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
Вопрос: В каком размере и кем устанавливаются налоговые ставки по транспортному налогу для легковых автомобилей?
Ответ: В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ и могут меняться ежегодно.
Актуальная информация о налоговых ставках, применяемых на территории всех регионов РФ, размещается в электронном сервисе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" (https://www.nalog.ru/rn53/service/tax/).
Если законом субъекта не установлены налоговые ставки, то при исчислении транспортного налога применяются ставки, установленные ст. 361 Налогового кодекса РФ.
В Новгородской области транспортный налог регламентируется Областным законом Новгородской области от 30.09.2008 N 379-ОЗ "О транспортном налоге".
В соответствии со ст. 3 Областного закона от 30.09.2008 N 379-ОЗ с 01.01.2020 на территории региона для легковых автомобилей установлены следующие ставки транспортного налога:
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
- до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло:
до 7 лет включительно - 18 руб.
свыше 7 лет - 14 руб.
- свыше 100 л. с. до 125 л. с. (свыше 73,55 кВт до 91,94 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло:
до 7 лет включительно -25 руб.
свыше 7 лет - 20 руб.
- свыше 125 л. с. до 150 л. с. (свыше 91,94 кВт до 110,33 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло:
до 7 лет включительно -35 руб.
свыше 7 лет - 28 руб.
- свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло:
до 7 лет включительно - 50 руб.
свыше 7 лет - 40 руб.
- свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло:
до 7 лет включительно - 75 руб.
свыше 7 лет - 60 руб.
- свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт), с года выпуска которых прошло:
до 7 лет включительно - 150 руб.
свыше 7 лет - 120 руб.
Вопрос: Необходимо ли представлять в регистрирующий орган справку из Пенсионного фонда, при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя?
Ответ: В соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" заявитель вправе представить в регистрирующий орган документ (справка), подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Если указанный документ (справка) не представлен заявителем, регистрирующий орган самостоятельно запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) предусмотренные вышеуказанными положениями сведения.
При наличии сведений из ПФР о невыполнении требований, предусмотренных вышеуказанными положениями, регистрирующим органом принимается решение об отказе в регистрации.
Вопрос: Каков порядок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения (ПСН)?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 346.51 Налогового кодекса РФ налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки:
1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
- в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
- в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.
В этом случае, если произведен перерасчет суммы налога, то сумма налога, подлежащая доплате, уплачивается не позднее 20 дней со дня снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе.
Если в результате перерасчета суммы налога уплаченная сумма налога превысила исчисленную сумму налога, то возврат излишне уплаченной суммы налога производится в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного подпунктом 1 или 2 пункта 2 ст. 346.51 Налогового кодекса РФ срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Налогоплательщики, утратившие в соответствии с пунктом 3 статьи 346.50 Налогового кодекса РФ право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента.
Вопрос: Где можно узнать информацию о задолженности по имущественным налогам физических лиц?
Ответ: Получить информацию о задолженности можно одним из следующих способов:
- с помощью сервиса официального сайта ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (https://lkfl2.nalog.ru/lk/);
- проверить наличие информации о себе в Банке данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов (http://www.fssprus.ru/iss/ip/);
- авторизовавшись на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).
Вопрос: Как можно вернуть излишне удержанную работодателем сумму налога на доходы физических лиц (НДФЛ)?
Ответ: НДФЛ может быть удержан в излишней сумме, например, если работодатель предоставил работнику налоговый вычет не с начала года или исчислял налог по более высокой ставке, не учитывая приобретение работником статуса налогового резидента РФ.
По общему правилу, в соответствии со ст. 231 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
В отдельных случаях, указанных в Кодексе, за возвратом излишне удержанного НДФЛ необходимо обращаться в налоговый орган, например, при приобретении статуса налогового резидента (пп.1.1 п. 1ст. 231 Кодекса), с иных доходов, указанных в ст. 231.1 Кодекса.
Работодатель обязан сообщить работнику (в произвольной форме) о каждом обнаруженном им факте излишнего удержания НДФЛ и сумме переплаты в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 231 Кодекса).
После получения сообщения от работодателя, а также в случае самостоятельного обнаружения факта излишнего удержания им НДФЛ из дохода работник должен подать работодателю письменное заявление о возврате суммы излишне удержанного налога. Такое заявление составляется в произвольной форме. В нем нужно указать банковский счет для перечисления денежных средств, поскольку возврат переплаты производится работодателем только в безналичной форме (п. 1 ст. 231 Кодекса).
Сумма излишне удержанного НДФЛ должна поступить на указанный работником банковский счет в течение трех месяцев с даты получения работодателем заявления о возврате налога. При нарушении данного срока работнику должны быть выплачены проценты за каждый календарный день просрочки в размере ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни такой просрочки (абз. 3, 5 п. 1 ст. 231 Кодекса).
Обращаться в налоговый орган за возвратом излишне удержанного НДФЛ необходимо в следующих случаях (ст. 216, абз. 10 п. 1, п. 1.1 ст. 231 Кодекса):
- если на момент обнаружения переплаты работодатель, удержавший налог в излишней сумме, перестал существовать (например, вследствие ликвидации организации);
- если работник в течение календарного года приобрел статус налогового резидента РФ, а работодатель не смог зачесть все суммы налога, удержанные по ставке 30%, при расчете налога по ставке 13%.
Для возврата переплаты необходимо подать:
- налоговую декларацию формы 3-НДФЛ;
- заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с указанием банковского счета для перечисления денежных средств;
- подтверждающие документы. Например, для подтверждения приобретения статуса налогового резидента РФ можно представить копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, данные миграционных карт, документы о регистрации по месту жительства (пребывания), а также документ, подтверждающий статус налогового резидента, выданный налоговым органом.
