Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову о необходимости совершенствования условий получения специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной сельскохозяйственной техники".
2. Направить указанное Обращение Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Ростовской области и Правительства Ростовской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ростовской области, а также в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Предложить членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Ростовской области и Правительства Ростовской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ростовской области поддержать указанное Обращение при его рассмотрении.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества (Василенко В.Н.).
5. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
И.о. Председателя Законодательного |
А.В. Харченко |
К Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову о необходимости совершенствования условий получения специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной сельскохозяйственной техники
Уважаемый Андрей Рэмович!
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области выражают крайнюю обеспокоенность ситуацией, сложившейся в агропромышленном комплексе в связи с необходимостью получения специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной сельскохозяйственной техники.
Важнейшую роль в развитии сельского хозяйства играет автоматизация производства и использование современной специализированной техники, которая позволяет оптимизировать проведение сельскохозяйственных работ без ущерба для качества продукции.
В настоящее время практически вся сельскохозяйственная техника отечественного и импортного производства (зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, косилки, грабли, тракторы, погрузчики, посевные комплексы, почвообрабатывающая техника) является крупногабаритной и выпускается шириной от 3,5 метра.
В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства допускается только при наличии специального разрешения. Порядок его выдачи определен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июня 2019 года N 167 (далее - Порядок).
В Ростовской области практика применения указанного Порядка выявила ряд проблем, наверняка характерных и для других аграрных регионов страны.
Предусмотренный Порядком срок действия специального разрешения и количество предоставляемых по нему поездок не вполне согласуются с периодом проведения весенне-осенних полевых работ и агротехнологическими сроками производства сельскохозяйственной продукции. Действие специальных разрешений ограничено трехмесячным сроком и тридцатью поездками крупногабаритной сельскохозяйственной техники (комбайн, трактор) своим ходом в период с марта по сентябрь в пределах одного муниципального образования. Получение специального разрешения на каждое крупногабаритное транспортное средство осуществляется в заявительном порядке и требует определенных временных затрат и финансовых расходов по уплате государственной пошлины, размер которой составляет 1 600 рублей.
В случае если по специальному разрешению совершено предельное количество поездок, в пределах срока его действия возможно получить повторное разрешение также на совершение не более тридцати поездок в пределах одного муниципального образования.
В ходе проведения посевной, кормозаготовительной и уборочных кампаний одна единица сельскохозяйственной техники может совершать до 20 и более поездок в день. С учетом того, что специальное разрешение требуется на движение крупногабаритного транспортного средства как в одну сторону по маршруту или его части, так и в обратную, для одного среднего сельскохозяйственного предприятия с машинно-тракторным парком до 200 единиц сельскохозяйственной техники требуются сотни таких разрешений.
Кроме того, исходя из природно-климатических условий период проведения весенне-осенних полевых работ не ограничивается сентябрем и зачастую продолжается вплоть до конца ноября.
Для отдельных видов крупногабаритной сельскохозяйственной техники характерны сезонные особенности ее использования. Например, зерноуборочные комбайны задействованы в проведении полевых работ в начале лета и осени, в связи с чем осуществить их перегон в рамках одного оформленного разрешения (партии разрешений) не представляется возможным. При этом предельное количество поездок по одному специальному разрешению в данном случае, как правило, не используется.
В целях сокращения избыточной нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей депутаты Законодательного Собрания Ростовской области полагают необходимым отменить ограничение по предельному количеству поездок для сельскохозяйственной крупногабаритной техники по специальному разрешению, а также увеличить срок его действия с трех до девяти месяцев - с марта по ноябрь, то есть на весь период проведения весенне-осенних полевых работ.
Аналогичная ситуация, связанная с необходимостью получения большого количества специальных разрешений на одну единицу крупногабаритной сельскохозяйственной техники, возникает и в случае прохождения ее маршрута по территории нескольких муниципальных образований.
Кроме того, обрабатываемые поля зачастую находятся по разные стороны автомобильной дороги и для того, чтобы перегнать сельскохозяйственную технику с одного поля на другое, необходимо только пересечение проезжей части автомобильной дороги. При этом сельскохозяйственной организации необходимо получить специальное разрешение на каждый выезд сельскохозяйственной техники на автомобильную дорогу с согласованием маршрута в обе стороны.
В целях исключения подобных ситуаций представляется необходимым отменить ограничение действия специальных разрешений территорией одного муниципального образования, а также упростить порядок выдачи разрешений в случаях, когда производится пересечение проезжей части автомобильной дороги для перемещения сельскохозяйственной техники с одного поля на другое.
Отсутствие в федеральном законодательстве оптимальных условий для получения специальных разрешений влечет возложение на сельскохозяйственных товаропроизводителей неоправданной финансовой нагрузки, затрудняет эффективное ведение сельскохозяйственного производства и способствует повышению себестоимости произведенной продукции.
Нередко ввиду трудновыполнимых условий получения специальных разрешений сельскохозяйственные товаропроизводители вынуждены идти на нарушение правил движения крупногабаритных транспортных средств. Такие нарушения квалифицируются по статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекут административную ответственность в виде наложения крупных административных штрафов.
Например, в Ростовской области за период с января 2019 года по май 2020 года по указанной статье к административной ответственности привлечено 102 физических лица, 18 юридических лиц и 13 должностных лиц. Общая сумма наложенных административных штрафов составила более трех миллионов рублей.
Как отмечается в Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, одним из ключевых ориентиров развития на современном этапе является внедрение новых видов сервисов, услуг и решений, позволяющих оптимизировать производственные и логистические процессы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства депутаты Законодательного Собрания Ростовской области просят обратить внимание на актуальность и особую значимость поставленных проблем и рассмотреть возможность внесения предлагаемых изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июня 2019 года N 167 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства".
г. Ростов-на-Дону
17 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 17 декабря 2020 г. N 1016 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусову о необходимости совершенствования условий получения специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам крупногабаритной сельскохозяйственной техники"
Вступает в силу с 17 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 24 декабря 2020 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 24 декабря 2020 г. N 6100202012240021