Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К генеральному директору ПАО "Аэрофлот" М.И. Полубояринову по вопросу совершенствования тарифной и маршрутной политики авиакомпании в целях повышения инвестиционной, туристической привлекательности Ростовской области".
2. Направить указанное Обращение генеральному директору ПАО "Аэрофлот" М.И. Полубояринову.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (Бураков И.В.).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
И.о. Председателя Законодательного |
А.В. Харченко |
К генеральному директору ПАО "Аэрофлот" М.И. Полубояринову по вопросу совершенствования тарифной и маршрутной политики авиакомпании в целях повышения инвестиционной, туристической привлекательности Ростовской области
Уважаемый Михаил Игоревич!
Группа "Аэрофлот" - безоговорочный национальный чемпион в сфере пассажирских авиаперевозок. В последние годы доля "Аэрофлота" на российском рынке существенно выросла и, несомненно, продолжит расти дальше, несмотря на беспрецедентные для последних десятилетий отраслевые вызовы, с которыми пришлось столкнуться в 2020 году.
Пандемия COVID-19 и ее последствия нанесли мощный удар по сфере авиаперевозок во всем мире. Несколько месяцев назад фактически началась глобальная перезагрузка авиаотрасли. Определенные трансформации идут и в "Аэрофлоте". Возможно, именно сейчас удачное время, чтобы определенной перезагрузке подвергнуть и отношения "Аэрофлота" с Ростовской областью. На это, по крайней мере, есть запрос от жителей одного из крупнейших субъектов Российской Федерации, а также бизнеса, поскольку наличие разветвленного, удобного, конкурентоспособного по ценам авиасообщения существенно влияет на социально-экономическое развитие региона.
К сожалению, в последние годы фиксируется ряд негативных тенденций в тарифной и маршрутной политике "Аэрофлота" в отношении авиасообщения с Ростовской областью. Вопрос волнует большое количество жителей нашего региона, бизнес. В текущем году данная проблематика обсуждалась в рамках публичных мероприятий Законодательного Собрания Ростовской области. Необходимость запуска нового диалога для поиска взаимовыгодных решений накопившихся проблем явно назрела.
Несколько лет назад в пригороде Ростова-на-Дону был введен в эксплуатацию новый крупнейший на тот момент на юге России аэропорт "Платов". Благодаря запуску нового аэропорта ежегодный трафик авиапассажиров в Ростовской области перешагнул отметку в 3 млн. человек. В год проведения в России чемпионата мира по футболу - 2018 пассажиропоток составил 3 236 000 человек, в прошлом году - 3 059 000 человек. Однако потенциально "Платов" способен кратно увеличить эти цифры, превратиться в полноценный южный хаб, как это изначально планировалось на старте проекта.
В рамках уже существующих мощностей аэропорт "Платов" по расчетам экспертов Lufthansa, способен ежегодно обслуживать до 8 млн. пассажиров в год. Кроме того, в проектные решения заложена возможность последующего строительства второй взлетно-посадочной полосы. Таким образом, с учетом реализации второй очереди проекта аэропорта "Платов" его мощности могут возрасти до 12 млн. пассажиров в год.
При этом наращивание пассажиропотока аэропорта "Платов" станет катализатором реализации других сопутствующих транспортных и инфраструктурных проектов. Например, организация железнодорожного сообщения с "Платовым" и запуск "Аэроэкспресса" становятся экономически целесообразными при достижении пассажиропотока в объеме от 5 млн. человек в год.
Однако наращивать пассажиропоток без тесного сотрудничества с "Аэрофлотом" объективно невозможно, поскольку группа "Аэрофлот" сегодня является крупнейшим авиаперевозчиком страны и одной из ведущих авиакомпаний Европы.
В этой связи Законодательное Собрание Ростовской области обращается к Вам с предложением возобновить диалог со всеми заинтересованными сторонами по вопросу включения ростовского аэропорта "Платов" в число базовых для группы "Аэрофлот".
Кроме того, в последние годы негативное влияние на пассажиропоток оказывает ценовая и маршрутная политика "Аэрофлота" в отношении Ростовской области.
Например, стоимость авиабилетов "Аэрофлота" на маршрутах "Москва - Краснодар" и "Краснодар - Москва" в последние годы традиционно ниже, чем на маршрутах "Москва - Ростов-на-Дону" и "Ростов-на-Дону - Москва", хотя расстояние от Москвы до Краснодара заметно больше, чем до Ростова-на-Дону. Мониторинг в последнем "допандемийном" квартале 2020 года (I квартал 2020 года) показывает, что разница для билетов экономкласса составляет 7-10%. При этом основную часть трафика авиапассажиров для Ростовской области обеспечивают по-прежнему как раз маршруты "Москва - Ростов-на-Дону" и "Ростов-на-Дону - Москва". В свою очередь доля "Аэрофлота" на этих маршрутах более 43%.