Налоговую декларацию и документы необходимо подать в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) работника (п. 6 ст. 78, п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 83, п. 1.1 ст. 231 Кодекса) следующим образом (п. 4 ст. 80 Кодекса):
а) в бумажной форме:
- непосредственно в налоговый орган или через МФЦ (лично или через представителя);
- почтовым отправлением с описью вложения.
б) в электронной форме, в том числе через электронный сервис "Личный кабинет налогоплательщика - физического лица" или Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Налоговый орган в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и подтверждающих документов проводит камеральную проверку. По окончании проверки налогоплательщику направляется сообщение о принятом решении, в том числе об отказе в возврате НДФЛ (п. 9 ст. 78, п. п. 1, 2 ст. 88 Кодекса).
При установлении факта излишнего удержания НДФЛ сумма переплаты подлежит возврату в течение месяца со дня получения заявления о возврате налога или, если заявление представлено вместе с декларацией, не ранее окончания камеральной проверки или даты, когда она должна быть завершена, и не ранее принятия решения о возврате налога. Излишне удержанная сумма будет перечислена на банковский счет налогоплательщика , указанный в заявлении о возврате НДФЛ (п. п. 6, 8, 8.1 ст. 78 Кодекса).
Вопрос: Какие органы и в какие сроки представляются в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Вопрос: Какие льготы по земельному налогу для физических лиц установлены Налоговым кодексом Российской Федерации?
Ответ: От налогообложения освобождаются физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (пп. 7 п. 1 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации).
При исчислении земельного налога за налоговые периоды до 2017 года было предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости участка на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Начиная с 2017 г., для отдельных льготных категорий налогоплательщиков по земельному налогу предусмотрен налоговый вычет в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров земельного участка (п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации). Указанный вычет применяется при определении налоговой базы.
Подробную информацию о налоговых льготах (федеральных и местных) можно узнать с помощью электронного сервиса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам", размещенного на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в группе сервисов "Справочная информация" (https://www.nalog.ru/rn53/service/tax).
Вопрос: Как получить стандартный налоговый вычет?
Ответ: Стандартные вычеты предоставляет налоговый агент, который выплачивает доход сотруднику. Вычеты могут быть предоставлены сотруднику как "на себя", так и на детей.
Вычеты предоставляются ежемесячно при выплате дохода. Если в каком-то месяце дохода нет, то вычет можно предоставить в другом месяце до конца текущего года (на следующий год стандартный вычет не переносится).
Стандартный налоговый вычет "на себя" могут получить следующие льготные категории налогоплательщиков:
- инвалиды;
- участники боевых действий, ветераны ВОВ, военнослужащие;
- чернобыльцы и иные лица, пострадавшие от радиационных аварий или в результате испытаний ядерных установок, ядерного оружия и космической техники, а также во время учений и иных работ на подобных объектах;
Стандартный налоговый вычет на детей предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Стандартные вычеты налогоплательщику "на себя" предоставляются в размере:
- 3 000 руб. (право на вычет имеют чернобыльцы и иные лица, поименованные в пп. 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс));
- 500 руб. (право на вычет имеют инвалиды с детства, инвалиды I и II групп и иные лица, поименованные в пп. 2 п. 1 ст. 218 Кодекса).
Если физическое лицо имеет право на два стандартных вычета "на себя", ему предоставляется максимальный из них. Суммировать вычеты (применять их одновременно) нельзя (п. 2 ст. 218 Кодекса).
Стандартные вычеты на детей в зависимости от количества детей предоставляются в следующем размере:
- вычет на первого и второго ребенка - 1 400 руб. на каждого ребенка;
- вычет на третьего и каждого последующего ребенка - 3 000 руб.
В повышенном размере (12 000 руб. или 6 000 руб.) предоставляются вычеты на детей-инвалидов (пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса).
Для предоставления налогоплательщику стандартного вычета налоговый агент должен иметь на руках заявление сотрудника о предоставлении вычета и документы, подтверждающие вычет.
В заявлении налогоплательщик может указать конкретный налоговый период, тогда для предоставления ему стандартных вычетов в следующем году потребуется новое заявление.
Право на вычет "на себя" подтверждают документы, которые позволяют установить, что налогоплательщик относится к одной из льготных категорий граждан. Например, наличие и степень инвалидности может подтвердить справка об установлении инвалидности.
Право на "детский" вычет могут подтверждать, например, следующие документы:
- копия свидетельства о рождении ребенка, свидетельство об установлении отцовства или справка об усыновлении (удочерении), копия удостоверения приемного родителя;
- документы, подтверждающие уплату алиментов на ребенка;
- справка из учебного заведения, в котором ребенок проходит обучение;
- справка об установлении инвалидности ребенка.
Если сотрудник начал работать не с первого месяца года, то для получения стандартного вычета на детей он, кроме заявления и подтверждающих документов, должен представить справку о доходах и суммах налога физического лица (п. 3 ст. 218, п. 3 ст. 230 Кодекса).
При этом в случае, если налогоплательщик работает одновременно у нескольких работодателей, вычет может быть предоставлен только у одного работодателя по выбору налогоплательщика. Вместе с тем, если в течение года стандартные вычеты не предоставлялись работодателем или были предоставлены в меньшем размере, налогоплательщик вправе их получить по итогам года, при обращении в налоговый орган по месту своего жительства при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) (п. 3, 4 ст. 218 Кодекса).
Вопрос: Кто устанавливает налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц?
Ответ: В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 3 статьи 56 Налогового кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 399 Налогового кодекса при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Налогового кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Таким образом, представительные органы муниципальных образований при установлении налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц вправе самостоятельно определять основания применения соответствующей налоговой льготы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области от 18 декабря 2020 г. N 9-18/13281@ "О направлении информации"
Текст письма опубликован не был