Большие нарекания у потребителей Ростовской области, а также гостей региона вызывает динамическое ценообразование на авиабилеты "Аэрофлота". На практике динамическое ценообразование позволяет лишь незначительному числу людей приобретать авиабилеты в Ростовскую область и обратно по конкурентоспособной стоимости. Данная система тарификации эффективно применяется и другими перевозчиками, отелями, однако нигде не приводит к многократной разнице в расценках. Стоимость экономкласса у "Аэрофлота" может превышать расценки на бизнес-класс других авиакомпаний ("Ютэйр", "Сибирь"), осуществляющих рейсы через аэропорт "Платов". А тарифы "Аэрофлота" на бизнес-класс нередко в 2-6 раз выше аналогичных у конкурентов.
Маргинальный, но показательный пример по результатам мониторинга в последнем "допандемийном" квартале 2020 года: цена на билет бизнес-класса "Аэрофлота" по маршруту "Ростов-на-Дону - Москва" достигала 153 310 рублей в один конец (222 620 рублей - "туда-обратно"). За меньшую сумму бизнес-классом можно совершить перелет из Ростова-на-Дону, например, в Нью-Йорк и обратно (Turkish Airlines - 145 775 рублей), в Токио (85 035 рублей), Буэнос-Айрес (115 764 рублей), Лос-Анджелес (136 959 рублей) и т.д.
На протяжении длительного времени группа "Аэрофлот" укрепляет свои рыночные позиции (доля группы на национальном рынке несколько лет подряд превышает 47%), что позитивно в условиях глобального рынка авиаперевозок, где наблюдается концентрация бизнеса. Однако на внутреннем рынке эффект масштаба почему-то не ведет к более благоприятным тарифам для авиапассажиров, хотя, чем крупнее бизнес, тем, по идее, должны быть ниже издержки на единицу товара, услуги.
Количество авиакомпаний в стране снижается (может достигнуть десяти с доминирующей долей "Аэрофлота"), а "Аэрофлот" устанавливает практически монопольно высокие тарифы, используя динамическое ценообразование, скорее, как маскировку. Ростовская область столкнулась с этой проблемой, которая негативно влияет на социально-экономическое развитие региона, его туристическую и инвестиционную привлекательность.
На эту проблему накладывается еще и неудобная маршрутная "сетка" авиакомпании, которая часто делает практически невозможными однодневные деловые визиты на самом популярном у авиапассажиров отрезке "Москва - Ростов-на-Дону".
Нынешняя тарифная и маршрутная политика "Аэрофлота" ведет к росту издержек бизнеса, в том числе местного, сокращению деловой активности и изоляции региона от глобальных потоков бизнес-туризма. Наносится вред экономике Ростовской области, а значит, и страны в целом. Ростовская область для клиентов группы "Аэрофлот" (а это самая значимая часть пассажиропотока аэропорта "Платов") усилиями "Аэрофлота" постепенно превращается в "медвежий угол", куда трудно и неудобно долетать.
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области считают, что Стратегия развития ключевой авиакомпании страны должна учитывать не только прибыль перевозчика, но и интегральные интересы жителей, бизнеса Ростовской области, социально-экономического развития донского региона. Необходимо устранить ценовые аномалии, расширить, трансформировать в более удобную для авиапассажиров маршрутную сеть авиакомпании, сделать цены на билеты необременительными для бизнеса и населения Ростовской области.
Уважаемый Михаил Игоревич! Призываем Вас перезапустить диалог "Аэрофлота" со всеми заинтересованными сторонами для решения обозначенных в настоящем Обращении проблем. Законодательное Собрание Ростовской области, в свою очередь, готово содействовать этому диалогу и поиску взаимовыгодных для Ростовской области и "Аэрофлота" решений.
г. Ростов-на-Дону
17 декабря 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 17 декабря 2020 г. N 1017 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К генеральному директору ПАО "Аэрофлот" М.И. Полубояринову по вопросу совершенствования тарифной и маршрутной политики авиакомпании в целях повышения инвестиционной, туристической привлекательности Ростовской области"
Вступает в силу с 17 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 24 декабря 2020 г., "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 24 декабря 2020 г. N 6100202012240020